USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
-0.060
BTC
70162.40$
-684.200

Обсуждаемая норма по обновлению кредитной истории снизит риски банков

Так считают в Первом кредитном бюро

Share
Share
Share
Tweet
Share
Обсуждаемая норма по обновлению кредитной истории снизит риски банков - Kapital.kz

В Первом кредитном бюро считают, что если кредитная история будет обновляться ежедневно в онлайн-формате, то и банки смогут снизить свои кредитные риски. Эта норма уже действует в некоторых странах, например, в Грузии. В некоторых республиках срок обновления кредитной истории доходит до 2-3 дней. Впрочем, глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов обозначил риски, которые могут возникнуть у ломбардов, если сроки обновления кредитной истории будут снижены с 15 дней до одного. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с экспертами и узнал, можно ли полностью избежать риск мошенничества при реализации новой инициативы.

Генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров

Из-за действующей нормы по обновлению кредитной истории у заемщика могут возникнуть определенные сложности. Например, если он погасил заем в одном банке и через 5-10 дней хочет взять кредит в другом, он не сможет этого сделать без предоставления справок, что усложняет процесс. Это минус для заемщика.

Если кредитная история будет обновляться ежедневно, в онлайн-формате, то и банки смогут снизить свои кредитные риски. Есть такое понятие «кредитный шопинг» – это когда заемщик, взяв заем в одном банке, буквально в тот же день может оформить несколько кредитов в других банках. В этом случае кредитные риски банков увеличиваются, ведь заемщик с высокой вероятностью не вернет взятые займы. Если же банки онлайн будут отправлять информацию в кредитное бюро о выдаче займа, то этот риск можно нивелировать.

Обсуждаемая норма по обновлению кредитной истории снизит риски банков  1072091 - Kapital.kz

Наше кредитное бюро является членом Ассоциации провайдеров кредитной информации в странах Евразии. И по тем данным, которые нам предоставили в ассоциации, в Беларуси и Кыргызстане обновление кредитной истории происходит не позднее трех дней, в Молдове – не позднее семи дней, в Таджикистане – не реже одного раза в тридцать дней. В других странах кредитная история обновляется еще чаще: в Грузии ежедневно, в Узбекистане – не позднее следующего дня после выдачи или погашения займа, в Украине – не позже двух дней с момента изменения информации, но только в отношении потребительских займов, в Азербайджане – каждые два дня.

По нашим данным, из 9,2 млн работающих граждан 6,5 млн имеют активные кредитные договоры. Эти казахстанцы, из числа 6,5, в среднем имеют по 1,5 займа.

Технически Первое кредитное бюро готово принимать от банков, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов информацию о заемщиках ежедневно. Но законодательно кредиторы обязаны отправлять такие данные не реже, чем каждые 15 дней.

Глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов

Полагаем, что сокращение срока предоставления информации в кредитное бюро до одного рабочего дня не исключит риски мошенничества.

С другой стороны, опасения, высказанные президентом, вполне реальны. В погоне за деньгами, когда одного кредита недостаточно для удовлетворения потребностей, некоторые казахстанцы готовы оформить заем повторно. В этом случае они используют лазейку, когда кредитная история обновляется каждые 15 дней. При этом заемщики не всегда беспокоятся о том, смогут ли они погасить кредит или нет. И сокращение сроков передачи информации в бюро до одного рабочего дня сможет только уменьшить такие «токсичные» займы, но не решить проблему. Ведь такой заемщик может в течение одного дня оформить несколько займов.

Обсуждаемая норма по обновлению кредитной истории снизит риски банков  1072098 - Kapital.kz

При сокращении срока передачи информации в кредитное бюро ломбарды могут столкнуться с несколькими проблемами. Во-первых, есть огромный риск, что некоторые ломбарды из регионов не смогут вовремя передать данные в кредитное бюро. Объясню, в отдаленных районах скорость интернета оставляет желать лучшего. Решение этой проблемы зависит больше от операторов, чем от ломбардов.

Во-вторых, в ломбарде ежедневно происходят проверки операций, после которых могут вноситься корректировки по начислениям или оплате займа. И это может повлиять на задолженность заемщика. А при сокращении сроков обновления кредитной истории до одного рабочего дня у ломбардов не будет времени на проверку и исправление информации, предоставляемой в кредитное бюро. Соответственно будет ухудшаться качество предоставляемой в бюро информации.

Стоит учитывать и технические возможности как кредиторов, передающих информацию в бюро, так и кредитных бюро. Если будет введена норма по ежедневному обновлению кредитной истории, то у участников рынка будет уже другой порядок обработки передаваемых или получаемых данных. В результате их объем, по сути, увеличится в 15 раз. Ведь информация будет передаваться от ломбардов с ежедневными корректировками по начислениям, задолженности заемщика.  

Вопрос сокращения сроков передачи данных о заемщиках в кредитное бюро поднимался неоднократно по инициативе госорганов. Во время его обсуждения с игроками рынка все участники дискуссии пришли к выводу, что срок предоставления данных в бюро в 15 дней – оптимальный.

Если бы участники рынка могли технически осуществлять передачу данных в бюро в более короткий срок, чем сейчас, они бы сами инициировали эту норму. Ведь банкам, МФО, ломбардам невыгодно держать в портфеле кредиты заемщиков, которые могут стать проблемными.

Подытожу: сокращение сроков передачи информации до одного рабочего дня в кредитное бюро создаст дополнительную нагрузку для ломбардов. У них возникнут дополнительные расходы по интернет-трафику, доработке программных продуктов, не будет возможности корректировать переданную ранее информацию и так далее.

Напомним, во вторник, 16 ноября, президент Казахстана на VI заседании Национального совета общественного доверия сообщил, что обсуждается вопрос сокращения сроков передачи информации о заемщике в кредитное бюро. По словам главы государства, в последние годы неуклонно растет число мошеннических преступлений. Только за 9 месяцев этого года в РК зафиксировано 32 тыс. фактов мошенничества, половина из них была осуществлена через интернет.

«Такие случаи наблюдаются, потому что изменения в кредитной истории обновляются в срок до 15 рабочих дней. Наряду с этим имеются факты оформления одним человеком нескольких кредитов в разных банках. Кредиторы попросту не наблюдают резкого роста долговой нагрузки граждан и не могут объективно ее рассчитать. Более того, это негативно отражается и на субъектах финрынка, увеличивается их портфель неликвидных займов. Член Национального совета Марат Шибутов ранее предлагал законодательно сократить сроки передачи информации в кредитное бюро до одного рабочего дня. Следует изучить данное предложение», - поручил Касым-Жомарт Токаев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.