Дорожная полиция Казахстана в очередной раз обеспокоилась ростом числа аварий на наших дорогах, и сейчас где-то в недрах МВД зреет проект закона о дорожном движении, в котором, в частности, предполагается ужесточить ответственность за нарушения ПДД. А так как в Казахстане зарегистрировано порядка 4 миллионов автомобилей (то есть, чуть ли не каждый 4-ый казахстанец – автомобилист!), то данная тема вызвала достаточно большой интерес, как у автомобильного, так и у пешеходного сообщества.
Ваш покорный слуга, председатель Независимого Автомобильного Союза (НАС), тоже не смог остаться равнодушным и попытался немного поразмышлять, на злобу дня, так сказать…
На мой взгляд, аварийность покоится на трех больших "китах" – это МЫ (автомобилисты, пешеходы), ОНИ (Дорожная полиция) и ДОРОГА (дорожная инфраструктура). И причинами аварий являются следующие факторы (по отдельности или в совокупности):
Мы
- Низкий уровень культуры и неуважение друг к другу;
- Плохая подготовка и обучение водителей;
- Несоблюдение ПДД водителями;
- Несоблюдение ПДД пешеходами;
- Ненадлежащее техническое состояние автомобилей;
Они
- Продажа прав;
- Отсутствие неотвратимости наказания для нарушителей ПДД;
- Повальная коррупция и попустительство инспекторов ДП;
- Отсутствие профилактики соблюдения ПДД;
- Отсутствие должного контроля – инспектора, видеонаблюдение;
Дорога
- Состояние дорожной инфраструктуры – дороги, разметка, знаки, освещение, видеофиксация и т.д.;
И как же бороться со всем этим?
Ужесточать, нельзя оставить так – предлагает МВД.
К чему приведет ужесточение ответственности водителей? Устранятся ли причины, следствием которых становятся страшные аварии?
Дороги станут лучше? На них появится разметка, освещение, знаки в положенных местах?
Или автошколы совместно с "гаишниками" перестанут продавать права?
Или наши бравые дорожные полицейские вдруг в одночасье перестанут закрывать глаза на обладателей "блатных" номеров, летящих по встречке? И станут, не взирая на лица, выписывать штрафы и забирать права, не боясь "звонка другу" или всемогущей "корочки"?
Или водители все, как один станут любезно пропускать друг друга: "Danke schön! – Bitte schön!", будут цитировать на память статьи ПДД, а пешеходы начнут переходить дороги исключительно на светофорах и пешеходных переходах?
Конечно, небольшие подвижки могут произойти – незначительная часть автолюбителей, испугавшись карательных штрафов, станет ездить аккуратнее, но кардинально ситуацию это не изменит, тем более что опыт повышения штрафов у Дорожной полиции уже имелся, и на ситуацию с аварийностью это практически никак не повлияло.
Ужесточать нельзя, оставить так – считают многие автовладельцы Казахстана.
Большинство водителей единодушно утверждают, что повышение штрафов приведет лишь к пропорциональному увеличению сумм взяток на дорогах.
Даже официальные представители МВД, выражая личную точку зрения, говорят о том, что и существующие меры достаточно суровы.
К примеру, в соседней России проезд на красный свет карается 1 тыс. рублей (около 5 тыс. тг.) штрафа, а у нас – 16 180 тг., превышение скорости на 10-20 км/ч в России грозит или предупреждением, или 100 рублями (500 тг), у нас же – более 8 тыс. тг!
Важна не жестокость наказания, а его неотвратимость. Кого штрафовали, того и будут штрафовать, а кто не платил 10 тыс. тенге штрафа, тот и 30 тысяч не заплатит! Зато инспектору будут предлагать уже не 5, а 10-15 тыс., чтобы, так сказать, уладить на месте, без протокола. То есть, одно лишь ужесточение ответственности и повышение штрафов приведет только к повышению благосостояния гаишников, берущих взятки, и на количество аварий на дорогах особо не повлияет!
И соглашусь с теми, кто говорит, что пока правила и ответственность за их нарушение не станут едиными для всех – и для простых водителей, и для "агашек", и для "крутых", и, в особенности, для самих полицейских, мы ничего не добьемся – будут биться и калечиться (и калечить!), сколько эту ответственность не ужесточай!
Как запятую не поставь, идеального решения не получается – истина, как водится, где-то посредине…
Юристы и политики времен древнего Рима говаривали: "Sublata causa tollitur effectus." – С устранением причины устраняется следствие.
На мой взгляд, без серьезной работы по устранению причин аварийности (см. выше), без комплексного подхода к данному вопросу Дорожной полиции, соответствующих дорожных служб, без жесткого контроля автошкол, без изменения поведения водителей и пешеходов и т.д. – данную проблему не решить.
Что и надо ужесточать в первую очередь, так это:
- контроль над обучением в автошколах и выдачей прав;
- контроль инспекторов дорожной полиции для исключения фактов взяточничества;
- контроль соблюдения всех норм и правил при обустройстве автомобильных дорог;
- жесткий контроль неотвратимости наказания нарушителей!
А еще бы я жесточайшим образом карал пьяных за рулем!
Ну, а для меня лично вопрос ужесточения ответственности за нарушения ПДД особо актуальным не является – я просто не нарушаю. Чего и вам желаю.
Удачи на дорогах!
ПДД – ужесточать нельзя оставить так…
Дорожная полиция Казахстана в очередной раз обеспокоилась ростом числа аварий на наших дорогах, и сейчас где-то в недрах МВД зре...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.