В конце прошлого года в Казахстане состоялись первые онлайн-аукционы на право разведки и добычи углеводородов. На торгах были реализованы семь участков. В сумме стартовая цена составила 263 млн тенге, увеличившись в итоге более чем в 230 раз - до 61 млрд. При этом по одному из участков стартовая стоимость выросла в 1000 раз. По мнению вице-министра энергетики Жанат Жахметовой, которое она озвучила в интервью центру деловой информации Kapital.kz, формат онлайн-торгов сделает рынок прозрачным и существенно сократит издержки как бизнеса, так и государства.
- Жанат Зарубековна, насколько я знаю, идея перевести аукционы в онлайн была запланирована еще до пандемии. Но оказалась как нельзя кстати во время нее.
- Да, изначально целью создания и запуска онлайн-аукционов для недропользователей было обеспечение прозрачности проведения всех процедур. Также важным было для министерства, как инициатора, иметь возможность оставить «цифровой след» во всех проводимых процессах. В государственном секторе часто сталкиваются с ситуацией, когда необходимо подтверждение принимаемых решений. В нашем случае за счет реализации проекта «Электронный аукцион» мы теперь можем это обеспечить.
Но прежде, чем запустить проект, была проведена огромная работа. Например, помимо технической готовности Минэнерго сначала подготовило четыре подзаконных акта. Первый - правила проведения самих аукционов, второй - положение комиссии, третий - определял критерии, выставляемые к оператору аукциона, и в итоге определение непосредственно оператора онлайн-аукциона. Подзаконные акты очень тщательно разрабатывались около трех месяцев. Внутри этих актов мы постарались также прозрачно и пошагово расписать все сопутствующие онлайн-аукциону процессы.
Могу отметить для примера такой процесс: есть два вида заявлений, которые должен предоставить потенциальный инвестор министерству энергетики. Первое - заявление на проведение, и второе - на участие. В данном случае мы пошагово расписали, как обе процедуры происходят как со стороны потенциального инвестора, так и внутри министерства энергетики. И самое главное - все процедуры мы автоматизировали.
- То есть, когда были введены режимы ЧП, карантина и локдаунов, вы все равно были готовы к проведению онлайн-аукциона для недропользователей?
- Однозначно. Вы представляете, если бы все сопутствующие процессы остались на бумаге. Особенно в период пандемии, когда 80% госслужащих ушли на дистанционную работу, и мы бы физически не смогли принимать бумажные документы? Аукцион мог просто не состоятся. То есть у потенциальных инвесторов не было бы возможности подать документы, не то что участвовать в аукционе.
К платформе для проведения аукциона может подключиться любой желающий с персонального компьютера из любой точки страны и мира. Наша площадка – это не закрытая сеть. Кроме того, мы ее интегрировали с государственной базой физических и юридических лиц. Это дает возможность сразу увидеть, является ли зарегистрированный участник юридическим или физическим лицом.
- Сколько стоит взнос за участие?
- Взнос за участие 100 МРП – это 277 тыс. тенге (на момент проведения первых торгов-ред.). При этом оплатить его можно также онлайн, через разные электронные платежные системы. Кстати, мы могли видеть все поступления в казначейство. То есть взносы за участие, которые приходят от потенциальных инвесторов, полностью поступают в госбюджет. Их не получает оператор, они не уходят на сопровождение организационных вопросов. По итогам первого аукциона в бюджет поступили 9,7 млн тенге взносов.
- Я правильно понимаю, что проведение онлайн-аукциона подразумевает и возможность прямого эфира?
- Да. Мы наладили трансляцию из кабинета торгов. Если бы аукцион проходил в традиционном формате, то не все могли иметь возможность наблюдать, какие ставки, на какие суммы и какими индикационными номерами делаются. И именно система аукциона присваивает их участникам. Кстати, по первому аукциону было подано более 30 заявок, и уже ко второму аукциону на сегодня получено более 30 заявлений. Но аукцион - это всего лишь первая часть процедуры. Далее идет заключение контрактов, в котором мы прописываем все условия. В том числе и штрафы при неисполнении обязательств по контракту. И здесь нам будет необходимо всю процедуру автоматизировать, чтобы минимизировать взаимодействие инвестора и уполномоченного органа (МЭ)
- Какие вопросы задавали потенциальные участники первого онлайн-аукциона? Чего они опасались?
-Отмечу, что инвесторы ждали онлайн-аукционы для недропользователей. Вопросы от них к инициаторам, конечно, были. Но они больше касались не технического, а организационного характера. Например, ответственность оператора в части возможных манипуляций. Здесь сразу отмечу, что, во-первых, оператор несет такую же ответственность перед законом, как и другие юридические лица. Во-вторых – это не частная торговая система или компания. Это 100% государственная организация – акционерное общество «Информационно-учетный центр», которое является оператором по государственному имуществу. То есть у «ИУЦ» уже есть опыт по проведению аукционов по государственному имуществу. Единым оператором в сфере учета государственного имущества центр был определен в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2011 года №802 согласно Закону Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе».
Вопросы у инвесторов к оператору были, и мы на них развернуто отвечали. Чаще всего они касались получения ЭЦП и регистрации. Для этого мы разработали различные видеоинструкции и разместили их на портале gosreestr.kz. Для удобства инвесторов мы сделали интерактивную карту участков, выставленных на торги, и тех, которые уже реализованы.
- Сколько заплатили оператору за проведение электронных аукционов?
- В прошлом году мы заплатили 1 МРП – 2778 тенге, а в этом году – около 182 тыс. тенге. Стоимость услуги оператора - это один из основных критериев при его выборе Минэнерго. Мы посмотрели несколько коммерческих предложений от нескольких площадок и выбрали наиболее готовую к запуску и наиболее бюджетную.
- В целом в перспективе как вы оцениваете интерес инвесторов к аукционам?
- Давайте здесь сразу учитывать и мировые тенденции по спросу на углеводородные источники энергии. Например, на сегодня принимаются различные документы в рамках Европейской комиссии по взиманию налогов на углерод в целом и углеводород в частности. То есть и налоги, и штрафы по данной категории источников энергии будут увеличены – это первое. Второе – многие международные организации отказываются от инвестиций именно в данный вид ископаемой энергии. Они на сегодня делают акцент на возобновляемые источники энергии или зеленую энергетику. Этот фактор также стоит учитывать при составлении прогнозов на инвестиционную привлекательность торгов. Прозрачность аукциона, конечно, их привлекает, и Минэнерго рассчитывает увеличить инвестпоток, но не думаю, что инвестиции будет в разы больше в сравнении с результатами первых торгов.
- В сравнении с мировыми трендами Казахстан не опоздал с проведением онлайн-аукционов для недропользователей?
- Если говорить о соседях по Евразийскому континенту, то, насколько я знаю, в России на сегодня только вносят поправки в Закон на проведение электронных аукционов. У нас же такие поправки были приняты в 2019 году, а в 2020 году уже реализованы технически. По итогам первого аукциона мы определили несколько моментов для доработки и планируем в 2021 году внести изменения на уровне кодекса, подзаконных актов, и все эти моменты учесть.