USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

В ближайшие 5 лет прогнозируется двукратный рост госдолга - сенатор

Ольга Перепечина считает, что правительством эта ситуация не рассматривается как рисковая

Share
Share
Share
Tweet
Share
parlam.kz

parlam.kz

На пленарном заседании сената депутат Ольга Перепечина заявила, что «по сравнению с 2020 годом в ближайшие пять лет прогнозируется двукратный рост госдолга», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Соотношение (госдолга - Ред.) к ВВП с 31,6% в 2022 году будет снижено лишь до 31,3% к 2026 году и составит уже 37 трлн тенге. Правительством этот уровень не рассматривается как существенный риск, поскольку в рамках проводимой реформы в Национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован на уровень в 50% от ВВП», - сказала она.

Сенатор добавила, что «с учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и, в целом, нестабильности мировой экономики есть большая вероятность возможной реализации этого риска, способного в итоге оказать негативное воздействие».

«Это влияет и на рост дефицита в абсолютном выражении, что отражается на затратах по обслуживанию долга с ростом в 2021 году с 958 млрд тенге до 1,5 трлн тенге к 2024 году. Одновременно растут и расходы на погашение и обслуживание правительственного долга, которые в 2022 году составят 22,8% к доходам республиканского бюджета, превысив лимит в 15%, установленный Концепцией формирования и использования средств Нацфонда», - подчеркнула она.

Ольга Перепечина обратила внимание и на расходы на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию, здесь наблюдается рост в 5 раз, с 63,0 млрд тенге в 2022 году до 316,1 млрд тенге в 2024-м. Это может увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков.

«Обеспокоенность вызывает и вопрос эффективности и целесообразности использования связанных грантов в сегодняшних условиях, которые также влекут определенные расходы за счет республиканского бюджета, их реализацию можно отложить до «лучших времен». Так, к примеру, в министерстве образования и науки в 2022 году предусмотрены расходы на сумму 501 млн тенге на связанный грант, по которому в 2020 году средства были возвращены в бюджет, а в 2021 году расходы не были произведены», - сказала она.

По словам сенатора, также есть риск стремительного сокращения активов Нацфонда.

«Чистые накопления средств в Нацфонде запланированы с отрицательными значениями в 2021–2022 годах, так как использование средств фонда превышает объем поступлений. Более того, в 2022 году накопления Нацфонда постепенно приблизятся к уровню неснижаемого остатка в 30% к ВВП», - сказала она.

Ольга Перепечина напомнила, что президент неоднократно отмечал необходимость расходования этих средств исключительно на реализацию антикризисных программ и социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов. «Поручил разработать концепцию, обеспечить контроль над объемами и эффективностью государственных расходов. Правительству необходимо придерживаться данного вектора и не допускать в будущем включения в проект бюджета текущих мероприятий и стандартных проектов для финансирования за счет средств Нацфонда. Во избежание не всегда продуманного использования трансфертов из Нацфонда на сегодня приоритетом должны стать строгая бюджетная дисциплина и жесткие бюджетные правила», - заявила она.

В конце 2020 года в Концепцию формирования и использования средств Нацфонда, по словам сенатора, в Бюджетный кодекс было включено невнятное описание «контрцикличного бюджетного правила», срок введения которого был отложен до 1 января 2024 года.

«Возникает сомнение, насколько правильно будут работать бюджетные правила без детальных пояснений, понимания целей и задач бюджетных реформ в целом и без решения иных проблем бюджетной системы», - подчеркнула она.

Также сенатор отметила необходимость ускоренного принятия правительством нового курса на обеспечение фискальной устойчивости государственных финансов.

«В 2020 году истек срок действия Концепции новой бюджетной политики. То есть формирование республиканского бюджета правительство уже второй год подряд проводит без основных концептуальных подходов бюджетной политики, которая должна быть ориентиром для обеспечения сбалансированности государственных финансов и бюджетной эффективности. И несмотря на то, что проведен ряд реформ бюджетного процесса, их оказалось недостаточно ввиду отсутствия комплексного подхода по решению вопросов», - заключила она.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.