USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Розничные финансы: что на повестке в Центральной Азии

Представители банковского и телеком-рынка рассказали о своих инициативах по вовлечению населения в цифровые финансы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Розничные финансы: что на повестке в Центральной Азии- Kapital.kz

В рамках конференции Astana Finance Days-2022 при поддержке Mastercard и Tech Hub МФЦА прошла панельная сессия «Потенциал розничных финансов: что на повестке в Центральной Азии».

В ходе сессии эксперты и крупные игроки финансового и телеком-рынков обсудили возможность раскрытия потенциала розничных финансов и пути вовлечения широких слоев населения в безналичную цифровую экономику.

Был охвачен круг проблем, который стоит на повестке дня на рынке финансов: финансовая инклюзивность, повышение цифровой грамотности, финансовая безопасность и содействие долгосрочному финансовому здоровью клиентов.

В работе сессии приняли участие руководители ведущих телеком-компаний, коммерческих банков, финансовых институтов Казахстана: Сергей Коптик, руководитель мобильных финансовых сервисов Kcell; Павел Кравченко, управляющий директор Банка ЦентрКредит; Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии; Максим Кабанов, председатель правления Jusan Invest; Жумабек Мамутов, заместитель председателя правления Halyk Bank; Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро. Модератором сессии выступил Арман Батаев, сооснователь и директор Finmentor.kz.

Спикеры озвучили важные вопросы розничного бизнеса, которые сегодня поднимаются в профессиональном сообществе. Это улучшение цифровой и финансовой грамотности населения, развитие потенциала и инфраструктуры для появления PFM (personal finance management) сервисов в регионе, обменялись мнениями о роли банковской и телеком-индустрии в формировании ответственных покупательских и сберегательных привычек у населения.

Розничные финансы: что на повестке в Центральной Азии 1501764 - Kapital.kz

Жумабек Мамутов, заместитель председателя правления Halyk Bank, отметил важность наличия цифровой и физической инфраструктуры, развитой банковской экосистемы для финансовой инклюзивности. Спикер рассказал о работе банка по обучению клиентов новым финтех-сервисам, защите клиентов от мошенничества, а также о развитии филиальной сети банка в формате phygital и сети многофункциональных банкоматов, адаптированных для людей с особыми потребностями.

Павел Кравченко, управляющий директор Банка ЦентрКредит, подчеркнул, что тема финансовой грамотности является одним из ключевых элементов стратегии банка. Цель банка – создать возможности, чтобы клиент мог любую транзакцию провести самостоятельно. Спикер рассказал о продуктах банка для детской аудитории, позволивших за два года привить навыки финансовой грамотности более чем 100 тыс. детей, о еженедельных программах обучения диджитализации и цифровой грамотности для людей пенсионного возраста, а также анонсировал планы банка по выпуску новых продуктов по управлению капиталом и личными финансами.

Максим Кабанов, председатель правления Jusan Invest, рассказал об актуальности обучения финансовой грамотности с малых лет на примере продуктов Jusan Junior, дающих детям от 10 до 16 лет возможность научиться основам инвестирования под присмотром родителей и самостоятельно накапливать сбережения, а также о работе Jusan Bank со школьниками, отметив важность доносить информацию простым языком в интересном формате.

Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро, обратил внимание аудитории на тему не только социально ответственного кредитования, но и ответственного заимствования, чтобы население реально оценивало свои возможности по обслуживанию кредита. Он также порекомендовал не реже чем раз в полгода проверять персональный кредитный отчет и призвал банки транслировать эту информацию клиентам через банковские приложения.

Сергей Коптик, руководитель мобильных финансовых сервисов Kcell, рассказал о том, как большие объемы данных и широкая сеть покрытия интернетом позволяют телеком-оператору предоставить равный доступ к финансовым услугам и первый опыт онлайн-платежей для людей даже в самых отделенных населенных пунктах страны. Кроме того, Сергей Коптик анонсировал запуск OGO Bank совместно с Mastercard со спектром услуг полноценного необанка, включающим кобрендинговые карты с широкой программой лояльности, платежи, переводы, банковские вклады, займы и др.

По словам одного из спикеров, за последние 1,5 года при возможности изъятия пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий было запрошено 3 трлн тенге, а на перевод частным управляющим компаниям, когда деньги остаются в системе и работают на экономику страны, всего 8 млрд тенге (0,26%). Это говорит о том, что компаниям нужно больше и активнее рассказывать населению про другие возможности накопления даже с небольшими капиталом.

Участники отметили, что повышение финансовой грамотности – это общая задача всех игроков рынка: «Мы должны стараться простым языком рассказывать населению, как сберечь свои доходы, накопить, избегать мошенников. Сегодня в Казахстане только 3% экономически активного населения имеют брокерские счета, тогда как в России, например, их почти 25%».

Рафал Трэпка, генеральный директор Mastercard в Центральной Азии, отметил: «Говоря о розничных финансах, мы не можем не говорить о технологиях, которые все больше и больше проникают в нашу жизнь. Мы проводим эту сессию совместно с Tech Hub МФЦА, потому что для Mastercard крайне важно построить устойчивую и инклюзивную экономику, в которой каждый человек и каждый бизнес могут извлечь выгоду. И как глобальная технологическая компания, мы находимся в уникальном положении для подключения и обеспечения инклюзивной цифровой экономики для всех участников – государства, бизнеса и населения. В Mastercard мы верим, что именно благодаря партнерским отношениям мы действительно можем двигаться вперед, оказывать влияние и создавать позитивные изменения в обществе».

Розничные финансы: что на повестке в Центральной Азии 1501773 - Kapital.kz

Кайрат Калиев, заместитель председателя правления Администрации МФЦА: «Миссия МФЦА – содействие устойчивому развитию региона путем стимулирования инновационных финансовых продуктов и услуг. Поэтому мы всегда поддерживаем диалог с представителями финтех-рынка, среди которых активную роль играют корпорации секторов финансов и телеком. Мы рады, что Astana Finance Days 2022 в очередной раз стала такой респектабельной площадкой, где нам удалось обсудить и услышать от крупных игроков рынка об их технологических решениях и новых разработках по росту финансовой инклюзивности, обеспечению цифровой грамотности, финансового здоровья и безопасности розничных потребителей».

Участники отметили, что финансовая инклюзивность, повышение финансовой грамотности и безопасности розничных потребителей – это общая задача всех игроков рынка.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.