На пленарном заседании сената депутат Ольга Перепечина заявила, что «по сравнению с 2020 годом в ближайшие пять лет прогнозируется двукратный рост госдолга», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Соотношение (госдолга - Ред.) к ВВП с 31,6% в 2022 году будет снижено лишь до 31,3% к 2026 году и составит уже 37 трлн тенге. Правительством этот уровень не рассматривается как существенный риск, поскольку в рамках проводимой реформы в Национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован на уровень в 50% от ВВП», - сказала она.
Сенатор добавила, что «с учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и, в целом, нестабильности мировой экономики есть большая вероятность возможной реализации этого риска, способного в итоге оказать негативное воздействие».
«Это влияет и на рост дефицита в абсолютном выражении, что отражается на затратах по обслуживанию долга с ростом в 2021 году с 958 млрд тенге до 1,5 трлн тенге к 2024 году. Одновременно растут и расходы на погашение и обслуживание правительственного долга, которые в 2022 году составят 22,8% к доходам республиканского бюджета, превысив лимит в 15%, установленный Концепцией формирования и использования средств Нацфонда», - подчеркнула она.
Ольга Перепечина обратила внимание и на расходы на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию, здесь наблюдается рост в 5 раз, с 63,0 млрд тенге в 2022 году до 316,1 млрд тенге в 2024-м. Это может увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков.
«Обеспокоенность вызывает и вопрос эффективности и целесообразности использования связанных грантов в сегодняшних условиях, которые также влекут определенные расходы за счет республиканского бюджета, их реализацию можно отложить до «лучших времен». Так, к примеру, в министерстве образования и науки в 2022 году предусмотрены расходы на сумму 501 млн тенге на связанный грант, по которому в 2020 году средства были возвращены в бюджет, а в 2021 году расходы не были произведены», - сказала она.
По словам сенатора, также есть риск стремительного сокращения активов Нацфонда.
«Чистые накопления средств в Нацфонде запланированы с отрицательными значениями в 2021–2022 годах, так как использование средств фонда превышает объем поступлений. Более того, в 2022 году накопления Нацфонда постепенно приблизятся к уровню неснижаемого остатка в 30% к ВВП», - сказала она.
Ольга Перепечина напомнила, что президент неоднократно отмечал необходимость расходования этих средств исключительно на реализацию антикризисных программ и социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов. «Поручил разработать концепцию, обеспечить контроль над объемами и эффективностью государственных расходов. Правительству необходимо придерживаться данного вектора и не допускать в будущем включения в проект бюджета текущих мероприятий и стандартных проектов для финансирования за счет средств Нацфонда. Во избежание не всегда продуманного использования трансфертов из Нацфонда на сегодня приоритетом должны стать строгая бюджетная дисциплина и жесткие бюджетные правила», - заявила она.
В конце 2020 года в Концепцию формирования и использования средств Нацфонда, по словам сенатора, в Бюджетный кодекс было включено невнятное описание «контрцикличного бюджетного правила», срок введения которого был отложен до 1 января 2024 года.
«Возникает сомнение, насколько правильно будут работать бюджетные правила без детальных пояснений, понимания целей и задач бюджетных реформ в целом и без решения иных проблем бюджетной системы», - подчеркнула она.
Также сенатор отметила необходимость ускоренного принятия правительством нового курса на обеспечение фискальной устойчивости государственных финансов.
«В 2020 году истек срок действия Концепции новой бюджетной политики. То есть формирование республиканского бюджета правительство уже второй год подряд проводит без основных концептуальных подходов бюджетной политики, которая должна быть ориентиром для обеспечения сбалансированности государственных финансов и бюджетной эффективности. И несмотря на то, что проведен ряд реформ бюджетного процесса, их оказалось недостаточно ввиду отсутствия комплексного подхода по решению вопросов», - заключила она.
Читайте также
За 9 месяцев прошлого года показатель составил 1,3 трлн тенге