Сильно ли скажется текущая ситуация на рынке акций местных банков второго уровня? Повлияет ли это как-то на их ликвидность, выплату дивидендов и текущие показатели? Обо всем этом мы поговорили с нашими экспертами.
По словам Данияра Темирбаева, исполнительного директора Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS), финансиста, образно все игроки рынка сейчас летят в одном самолете, а когда падаешь, неважно - в бизнес-классе ты или эконом. В такой нестабильной ситуации важнее понять, у кого из банков больше запаса прочности. И тут силен и Halyk Bank, и Kaspi. В частности, Halyk Bank набрал к этому году большой объем ликвидности, у него устойчивые финансовые показатели, к тому же он всегда отличался консервативным подходом к кредитованию, что идет на руки в период стресса.
«Если речь идет о наших голубых фишках, которые представлены в Лондоне - это Halyk Bank и Kaspi, - то за последнее время ситуация с беспрецедентными санкциями, наложенными на Россию, оказывает существенное влияние на котировки этих банков. Например, у Kaspi котировки существенно упали от своего максимума. Отмечу, что за два последних года именно у него и выросла стоимость котировок акций. Соответственно, такой откат назад вполне объясним. Ощущение, что инвесторы просто переоценили эту экосистему. Но и у Halyk тоже последние торги плохо закрылись», - констатирует Данияр Темирбаев.
Отвечая на вопрос, почему санкции, связанные с Россией, так негативно сказываются заодно на наших банках, он объясняет это девальвационной привязкой.
«Поскольку выручка банков в тенге, когда происходит девальвация, падает интерес инвесторов ко всем тенговым бумагам и активам. И у Halyk Bank, и у Kaspi выручка представлена в тенге, поэтому девальвация напрямую сказывается на их финансовых показателях, а инвесторы бегут от риска инвестиций в тенговые бумаги. Если сравнить с тем же «Казатомпромом» - экспортером урана, - девальвация, напротив, благотворно влияет на его финансовые показатели, поскольку расходная часть у него представлена в тенге, а выручка в долларах. На фоне текущей ситуации акции «Казатомпрома» совсем незначительно упали в цене. И в то же время все не так плохо! Если бы у наших голубых фишек были бы долги в долларах, то это точно убило бы банковский бизнес в Казахстане. Но у них обоих не такие большие долларовые обязательства, как было в 2007-2008 годах», - считает эксперт.
С ним солидарен Дмитрий Сочин, член Управляющего совета QAMS:
«У рыночной капитализации и кредитоспособности банков нет прямой взаимосвязи, то есть из-за падения котировок деньги в банках не исчезают, не растет объем плохих активов. Однако котировки акций - это индикатор того, что происходит нечто важное, что может в будущем отразиться на финансовом здоровье банков. В данном случае мы имеем реализацию одного из страшных рисков – военного конфликта. Несмотря на то что Казахстан не участвует в нем, инвесторы спешат избавиться от всех активов в регионе. Все риски, связанные с военными действиями и их следствием - санкциями на Россию, косвенно касаются и Казахстана. Замедление торговли, экономики, риск галопирующей инфляции, - это все спутники военных конфликтов. А банки наиболее чувствительны к таким рискам. Допустим, котировки «Казатомпрома» валятся несколько слабее, за компанией как никак существенная доля рынка и производство нужного всему мира сырья. Фондовый рынок, котировки акций - это опережающий индикатор, сигнал властям и регулятору, что необходимо приготовиться и действовать. Впрочем, регулятор не слепой и делает шаги для стабилизации финансовой системы», - утверждает Дмитрий Сочин.
По его словам, на данный момент только три казахстанских банка торгуются на биржах: Банк ЦентрКредит, Halyk и Kaspi.
«Самое драматическое падение пережил Kaspi: его акции распродают с конца прошлого года, и с максимумов он уже снизился более чем на 60%. К высотам он взлетал как финтех, но реальность показала, что это все-таки банк. Вряд ли действия на рынке наших банков можно назвать спекулятивными, это настоящий обвал, инвесторы избавляются от риска», - полагает эксперт.
В свою очередь Данияр Темирбаев поделился своими взглядами о том, отразится ли снижение биржевых цен банков на выплате ими дивидендов.
«Выплата дивидендов зависит от качества кредитного портфеля этих банков. Рыночная стоимость на выплату дивидендов не влияет. А вот процесс девальвации и их финансовые показатели - да. Если все то, что происходит сейчас в экономике повлияет на качество их активов, то тогда только это и скажется завтра на дивидендах. Стресс, что мы сейчас наблюдаем, - краткосрочный. Вспомните, 2021 год был достаточно спокойный для банковского сектора, банки вышли из пандемии в плане обслуживания долгов со стороны домохозяйств и юрлиц. Однако по результатам 2022 года, открывшегося с такими стрессами, ситуация к следующему году, возможно, скажется на показателях и выплате дивидендов», - прогнозирует Данияр Темирбаев.
По мнению Дмитрия Сочина, размер дивидендов не зависит от котировок, но они зависят от размера прибыли и потенциальных рисков.
«Существует ненулевая вероятность того, что регулятор может запретить банкам выплачивать дивиденды. Обычно это делается в чисто прагматичных целях: чем больше капитала, тем выше устойчивость к потенциальным рискам, а они, если выглянуть в окно, вполне серьезные», - делится Дмитрий Сочин.
Так как многих владельцев акциями казахстанских банков волнует вопрос, что сейчас лучше предпринять, Данияр Темирбаев говорит, что при геополитических стрессах не нужно фиксировать убытки.
«Вы не знаете, какие дивиденды будут и как изменится завтра конъюнктура рынка. Например, когда пандемия началась, акция Halyk Bank стоила 7 долларов, а через год на бирже в Лондоне ее цена была даже выше 16 долларов - то есть выросла в два раза. Кто продал в самом начале, жалел потом, что не подождал и так поторопился. Напомню, что наш экспорт - сырьевой, а цены на сырье, в том числе на нефть и металлы, сейчас на пике. С точки зрения фундаментальной экономики, наши экспортные отрасли, на которых мы держимся, устойчивы. Вроде проглядываются и возможности для нашей банковской системы, нам SWIFT не закрыли с западными банками - взаимоотношения сохранились. Можем даже стать вполне буфером для российских партнеров, но не попадем ли мы сами тогда под санкции? Поэтому нужно быть аккуратными. Благо мы далеки от санкционной политики», - заключил Данияр Темирбаев.