Практически ежегодно Национальный банк удивляет коллекционеров и тех, кто вкладывает в коллекционные и инвестиционные монеты, новинками. Тематика серий настолько разнообразна, что по ней можно изучать не только историю Казахстана, но и мировую. Как оказалось, в период неопределенной геополитической ситуации спрос на такие монеты только растет. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с начальником управления дизайна банкнот и монет Нацбанка Алматом Басеновым о том, какие еще изменения претерпел рынок монет из-за пандемии и обострения геополитической ситуации, можно ли продать Нацбанку поврежденную инвестиционную монету и над чем он сейчас работает.
- Алмат Галиевич, наблюдается ли рост спроса на инвестиционные монеты последние два года?
- В марте 2022 года мы наблюдали всплеск спроса на золотые монеты. Инвестиционных монет было реализовано 35,3% от общего объема реализации за 7 месяцев 2022 года. То есть любое политическое, экономическое событие оказывает влияние на востребованность не только золотых слитков, но и инвестиционных монет. Обычно в период кризиса все стараются сберечь, приумножить свои накопления и предпочитают инвестировать в активы в золоте, в том числе в золотые монеты.
В 2021 году наблюдалась также волатильность по мировым ценам на серебро, но она была более сдержанной, чем по золоту. Что интересно, информация о полном массовом отказе крупнейших автоконцернов от дизельных двигателей и переходе на электродвигатели способствовала повышению цены на серебро. Ведь именно этот драгметалл используется как сырье при производстве электромобилей.
- Насколько мне известно, казахстанцы все-таки предпочитают покупать серебряные монеты…
- Верно, они более востребованы. Одна из причин – они стоят дешевле, чем золотые инвестиционные монеты. Серебряные монеты казахстанцы рассматривают больше как подарок, чем как инструмент инвестирования.
- Насколько часто казахстанцы после покупки монет перепродают их Нацбанку?
- Очень редко. Ведь вложения в инвестиционные монеты могут «отбиться» и приумножиться зачастую именно в долгосрочном периоде: через пять и более лет.
Возможно, не все знают, что Нацбанк может выкупить даже те инвестиционные монеты, которые как-то повреждены: поцарапаны или даже те, у которых отсутствует какая-то часть. Это связано с тем, что он оценивает их по весу металла, из которого они сделаны. Стоимость одной унции золота привязана к котировкам на этот драгметалл на Лондонской фондовой бирже.
Если монета весит менее 150 грамм, то оценку ее стоимости Нацбанк производит в течение 1-2 дней. Хотя по регламенту срок оценки может доходить до 10 дней. В том случае, если ее вес превышает 150 грамм, то монету отправляют для оценки в Центр кассовых операций и хранения ценностей Нацбанка РК.
- Есть мнение, что больше ценятся именно коллекционные монеты, чем инвестиционные…
- Это не совсем так, будущая стоимость монеты зависит от множества факторов: от тиража, дизайна и так далее. Но если рассматривать топовые популярные монеты, то коллекционные, конечно, распродаются гораздо быстрее. Цена на такие монеты со временем может заметно вырасти. Например, в 1999 году была выпущена первая монета, которая была отчеканена на Казахстанском монетном дворе в качестве proof - «Миллениум» («Рубеж тысячелетий»). Технологически ее было очень сложно сделать. Сейчас, думаю, мы бы не взялись за ее чеканку.
Она была изготовлена из серебра 925 пробы. Тираж составил 2 тыс. монет, вес – 24 грамма, номинал – 100 тенге. На момент старта продаж она продавалась по 2 тыс. тенге – это около 17 долларов по курсу 1999 года. Через 10 лет эта монета продавалась уже по 3,5-4 тыс. долларов. Тогда рынок коллекционных монет был на пике. После цена на этот актив немного снизилась. Сейчас такая монета на вторичном рынке стоит около 200-300 тыс. тенге. Получается, что любая коллекционная монета в будущем может быть доходной, вопрос лишь во времени. Некоторые монеты медленнее растут в цене, другие – быстрее.
- Последние два года на рынке активизировались мошенники. Если говорить о коллекционных и инвестиционных монетах, как часто их подделывают…
- О случаях подделки инвестиционных монет не слышал, затраты на такую подделку не оправдаются. По коллекционным монетам подделок также не видел. Но слышал, что такие монеты, отчеканенные Казахстанским монетным двором, подделывали где-то в Китае. Качество таких монет было плохим, поэтому их сразу было видно.
- Поговорим о дизайне монет. Какие сейчас тренды наблюдаются в этом направлении?
- Этот рынок довольно подвижный и меняется практически ежегодно. В начале 2000-х весь мир изготавливал классические монеты: круглой формы, с минимальными вкраплениями каких-то других металлов. Но в 2007-2008 годах рынок резко поменялся, монеты стали чаще приобретать не для коллекционирования, а для подарка, сувенира. Монетные дворы начали экспериментировать с формами монет, использованием разных металлов.
Происходит своего рода гонка технологий. Многие монетные дворы стараются удивить необычными монетами. При производстве начала применяться инкрустация камней, монеты стали чеканить в форме пазлов и так далее. Мы также стараемся подхватывать все тренды в этой сфере, в том числе технологичные. В этом и следующем году планируем представить на рынке монеты, которые будут сочетать в себе самые современные технологии.
- Да, Казахстанский монетный двор действительно перенимает новые технологии. Помню, что именно мы были первыми, кто стал использовать тантал при производстве монет…
- Мы единственная страна, которая при чеканке монет работает с этим металлом. Например, мы стали использовать тантал при производстве монет серии «Космос».
Мысль применять этот металл пришла случайно, когда мы с группой дизайнеров разрабатывали дизайн одной из монет. Нам пришла идея – попробовать в производстве монет новый металл. Ведь у нас в стране представлена вся таблица Менделеева. Как вы знаете, монетный двор находится в Усть-Каменогорске, на территории Ульбинского металлургического завода. Это предприятие занимается обогащением танталовой руды. Тантал – это редкоземельный металл, который активно используется в аэрокосмической промышленности. В чистом виде в природе его не существует. Ведь он тугоплавкий, температура его плавления достигает 3 тыс. градусов по Цельсию. Этот металл имеет интересный, глубокий цвет, он более плотный, чем серебро, и стоит немного дороже.
В то же время тантал – гиперэластичный, в этом и есть сложность. Из-за своей мягкости и эластичности он залипает на штемпель – чеканный инструмент. Другие монетные дворы, возможно, также пробовали «поиграть» с этим металлом, но так и не справились с его гибкостью.
- С танталом интересная инициатива… А сейчас вы рассматриваете какие-то другие металлы для чеканки?
- Да, но скорее в качестве инкрустации. Сейчас многие мировые производители монет стали использовать нетрадиционные для чеканки металлы. Например, ниобий, он чем-то похож на тантал, но уступает ему по эмоциональному восприятию. Думаю, он не такой завораживающий. Но он также меняет цвет, как и тантал, при определенных химических процессах.
Знаете, мы стремимся использовать именно те металлы, которые ранее не применялись при чеканке. Стараемся делать монеты еще более уникальными.
Например, в этом году мы работаем над монетой с гипервысоким рельефом. Это очень интересная монета. Пока не могу назвать точную высоту этого рельефа – это закрытая информация. По нашим оценкам, в мире никто еще не делал подобные монеты. Планируем вывести ее на рынок в 2023 году.
- Из какого металла она будет?
- Из серебра, других вкраплений металла не предполагается. Ведь при таком высоком рельефе, который мы задумали, очень сложно монету чем-то инкрустировать или использовать какие-то вставки из другого металла.
- Какие еще монеты у вас в разработке?
- Также мы работаем над пазловыми монетами. Планируем выпустить новую серию монет – «Идеи мироздания», взгляды древних цивилизаций на мироздание. Это серия познавательно-образовательного толка. Мы начнем чеканить монеты, где будут использованы мотивы нашей местной философии, Тенгри, после – индийской, египетской, китайской. Эта серия будет представлена довольно интересными монетами ромбовидной формы. Она будет состоять из двух частей, необычно сложенных конструктивно. На танталовой вставке (пазле) будет представлена древняя цивилизация мироздания. Например, индийское представление мира.
Если вспомнить древнюю индийскую философию о представлении мира, Земля лежала на спинах трех слонов, а они стояли на панцире гигантской черепахи. Вот эту картину мы и планируем изобразить на одной из монет-пазле.
А на серебряной монете – уже современный мир. Как будто история перетекает из древних времен в современность. Это будет довольно увлекательная серия монет.
- У меня еще есть более технический вопрос… Как вы определяете, какой тираж будет у каждой монеты, серии монет? Анализируете спрос на предыдущие монеты…
- По анализу продаж той или иной серии мы продумываем, какой будет тираж каждой монеты. Но это не единственный критерий, их множество. Например, мы также прислушиваемся к мнению коллекционеров, анализируем каналы продаж монет, на правлении принимается окончательное решение.
- В период пандемии, обострения геополитической ситуации были нарушены логистические цепочки. Насколько мне известно, для чеканки монет вы используете золото, серебро, добытые в Казахстане. А были ли у вас проблемы с поставками реагентов?
- Все верно, все сырье для производства монет используем казахстанское. Упаковку для монет, блистеры мы заказываем в Польше, коробки – в Китае. И вот при их доставке у нас были сложности, колебания цен на логистику наблюдаем до сих пор. Также наблюдали неоправданно высокие цены на упаковку. Это было связано с тем, что она импортировалась в Казахстан авиасообщением. Скорее всего, мы будем искать изготовителей блистеров и коробок для монет на внутреннем рынке.
- Нацбанк участвует во многих выставках, где презентует как коллекционные, так и инвестиционные монеты. Из каких стран коллекционеры, Центробанки проявляют наибольший интерес?
- Это сложно оценить. Мы ежегодно участвуем в выставке в Германии – это самая крупная выставка монет в Европе. Там мы встречаемся с коллекционерами Европы, США и других стран. Они проявляли огромный интерес к нашим монетам, особенно к тем, что из тантала. Мы представляем на выставке ограниченное количество монет – большинство из них разбирают в считанные минуты. Оставшиеся по одной выставляем на экспозицию и реализуем их в последний день выставки. Немецкая выставка монет проходит в конце января каждого года. Правда, в этом году из-за пандемии ее перенесли на лето.
- Насколько часто наш монетный двор берет международные заказы? Как мне известно, вы выпускали монеты, посвященные чемпионату мира по футболу…
- У нашего монетного двора было довольно много зарубежных заказов на изготовление монет. Например, он сотрудничает с нумизматической компанией, входящей в структуру Международного олимпийского комитета, FIFA. И обычно к каждому чемпионату мира по футболу, Олимпийским играм мы на заказ изготавливаем монеты. Знаете, не каждый монетный двор удостаивается такой привилегии, как чеканка монет к таким важным спортивным событиям. Обычно лишь 4-5 монетных дворов, и мы в их числе.
Помимо МОК и FIFA, мы работаем с компаниями из Польши, Швейцарии и Германии. Они также наши постоянные клиенты по чеканке монет.
- Это и коллекционные, и инвестиционные монеты…
- Нет, это касается только коллекционных монет. Ведь инвестиционные монеты преимущественно использовались на внутреннем рынке.
- Можно сказать, что монетные дворы конкурируют между собой…
- Конечно. Но прежде всего коллекционные монеты выпускаются монетным двором, чтобы представить культуру, историю конкретной страны за ее пределами. А используемые на монетном дворе технологии позволяют выигрывать тендеры на чеканку циркуляционных монет разных стран. Ведь не у каждой страны есть свой монетный двор. Мы как раз и выигрываем такие тендеры на чеканку циркуляционных монет. Например, такие страны, как Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь, заказывают изготовление коллекционных монет нас. И, конечно, при выборе монетного двора играет роль стоимость логистики таких монет.
- Алмат Галиевич, вы работаете в Нацбанке более 20 лет. Наверняка, у вас есть личная коллекция монет?
- Личной коллекции у меня нет. Если я покупаю монеты, то, как правило, передариваю их своим родным, друзьям.