Насколько отечественные инвесторы и эмитенты готовы к переходу на инструменты устойчивого развития? Как внедрение ESG-стандартов (экологичность, социальная ответственность и корпоративное управление) в целом повлияет на финансовую систему Казахстана? Своим мнением по этому поводу с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделились эксперты и участники рынка.
В настоящее время 86 из 150 компаний, котирующихся на KASE, включили раскрытие ESG-информации в свои годовые отчеты за 2019 год, и это число продолжает расти, обращает внимание заместитель председателя правления Казахстанской фондовой биржи Наталья Хорошевская.
Она напомнила, что еще в 2015 году KASE взяла на себя обязательство разработать методику по составлению отчетности по критериям ESG, присоединившись к инициативе ООН «Устойчивые фондовые биржи». В 2016 году методика была разработана и введена в действие. В 2018 году KASE совместно с Международной финансовой корпорацией IFC обновила методологию, расширив определение ключевых показателей эффективности применительно к вопросам ESG и отраслевые спецификации для основных секторов экономики, включая нефтегазовый и финансовый секторы. В октябре 2020 года KASE приняла собственную политику устойчивого развития.
«Важно отметить, что Казахстанская фондовая биржа для обеспечения постепенной и качественной адаптации внедряет требования о раскрытии информации поэтапно – от добровольного до обязательного. В качестве следующего шага мы планируем ввести обязательную отчетность ESG», - заявила Наталья Хорошевская.
В целях дальнейшего продвижения этого сегмента рынка KASE планирует утвердить специальные тарифы на листинговые сборы для эмитентов облигаций устойчивого развития, пояснила она. В настоящее время в официальном списке биржи находятся три облигации, связанные с ESG.
«Успешное размещение первых облигаций устойчивого развития в Казахстане стало важным этапом в развитии зеленой экономики. Мы считаем, что появление таких инструментов будет стимулировать дальнейший рост рынка и привлечет инвесторов, которые учитывают факторы ESG при принятии решений», - отметила заместитель председателя правления Казахстанской фондовой биржи.
На данный момент с KASE работает компания PwC (Price Waterhouse Cooper) Kazakhstan в части оказания методологической поддержки и предоставления консультаций по международной практике создания инфраструктуры финансирования проектов ESG.
В свою очередь партнер PwC Kazakhstan Наталья Ким убеждена, что зеленое финансирование сегодня это не просто тренд, а основной драйвер спроса на инвестиции.
«Теперь практически все, включая крупных институциональных инвесторов, увеличивают целевые индикаторы по доле зеленых инструментов в своих портфелях. Более того, на рынке идет трансформация фондов в более зеленые и появление новых 100% зеленых, так как всех беспокоит вопрос глобального потепления, особенно после недавнего доклада ООН по изменению климата», - объясняет она.
Кроме того, рынки капитала и в целом финансовый сектор, позволяют мобилизовать капитал в большом объеме и эффективнее его распределять, добавляет Наталья Ким. В то время как внедрение самих зеленых инструментов помогает более действенно бороться с экологическими и социальными проблемами.
«Поэтому развитие зеленых инструментов и инфраструктуры зеленого финансирования в Казахстане сыграет большую роль в акселерации перехода к устойчивому развитию, поддержании социальной сферы и стремлении нашей страны к Net Zero», - резюмирует партнер PwC Kazakhstan.
Тем временем казахстанские инвесторы на локальном рынке пока нечасто сталкиваются с понятием ESG, поэтому они покупают бумаги компаний, придерживающихся принципов устойчивого развития, на международном рынке, констатирует заместитель директора департамента казначейства АО «Фридом Финанс» Роман Попов.
«Я думаю, что в ближайшие годы инвесторы будут больше ориентироваться на приобретение ESG ориентированных компаний, так как сам принцип предполагает максимальную прозрачность в деятельности эмитентов, что дает инвесторам дополнительную уверенность», - комментирует он.
Его коллега, директор департамента инвестиционного банкинга «Фридом Финанс» Ренат Сыздыков также подтверждает, что профессиональные участники рынка РК отчасти готовы инвестировать в зеленые облигации. «В прошлом году зеленые облигации Фонда «Даму» были успешно размещены на AIX. Объем выпуска хоть и был небольшим - 200 млн тенге, покупателями выступили в основном локальные брокеры», - привел пример он.
При этом Ренат Сыздыков считает, что на полноценное становление ESG-стандартов в Казахстане могут потребоваться годы. «Крупные институциональные инвесторы в Казахстане, я думаю, начали применять принципы ответственного инвестирования, руководствуясь критериями ESG. Возможно, крупные корпоративные эмитенты в стране, оказывающие существенное воздействие на природу и окружающую среду, тоже уже готовы к выпуску ESG-инструментов финансирования», - полагает он.
По мнению партнера EY (Ernst & Young), руководителя практики услуг в области устойчивого развития в Центральной Азии, Украине и странах Кавказа Виктора Коваленко, к переходу на инструменты устойчивого развития сегодня готовы все участники казахстанского рынка в той или иной мере.
«Но должно пройти несколько десятков размещений, пусть даже небольших, на которых откатают все механизмы. Государству, бирже, различным квазигосударственным организациям, международным финансовым организациям потребуется этот процесс поддерживать, чтобы первые выпуски были сделаны правильно, в соответствии с международными стандартами, адекватно верифицированы», - утверждает Виктор Коваленко.
Тогда по его представлению казахстанский рынок станет понятным и интересным для международных инвесторов, соответственно это привлечет их доверие и дополнительное финансирование.
«Наш финансовый рынок небольшой в сравнении с мировым. Серьезную ликвидность на нем можно создать, при нынешнем уровне развития, только международными средствами. Но освоить эти средства могут как раз местные компании и местные финансовые институты. Поэтому любые подобные инструменты, как те же зеленые облигации, будут однозначно способствовать развитию местного рынка», - поясняет партнер EY.
Однако помимо зеленых облигаций, в связи с усиливающимся трендом на декарбонизацию, следует внедрять и новые финансовые инструменты, например, различные сертификаты, углеродные и офсетные единицы, замечает он. При этом нужно дать им возможность обращаться не только на первичном, но и на вторичном рынке, а также выступать залогом для финансовых организаций.
«Сейчас многие участники рынка считают, что ESG - это где-то там в Европе, США, а у нас все по-другому. Это заблуждение, и оно довольно скоро развеется. В том числе в связи с такими событиями, как внедрение европейской «зеленой» таксономии и других регуляторных процессов и инструментов, происходящих в ЕС». Это повлияет на доступность международных рынков капитала для казахстанского финансового рынка», - говорит Виктор Коваленко.
И когда доступность этих средств и возможность привлекать средства с международных рынков капитала начнет притормаживаться, тогда участники рынка сильно призадумаются об ESG. Это вынудит их внедрить раскрытие данных, оценить свою деятельность на соответствие стандартам устойчивого развития и использовать инструменты зеленого финансирования, уверен эксперт.
По его словам, применение ESG-стандартов в Казахстане даст толчок к развитию финансового рынка уже в среднесрочной перспективе.
Напомним, что в середине июля председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова во время онлайн-конференции «Зеленое финансирование и рынок долгового капитала» заявила, что в Казахстане на сегодня сформирована правовая среда для выпуска инструментов зеленого финансирования. Так, в январе текущего года был принят новый Экологический кодекс, который вступил в силу с 1 июля. Кроме того, АРРФР разработало правила регистрации выпуска зеленых облигаций, которые предусматривают раскрытие эмитентами информации о соответствии принципам зеленого финансирования. Регулятор подготовил также необходимые поправки для свободного выпуска и обращения социальных и других устойчивых облигаций. Соответствующее постановление планируется принять уже в сентябре текущего года.