В рамках конференции Astana Finance Days-2022 при поддержке Mastercard и Tech Hub МФЦА прошла панельная сессия «Потенциал розничных финансов: что на повестке в Центральной Азии».
В ходе сессии эксперты и крупные игроки финансового и телеком-рынков обсудили возможность раскрытия потенциала розничных финансов и пути вовлечения широких слоев населения в безналичную цифровую экономику.
Был охвачен круг проблем, который стоит на повестке дня на рынке финансов: финансовая инклюзивность, повышение цифровой грамотности, финансовая безопасность и содействие долгосрочному финансовому здоровью клиентов.
В работе сессии приняли участие руководители ведущих телеком-компаний, коммерческих банков, финансовых институтов Казахстана: Сергей Коптик, руководитель мобильных финансовых сервисов Kcell; Павел Кравченко, управляющий директор Банка ЦентрКредит; Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии; Максим Кабанов, председатель правления Jusan Invest; Жумабек Мамутов, заместитель председателя правления Halyk Bank; Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро. Модератором сессии выступил Арман Батаев, сооснователь и директор Finmentor.kz.
Спикеры озвучили важные вопросы розничного бизнеса, которые сегодня поднимаются в профессиональном сообществе. Это улучшение цифровой и финансовой грамотности населения, развитие потенциала и инфраструктуры для появления PFM (personal finance management) сервисов в регионе, обменялись мнениями о роли банковской и телеком-индустрии в формировании ответственных покупательских и сберегательных привычек у населения.
Жумабек Мамутов, заместитель председателя правления Halyk Bank, отметил важность наличия цифровой и физической инфраструктуры, развитой банковской экосистемы для финансовой инклюзивности. Спикер рассказал о работе банка по обучению клиентов новым финтех-сервисам, защите клиентов от мошенничества, а также о развитии филиальной сети банка в формате phygital и сети многофункциональных банкоматов, адаптированных для людей с особыми потребностями.
Павел Кравченко, управляющий директор Банка ЦентрКредит, подчеркнул, что тема финансовой грамотности является одним из ключевых элементов стратегии банка. Цель банка – создать возможности, чтобы клиент мог любую транзакцию провести самостоятельно. Спикер рассказал о продуктах банка для детской аудитории, позволивших за два года привить навыки финансовой грамотности более чем 100 тыс. детей, о еженедельных программах обучения диджитализации и цифровой грамотности для людей пенсионного возраста, а также анонсировал планы банка по выпуску новых продуктов по управлению капиталом и личными финансами.
Максим Кабанов, председатель правления Jusan Invest, рассказал об актуальности обучения финансовой грамотности с малых лет на примере продуктов Jusan Junior, дающих детям от 10 до 16 лет возможность научиться основам инвестирования под присмотром родителей и самостоятельно накапливать сбережения, а также о работе Jusan Bank со школьниками, отметив важность доносить информацию простым языком в интересном формате.
Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро, обратил внимание аудитории на тему не только социально ответственного кредитования, но и ответственного заимствования, чтобы население реально оценивало свои возможности по обслуживанию кредита. Он также порекомендовал не реже чем раз в полгода проверять персональный кредитный отчет и призвал банки транслировать эту информацию клиентам через банковские приложения.
Сергей Коптик, руководитель мобильных финансовых сервисов Kcell, рассказал о том, как большие объемы данных и широкая сеть покрытия интернетом позволяют телеком-оператору предоставить равный доступ к финансовым услугам и первый опыт онлайн-платежей для людей даже в самых отделенных населенных пунктах страны. Кроме того, Сергей Коптик анонсировал запуск OGO Bank совместно с Mastercard со спектром услуг полноценного необанка, включающим кобрендинговые карты с широкой программой лояльности, платежи, переводы, банковские вклады, займы и др.
По словам одного из спикеров, за последние 1,5 года при возможности изъятия пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий было запрошено 3 трлн тенге, а на перевод частным управляющим компаниям, когда деньги остаются в системе и работают на экономику страны, всего 8 млрд тенге (0,26%). Это говорит о том, что компаниям нужно больше и активнее рассказывать населению про другие возможности накопления даже с небольшими капиталом.
Участники отметили, что повышение финансовой грамотности – это общая задача всех игроков рынка: «Мы должны стараться простым языком рассказывать населению, как сберечь свои доходы, накопить, избегать мошенников. Сегодня в Казахстане только 3% экономически активного населения имеют брокерские счета, тогда как в России, например, их почти 25%».
Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии, отметил: «Говоря о розничных финансах, мы не можем не говорить о технологиях, которые все больше и больше проникают в нашу жизнь. Мы проводим эту сессию совместно с Tech Hub МФЦА, потому что для Mastercard крайне важно построить устойчивую и инклюзивную экономику, в которой каждый человек и каждый бизнес могут извлечь выгоду. И как глобальная технологическая компания, мы находимся в уникальном положении для подключения и обеспечения инклюзивной цифровой экономики для всех участников – государства, бизнеса и населения. В Mastercard мы верим, что именно благодаря партнерским отношениям мы действительно можем двигаться вперед, оказывать влияние и создавать позитивные изменения в обществе».
Кайрат Калиев, заместитель председателя правления Администрации МФЦА: «Миссия МФЦА – содействие устойчивому развитию региона путем стимулирования инновационных финансовых продуктов и услуг. Поэтому мы всегда поддерживаем диалог с представителями финтех-рынка, среди которых активную роль играют корпорации секторов финансов и телеком. Мы рады, что Astana Finance Days 2022 в очередной раз стала такой респектабельной площадкой, где нам удалось обсудить и услышать от крупных игроков рынка об их технологических решениях и новых разработках по росту финансовой инклюзивности, обеспечению цифровой грамотности, финансового здоровья и безопасности розничных потребителей».
Участники отметили, что финансовая инклюзивность, повышение финансовой грамотности и безопасности розничных потребителей – это общая задача всех игроков рынка.