Через два года на рынке товарных бирж ожидаются изменения. Одно из них - с марта 2024 года в два раза будет повышен уставный капитал для таких бирж. По словам президента товарной биржи «Каспий» Эрика Танаева эта мера направлена на сокращение игроков рынка и повышение гарантий по сделкам, совершаемым на товарных биржах. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, какие инструменты уже есть на рынке для снижения рисков по биржевым сделкам и чем будет заниматься специализированная биржа.
- Эрик Маратович, в Ассоциации товарных бирж сообщали, что с 2025 года планируется повысить уставный капитал для товарных бирж. Приняты ли уже законодательные нормы по этому вопросу?
- В конце 2021 года в Закон РК «О товарных биржах» были внесены изменения, согласно которым с марта 2024 года повышается уставный капитал для действующих товарных бирж Казахстана. До внесения изменений уставный капитал для таких бирж должен составлять не менее 300 тыс. месячных расчетных показателя (МРП) – это 918 млн тенге. К моменту вступления в силу поправок биржам необходимо увеличить уставный капитал до 600 тыс. МРП путем пополнения в денежном эквиваленте не менее 300 тыс. МРП. Вновь открываемые биржи уже сейчас должны сформировать свой уставный капитал полностью за счет денежных средств в размере не менее 600 тыс. МРП – или свыше 1,8 млрд тенге.
Инициатива по повышению уставного капитала связана с необходимостью сократить количество действующих товарных бирж. В Министерстве торговли и интеграции РК же считают, что таким образом будут повышены гарантии по сделкам, совершаемым на товарных биржах. Но дело в том, что уставный капитал не является гарантом по биржевым сделкам. Он выступает гарантом по сделкам, которые биржа заключает со своими контрагентами – а это не участники торгов.
Чтобы снизить риски при заключении биржевых сделок, на рынке есть другие инструменты. В первую очередь это клиринговый центр, обеспечивающий систему риск-менеджмента путем ведения учета биржевого обеспечения. Перед тем как участвовать в торгах, покупатель и продавец вносят определенную сумму в клиринговый центр, и если одна из сторон отказывается от сделки, то обеспечение переходит пострадавшей стороне. Основной риск на бирже – это отказ одной стороны от сделки, который бывает в случае изменения цены на товар. В этой связи размер биржевого обеспечения, вносимый участниками торгов, должен покрывать риск изменения цены. В случае же, если биржевое обеспечение оказалось недостаточным, чтобы покрыть все риски, при клиринговом центре и бирже формируются страховой и гарантийные фонды. Во всем мире эти инструменты достаточны, ведь если цена на товар очень волатильна, то обеспечение может составлять до 100% от сделки.
- Как вы оцениваете меру по повышению капитала?
- У нее есть ощутимые минусы. Товарные биржи должны будут размещать уставный капитал, сформированный в денежном выражении, на расчетном счете, а это значит, что де-факто деньги на нем будут «заморожены». То есть их нельзя будет использовать на приобретение дополнительного программного обеспечения для биржи, улучшения инфраструктуры. Для действующих бирж сумма, на которую придется докапитализироваться, составит свыше 900 млн тенге. Это внушительная сумма для товарных бирж, так как чистые доходы топ-3 крупных товарных бирж Казахстана составляют в среднем 100-150 млн тенге в год.
К тому же увеличение уставного капитала может привести к росту биржевых комиссий, причем в несколько раз. Соответственно, повышение комиссий отразится и на стоимости биржевых товаров. Отмечу, на нашей бирже размер биржевых комиссий по биржевым товарам колеблется от 0,01 до 0,05% от суммы сделки.
- Можно ли говорить о том, что требования по уставному капиталу у товарных бирж в странах ЕАЭС ниже?
- Насколько мне известно, во всех странах Евразийского союза такие лимиты существенно ниже. Уставный капитал не обязательно формировать исключительно в денежной форме.
- Как вы считаете, сколько бирж могут не выдержать новые требования по капиталу?
- Мне сложно делать такие оценки. По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, у нас в стране зарегистрировано 17 товарных бирж, некоторые из них могут не потянуть новую планку.
- Вам известно о планах бирж ЕАЭС по выходу на рынок Казахстана?
- Нет, но предполагаю, что, например, российские биржи не будут открывать у нас свои представительства – это не имеет смысла. Скорее всего, за счет создания единого биржевого рынка стран ЕАЭС часть сделок по биржевым товарам, которые ранее реализовывались через товарные биржи РК, будут проходить на товарных биржах России. Ведь российские биржи более технологичны по сравнению с нашими. Это связано с тем, что они имеют больше ресурсов для финансирования своей инфраструктуры за счет огромного объема операций.
- Какие еще поправки были внесены в Закон?
- В 2023 году в Казахстане планируется создать специализированную биржу, на которой будут проходить торги квотами на выбросы углерода. Таким образом, другие товарные биржи не будут иметь возможности торговать данным товаром. С моей точки зрения, эта норма нерациональна, потому что создает условия для монополии. В то же время, предполагаю, что для специализированных товарных бирж деятельность по реализации углеродных квот не будет доходной, так как иными видами торгов они не смогут заниматься. Сам рынок квот существенно ограничен в участниках и ликвидности, к тому же сделки в основном заключаются в летний период после сдачи предприятиями отчетности по окончанию действия национального плана распределения квот. В случае же если план действует несколько лет, то и основное время торгов будет только после окончания его действия.
Приведу пример. На нашей бирже торги квотами на выбросы углерода проходят с 2014 года. За 8 лет нашей работы объем торгов за весь период по квотам не превысил и 3 млрд тенге – а мы являемся одними из лидеров среди бирж на рынке по торговле углеродом. При этом, для сравнения, обороты нашей биржи по всем остальным торгам составляют 300-400 млрд тенге в год. То есть торговля квотами занимает менее 1% наших торгов и мы можем выставлять достаточно низкие сборы за заключение сделок. В случае же если торговля будет выделена на специализированную «монобиржу», из-за низких оборотов, чтобы как-то окупить затраты на свое содержание, будут установлены высокие комиссии.
- Как будет происходить отбор бирж, которые все-таки захотят специализироваться только на продаже квот по углероду?
- У меня нет такой информации. Но логичнее было бы данную биржу сделать квазигосударстванной. Ведь частная биржа, если она займется реализацией квот углерода, не сможет самостоятельно себя содержать – ей не хватит ресурсов.
- Как вы считаете, как стоило бы поменять правила игры на рынке товарных бирж?
- Думаю, что необходимо расширить виды аукционов, используемых на товарных биржах. В настоящее время у нас разрешены только два вида аукционов: двойной встречный анонимный аукцион и стандартный. Текущие виды аукционов не всегда позволяют покрыть потребности рынка. Например, при реализации биржевых товаров одним продавцом множеству покупателей обязательный в таких случаях двойной встречный анонимный аукцион приводит к постоянному росту цены вверх, так как продавцу не с кем конкурировать. Этот вид аукциона используется на высоколиквидных рынках, где множество как покупателей, так и продавцов.
Например, на товарных биржах Европы, США используется также франкфуртский (односторонний, специализированный) аукцион. У нас на валютном рынке KASE он применяется при ожидаемом высоком спросе, когда имеется один продавец - Национальный банк РК и множество покупателей. Подобный аукцион используется на биржах EEX (ЕС), ICE (США и Великобритания) при реализации товаров одним продавцом. Сначала биржа собирает заявки от желающих приобрести тот или иной товар, в которых указано, в каком объеме и по какой цене каждый покупатель готов приобрести товар. После окончания приема заявок инициатор с организатором торгов принимают решение по цене отсечения, по которой удовлетворяются заявки.
В итоге мы избегаем резкого скачка цен и удовлетворяем максимальное количество участников. Такой вид аукциона можно было бы внедрить и на товарных биржах Казахстана, в том числе и при распределении квот, или, к примеру, реализации сжиженного газа в регионах, где один продавец.