Национальный банк Казахстана опубликовал окончательные итоги платежного баланса за 2021 год. Дефицит текущего счета сократился на 0,8 млрд долларов по сравнению с 2020 годом и составил (-)5,7 млрд долларов. Об основных тенденциях в платежном балансе в 2021 году рассказал директор Департамента платежного баланса НБК Азат Ускенбаев.
– Азат Бекболатович, какие факторы повлияли на некоторое улучшение текущего счета в 2021 году?
– Безусловно, основным двигателем улучшения текущего счета являлся рост экспорта товаров на 27,5%, до 60,3 млрд долларов. Это объясняется в первую очередь высокими ценами на экспортируемое сырье – нефть и металлы, совокупная доля которых составила около 70% экспорта 2021 года.
Рост цен на нефть привел к двузначному увеличению экспорта нефти и газового конденсата в сравнении с 2020 годом. Кроме того, продажи цветных металлов выросли на 1,2 млрд долларов, до 6,1 млрд долларов, черных металлов – на 1,8 млрд долларов, до 5,0 млрд долларов. В оставшейся части экспорта также преобладают сырьевые товары, такие как пшеница, железная руда и ферросплавы.
– Несмотря на внушительный рост экспорта, текущий счет остается в дефиците, отчасти за счет двузначного роста доходов иностранных инвесторов. Чем обоснован данный рост?
– Иностранные инвестиции сконцентрированы в сырьевых отраслях экономики. Поэтому рост цен ведет не только к увеличению экспорта, но и к повышению доходов к выплате иностранным прямым инвесторам. Таким образом, при росте цен на сырье не происходит пропорционального улучшения текущего счета, давление на текущий счет сохраняется.
В 2021 году по сравнению с 2020-м цены на нефть выросли на 69,2%, с 41,8 до 70,7 доллара за баррель, индекс цен на металлы GPMI (Global price of Metal index) – на 46,9%, с 139,8 до 205,4. В совокупности это обусловило рост доходов иностранных прямых инвесторов (дивидендов и реинвестиций) на 62,1%, до 22,8 млрд долларов.
– Является ли рост доходов иностранных инвесторов единственным фактором, сдерживающим улучшение текущего счета?
– Безусловно, нет. Концентрация иностранных инвестиций в сырьевом секторе – это одна из структурных проблем платежного баланса Казахстана. Другая и не менее значимая – высокая зависимость страны от импорта.
Последние годы импорт держится на высоких уровнях. Растущая инфляция в странах – торговых партнерах на протяжении всего прошлого года, платежеспособный спрос населения и бизнеса, а также отсутствие внутреннего производства стимулировали рост импорта и, как результат, препятствовали улучшению текущего счета. Импорт товаров по методологии платежного баланса превысил показатели 2020 года на 7,1%, составив 39,7 млрд долларов, и был на уровне допандемийного 2019 года.
– Наблюдались ли изменения в импорте? Какие товары импортировали казахстанцы в 2021 году?
– Если в предыдущие периоды основными драйверами прироста импорта являлись инвестиционные и промежуточные товары, то в прошлом году заметно рос импорт потребительских товаров, в особенности непродовольственных. Потребительский импорт достиг 12,4 млрд долларов – максимума за последние 7 лет.
Казахстанцы из непродовольственных потребительских товаров (импорт в 2021 году – 8,9 млрд долларов) в основном покупали импортные автомобили, телефоны, компьютеры, лекарства, одежду и обувь, из продовольственных (3,6 млрд долларов) – мучные кондитерские изделия, напитки, сахар, шоколад, мясо птицы, сыры и творог, чай, колбасные изделия.
– Вы отметили, что в последние годы импорт держится на стабильно высоких уровнях. Как это влияет на обменный курс?
– Влияние импорта на обменный курс обусловлено тем, что импорт порождает спрос на иностранную валюту для его оплаты. Однако здесь необходимо учитывать казахстанскую специфику. Она заключается в следующем: некоторая часть промежуточного и инвестиционного импорта финансируется иностранными прямыми инвестициями. Так как эти объемы не проходят через внутренний валютный рынок, давление на курс тенге они не оказывают.
– Тогда какой импорт приводит к росту спроса на иностранную валюту?
– Спрос на валюту на внутреннем рынке порождает та часть промежуточного и инвестиционного импорта, которая закупается за счет фискальных расходов и средств бизнеса, не финансируемого иностранными инвестициями, а также потребительский импорт.
Импорт промежуточных и инвестиционных товаров при эффективности дальнейшего использования таких товаров обоснован, поскольку способствует развитию внутреннего производства. В потребительских же товарах мы видим возможности для замещения импорта и, как следствие, снижения давления на обменный курс. Некоторые относительно простые позиции при эффективном и рациональном использовании ресурсов можно производить внутри страны. К таким товарам, например, можно отнести сахар, яблоки, сыры, колбасы, мясо птицы, бытовую химию, одежду и обувь.
Таким образом, в 2021 году существенные объемы потребительского импорта были одним из основных факторов повышенного спроса на иностранную валюту.
– Значительную часть импорта страны составляют товары из России. По вашему мнению, повлияет ли нынешняя геополитическая ситуация на сокращение импорта в текущем году?
– Россия является одним из основных торговых партнеров Казахстана. Ее доля в импорте 2021 года составила 42% (в среднем за последние 5 лет – 38%). Как сильно изменится импорт в текущем году, будет зависеть от различных факторов, включающих в себя размеры и продолжительность санкций, динамику мировой инфляции, возможности быстрой переориентации на иные логистические цепочки, покупательскую способность населения, внутренние запреты России на вывоз определенных товарных групп.
– Получается, что влияние вышеупомянутых вами факторов на импорт будет неоднозначным?
– Да. Например, в прошлом году большие объемы импорта составили российские автомобили и их комплектующие. Однако на сегодняшний день мы наблюдаем приостановку работы автомобильных заводов в РФ ввиду санкционных ограничений, что, безусловно, повлияет и на наш рынок. Другим примером является запрет России на экспорт сахара. Кроме прочего, часть товаров, импортируемых из зарубежных стран, доставлялась к нам через территорию России. Здесь еще нужно учитывать темпы инфляции у нашего северного соседа, которые будут повышать стоимость российских товаров.
Все будет зависеть от обменного курса, инфляционного дифференциала между двумя странами, ситуации с логистическими цепочками и от того, как будет дальше развиваться ситуация с запретами на вывоз определенных товаров из России. Полагаю, что во время предварительной оценки платежного баланса за первый квартал 2022 года, которую мы опубликуем в конце апреля, у нас уже будет более развернутый ответ на данный вопрос.