USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

Как в банках работает GovTech

О работе в период ЧП, новых проектах и сервисах рассказал управляющий директор Halyk Bank Нариман Мукушев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как в банках работает GovTech- Kapital.kz

В 2020 году министерство цифрового развития начало работу по постепенной демонополизации рынка электронных государственных услуг (платформа e-gov) и расширению выбора для населения за счет других внешних платформ, таких как банковские мобильные приложения, интернет-ресурсы компаний финтеха и др. При этом работать с госсервисами можно было лишь при условии соблюдения компанией-претендентом информационной безопасности и успешном прохождении проверок и тестов. Так, в Halyk Bank был образован и начал работать блок цифровизации государственных сервисов (GovTech), который возглавил управляющий директор Нариман Мукушев.

- Нариман, с чего началась работа в этом направлении?

- За короткое время в банке была сформирована команда блока GovTech, определены приоритеты, и процесс был запущен. Команда занимается непосредственно двумя крупными направлениями: выведением госуслуг и сервисов в мобильные приложения банка и оптимизацией, упрощениием для клиентов и интеграцией доступных госсервисов в профильные бизнес-процессы и работу банка.

По первому направлению, выведению госуслуг в мобильные приложения Halyk, проводится очень тесная работа с государственными органами, в основном с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»), так как практически все разработки реализуются с их участием. Такая совместная коллаборация позволяет значительно упростить и улучшить комфортное использование сервисов нашими клиентами. По мере выведения этих услуг в мобильные приложения банка и их автоматизации, одновременно проводится реинжениринг, то есть упрощение процессов для пользователей. Совместная работа госорганов и банка налажена очень конструктивно, учитываются и воплощаются предложения и идеи всех заинтересованных сторон, которые затем успешно внедряются.

Второе направление –это интеграция доступных госсервисов в профильные бизнес-процессы и работу банка. За счет интеграции с госсервисом и того, что часть информации можно автоматически подтянуть из государственных баз данных, процессы, которые ранее отнимали драгоценное время, сокращаются и оптимизируются.

- Каких результатов вам удалось достичь?

- В период пика пандемии и карантинных ограничений в популярные банковские приложения был внедрен сервис Ashyq, который очень востребован. Это было особенно заметно в первые месяцы, когда все общественные заведения закрылись, и посещение было возможно только при наличии этого приложения.

За короткий срок мы внедрили этот сервис в приложение Halyk Homebank, дав возможность нашим клиентам пользоваться государственными сервисами в привычном мобильном интерфейсе, на сегодняшний день Ashyq воспользовались больше 15 млн раз. Сервис Ashyq стал доступным для предпринимателей и в приложении Onlinebank для юридических лиц, с возможностью подключения онлайн, чтобы магазины, рестораны могли подключаться к нему дистанционно.

Мы также запустили сервис по использованию цифровых документов. Обслуживание по цифровым документам уже сегодня возможно по целому ряду услуг в отделениях Halyk Bank. К примеру, при выпуске платежной карты нет необходимости физически иметь удостоверение личности, клиент может открыть свое приложение e-gov и предоставить цифровое удостоверение, продиктовав код менеджеру. Эта услуга пользуется спросом, ею воспользовались уже более 10 000 клиентов.

Нами реализована и услуга оформления заявки на получение пособия по рождению ребенка и выплаты по уходу за ребенком до 1 года. Цифровая услуга была запущена в середине осени прошлого года. Мы ее упростили и предоставили возможность подачи двух заявок в одной, кстати, на сегодня через Halyk Homebank принято уже свыше 4000 заявок.

Еще одна услуга, которая пользуется спросом у автолюбителей - перерегистрация автомобиля: в течение нескольких минут два физлица – продавец и покупатель – могут пройти онлайн-процедуру перерегистрации в приложении Halyk Homebank, совершив несколько простых действий. При этом никакие банковские допкомиссии не взимаются. Сначала продавец в приложении Halyk Homebank выбирает автомобиль и указывает ИИН покупателя, затем покупателю в этом же приложении приходит уведомление для завершения процесса оформления. Одновременно при подаче заявки в приложении можно оплатить существующие штрафы и налоги, госпошлину, что очень удобно.

Если подвести итоги, то за все время работы блока в приложении Halyk Homebank госуслугами воспользовались более 15 млн раз, при этом большая часть пришлась на сервис Ashyq. По мере внедрения новых сервисов эта цифра будет расти.

- Многие компании, сервисы которых завязаны на интернет, в дни январского ЧП в связи с отсутствием сети столкнулись с большими сложностями. Что происходило в этот период с мобильными приложениями и сервисами Halyk Bank?

- Это время стало большим испытанием, тестом на работоспособность для интернет-сервисов. В какой-то период, начиная с 5 января, интернета не было вообще. Были доступны SMS и звонки. Соответственно, так как большинство приложений работает через всемирную сеть, в определенный момент интернет-банкинг в стране не был доступен.

В этой ситуации команда Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, оперативно отработав с Halyk Bank, за короткое время предоставили доступ к интернет-банкингам Halyk Homebank и Onlinebank, чтобы люди могли делать переводы, зачислять деньги, к примеру, с депозита на свои карты, для обналичивания в банкоматах.

Все усложнялось тем, что команда разработчиков физически находится в Алматы, где ситуация была очень непростая на тот момент, и в определенные периоды сеть полностью отсутствовала. Но благодаря совместной напряженной и отлаженной работе МЦРИАП РК и Halyk Bank, в условиях полного отсутствия интернета, буквально в течение суток доступ к мобильным приложениям банка был восстановлен - заработали Halyk Homebank, Onlinebank, в процессе восстановления подключились и другие дополнительные сервисы.

Из-за отсутствия сети и дефицита информации в то время в Halyk Homebank совместно с министерством цифрового развития был запущен раздел Госновости, чтобы пользователи приложения могли узнавать все официальные сообщения о происходящих в стране событиях.

Эта ситуация показала, что в подобные кризисные моменты госорганы и Halyk Bank могут быстро мобилизоваться, оперативно наладить эффективное взаимодействие для того, чтобы основные банковские сервисы вновь стали доступны для населения. В условиях кризиса — это очень показательный опыт.

- На чем в ближайшей перспективе будут сконцентрированы усилия Halyk Bank при работе с государственными сервисами?

- При том, что рынок цифровых услуг будет активно развиваться за счет роста опытных пользователей во всех возрастных категориях, оснащенности населения смартфонами и внедрения передовых технологий связи, сам объем государственных услуг сильно расти не будет. В целом сейчас госуслуг чуть больше 700, в среднем их используют 150-200 млн раз в год. По мере оптимизации госсервисов со стороны государства их количество будет сокращаться.

Но все же мы видим несколько перспективных направлений, связанных с постепенным перетоком пользователей с «бумажных» на электронные услуги, и, учитывая текущую политику государства, миграцией из государственных сервисов (e-gov, ЦОНы, акиматы и пр.) на внешние площадки (банковские, компании финтеха и др.).

Наши перспективные планы ориентированы на то, чтобы основные государственные услуги, востребованные населением и из-за которых оно вынуждено обращаться в ЦОНы, стали максимально доступны онлайн в приложениях Halyk Homebank и Onlinebank. Мы также продолжим выводить в приложения те востребованные государственные сервисы, которые предполагают открытие банковских счетов. В этом смысле мы будем тесно взаимодействовать с МЦРИАП, другими госорганами, нашими партнерами и клиентами, чтобы именно такие услуги выводить в наши электронные каналы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.