Во время Astana Finance Days была затронута тема, как коронакризис и текущая ситуация вокруг Украины влияют на банковскую деятельность и авиасферу. Участники рынка сошлись во мнении, что не стоит ждать быстрого решения геополитической ситуации. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Во время конференции модератор задал вопрос главе Air Astana, как компания адаптируется в связи с потерей рынков России и Украины?
«Мы перестали осуществлять авиарейсы из России и в РФ, над воздушным пространством России с 11 марта с 7:00 утра. И именно тогда, когда наши страховые андеррайтеры отказали в покрытии этих полетов. С того момента другие ключевые бизнес-партнеры и провайдеры услуг также наложили определенные ограничения и санкции. То есть теперь у нас санкции на нескольких уровнях», - отметил президент Air Astana Питер Фостер.
Он считает, что в ближайшее время «не стоит ждать того, что авиаперевозчик будет осуществлять полеты в Россию или из нее и над Украиной».
«На самом деле, спрос на авиарейсы в Турцию, Грецию, Таиланд, Южную Корею, Грузию, Индию настолько высок, что мы без проблем абсорбировали эти высвободившиеся мощности. Мы направили их на другие маршруты... Из-за пандемии, даже до 24 февраля 2022 года, мы не успели (в полной мере) восстановить наши авиаперелеты в Россию. До украинских событий всего лишь около 25% от общего количества наших перелетов занимали авиарейсы в Россию», - уточнил Питер Фостер.
В то же время он подчеркнул, что из-за закрытия воздушного пространства над Украиной время перелета над Европой заметно увеличилось. «Потому что мы теперь должны осуществлять перелеты южнее Черного моря. А это дополнительные 1,5 часа при перелете во Франкфурт, при осуществлении рейса в Лондон нам нужно делать дополнительную остановку в Актау. Это неудобно. Также появились дополнительные топливные сборы», - подчеркнул глава Air Astana.
О том, как Halyk Bank переживает последние два года, рассказал заместитель председателя правления банка Мурат Кошенов. Он начал свою речь с того, что Halyk является «старейшей публичной компанией», так как банк листингуется на Лондонской фондовой бирже с 2006 года. «Сейчас мы тоже торгуемся на LSE, KASE и AIX. У нас множество институциональных инвесторов по всему миру и более 50 тыс. розничных инвесторов в Казахстане. Наши розничные инвесторы через Halyk Invest, думаю, готовы к предстоящему IPO «КазМунайГаза» и другим предстоящим IPO», - уточнил банкир.
По его словам, банк пережил несколько кризисов, в том числе 2014-2015 годы, когда наблюдалось резкое ослабление тенге.
«2020-2021 годы также были непростыми, в 2022 год мы вышли с еще более высокой турбулентностью в экономике и в мире», - уточнил эксперт.
По его словам, в 2021 году международные рейтинговые агентства повысили рейтинг банка. В этом году его подтвердили.
«Мы были устойчивы к возникшим шокам в экономике. У нас сильная база по капиталу, она снижается, но все равно составляет около 19%. Уменьшение достаточности капитала произошло по двум причинам. В первую очередь мы продолжаем инвестировать наш базовый (кредитный – Ред.) портфель в крупные компании, МСБ и розничных клиентов. Кроме того, распределяем дивиденды своим акционерам. Увеличили наши выплаты по дивидендам с 50% до 60%. Мы также продолжаем принимать депозиты в текущей ситуации и наблюдаем, что около 1 трлн тенге – это приток депозитов как от корпоративных, так и розничных клиентов. Кроме того, мы приобрели часть портфеля ДБ «Сбербанка», - отметил Мурат Кошенов.
Он подчеркнул, что 90% ИП открывают сейчас свои счета в банке онлайн. «Нет необходимости посещать офис, чтобы открыть счет и вести свой бизнес», - уточнил эксперт.
Мурат Кошенов также затронул и розничное направление. «Количество ежемесячных посещений через наш Homebank увеличилось более чем в 4 раза за последние два года. Доля цифровых кредитов, полученных онлайн, также заметно увеличилась через Homebank. Три из четырех займов, полученных нашими розничными клиентами, были одобрены через приложение Homebank», - заметил эксперт.