В настоящее время в Казахстане в свете падения цен на нефть под знаком повышения конкурентоспособности нефтегазовой отрасли рассматривается законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс.
Законопроект предусматривает применение с 2022 года альтернативного налога на недропользование (АНН) на все вновь заключаемые контракты на разведку и добычу углеводородов. Данная мера мне представляется преждевременной и противоречащей национальным интересам страны по следующим причинам.
АНН введен в 2018 году только для морских и сверхглубоких месторождений. Он называется альтернативным, так как недропользователи, уплачивая его, освобождаются от уплаты специальных платежей и налогов недропользователей, в том числе платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на сверхприбыль (НСП).
Платеж по возмещению исторических затрат означает платеж, предназначенный для возмещения расходов государства по геологическому изучению предоставленного ему месторождения. Порядок его уплаты и размеры зависят от сумм исторических затрат.
В то время как НДПИ представляет собой платеж за извлечение полезных ископаемых на поверхность земли. Налоговая база равна мировым ценам на нефть, а налоговая ставка зависит от объемов добычи и варьируется от 5% до 18%.
НСП же облагается та часть чистого дохода предприятия, которая превышает 25% от суммы вычетов, что условно можно считать сверхприбылью. Налоговая ставка в данном случае является прогрессивной и зависит от уровня превышения чистого дохода над суммой вычетов в пределах 10% - 60%.
В отличие от вышеуказанных налогов АНН облагается только разница между совокупным годовым доходом и вычетами для целей исчисления АНН. Иначе говоря, налоговая база АНН значительно ниже того же НДПИ. Притом, что ставка налога зависит от мировых цен на нефть.
Очевидно, что применение АНН является льготой. Сейчас она предоставлена только для морских и сверхглубоких месторождений по объективным причинам: в целях привлечения инвестиций в высокозатратные и высокорисковые проекты.
Сейчас же инвесторы предлагают распространить такие льготы на все углеводородные месторождения, контракты на разработку которых будут заключаться с 2022 года, в том числе по месторождениям, расположенным на суше.
Почему не следует применять АНН ко всем нефтяным месторождениям?
В нашей Конституции имеется норма: недра находятся в государственной собственности. Как бы высокопарно это ни звучало, но недра Казахстана принадлежат народу Казахстана.
Как указывалось выше, НДПИ представляет собой платеж за факт извлечения полезных ископаемых на поверхность земли. После извлечения полезные ископаемые переходят в собственность недропользователя. НДПИ, собственно, уплачивается за этот переход права собственности. Причем методика исчисления НДПИ предполагает, что уплата производится вне зависимости, были ли реализованы извлеченные полезные ископаемые или нет.
Тогда как объектом обложения АНН является только разница между совокупным годовым доходом и вычетами. Причем вычеты могут быть искусственно завышены, в связи с чем объект обложения (налоговая база) будет приближен или равен нулю.
Если даже исключать подобные неловкие нюансы, по расчетам специалистов первые платежи по АНН возможны при достижении мировых цен 90 USD за баррель нефти. Таких цен в ближайшее время не предвидится, соответственно, при применении льготы поступлений по АНН не будет. Притом, что не будет поступлений по платежам по возмещению исторических затрат, НДПИ и НСП. Уместен вывод, что при применении АНН государство предоставляет инвесторам право на добычу углеводородного сырья бесплатно.
Не следует забывать, что поступления от недропользователей составляют львиную долю поступлений в бюджет государства. Уже длительное время дефицит в бюджете покрывается за счет нефтяного сектора. Соответственно, нельзя просто так идти на поводу у инвесторов. Непродуманное одобрение законопроекта может привести к необратимым последствиям для экономики.
Я бы отметил, что не нужно привлекать инвестиции ради инвестиций. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы с заключаемых контрактов на недропользование были поступления.
При этом предоставляя льготы недропользователям, у государства нет экономических расчетов, как проводимые меры послабления повлияют на поступления в бюджет и Национальный фонд.
Кроме того, предлагаемые изменения ставят в более худшее положение недропользователей, чьи контракты заключены до 2021 года, и делают инвесторов неравными. Следовательно, с предложением о применении АНН чуть позже выйдут и другие недропользователи, в том числе те, которые завершают этап разведки своих месторождений.
Считаю, что рассматривать вопрос применения налоговых преференций для инвесторов необходимо комплексно в рамках перспектив развития нефтяной отрасли в целом. Если мы хотим избавить экономику от нефтяной зависимости, то это должно осуществляться не за счет снижения фискальных обязательств недропользователей, а за счет развития других отраслей экономики.
Габитжан Кудайберген, директор юридической фирмы GK & Partners