USD
420.76₸
EUR
498.60₸
RUB
5.60₸
BRENT
43.09$ ↓
-0.180
BTC
10917.74$ ↓
-0.015
ETH
373.81$ ↓
-0.033
LTC
47.04$ ↓
-0.036
ГлавнаяЭкспертыЗачем бизнесу сертифицироваться в пандемию

Зачем бизнесу сертифицироваться в пандемию

Правильно организованная «пирамида» системы менеджмента качества помогает заключать контракты с международными компаниями

Система менеджмента качества (СМК) сейчас рассматривается шире, чем 10 лет назад – это и безопасность здоровья потребителей, и их удовлетворенность товаром или услугой конкретной компании, и доверие и уверенность в ней покупателей. Все это в конечном итоге влияет на имидж и доходность компании. Правильно организованная «пирамида» СМК в компаниях, которую они подтверждают, проходя международную сертификацию, помогает заключать контракты с международными компаниями, что очень важно в условиях сокращения рынка сбыта, как сейчас. Об этом в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» рассказала менеджер по качеству METRO Казахстан Куралай Кутжанова. А когда пандемия закончится, сертификаты, подтверждающие надлежащую систему менеджмента безопасности пищевой продукции, например, FSSC 22000, помогут производителям найти партнеров за рубежом и наладить экспорт своей продукции.

- Куралай, если я правильно понимаю, вы предлагаете отечественным производителям менять или выстраивать свой менеджмент, заглядывая на годы вперед.

- Да, наш опыт работы с казахстанскими производителями пищевой продукции показывает, что нам есть над чем серьезно задуматься. И сейчас хорошее время для того, чтобы это сделать. Если воспользоваться моментом, то когда логистические цепочки заработают в полную силу, компании будут готовы к хорошим контрактам.

- Давайте поговорим о том, какую роль СМК может сыграть в этом.

- Важной составляющей системы менеджмента качества является пищевая безопасность – это гарантия того, что продукт приготовлен в соответствии с целым перечнем критериев. Для управления пищевой безопасностью используется система HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), концепция которой начала разрабатываться в США в 1959 году. Тогда одна американская компания получила указание от NASA произвести пищевые продукты, которые были бы абсолютно безопасны для потребления в космосе. Последующее расширение НАССР в мире последовало  после публикации «Кодекса Алиментариуса» – это сборник всемирно принятых стандартов для пищевых продуктов. HACCP – совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, которые необходимы для безопасности пищевых продуктов. Важность системы состоит в том, что процесс изготовления пищевой продукции, начиная с закупки сырья и заканчивая потреблением готового продукта, то есть от фермы до вилки, делится на несколько контрольно-промежуточных этапов. После каждого этапа риск получить на выходе некачественную продукцию снижается. На сегодняшний день HACCP признана во всем мире, как самая эффективная методика обеспечения безопасности пищевых продуктов.

- То есть НАССР - это ключик к дверям многих партнеров?

- НАССР находится на вершине «пирамиды» СМК. В ее основании лежат ответственность руководства, работников, правовые обязательства компании перед покупателями, в середине – программы предварительных условий. Они включают в себя уборку, дезинфекцию помещений и всего оборудования, гигиену персонала – то есть сотрудники и все, кто входит на территорию компании, должны строго соблюдать гигиенические нормы, кроме того, сюда включено обучение персонала, руками которого все делается, а также контроль поставщиков.

НАССР, например, для торговых розничных сетей, как METRO, включает стандарты приема, хранения и реализации продукции. Кроме того, товар должен нумероваться: ему присваивается код, который позволяет нам оперативно его проследить, если клиент обратился с жалобой. С помощью кода определяется поставщик, и ему либо возвращается партия такого товара, либо она утилизируется. Сертификат системы менеджмента качества, который мы получили, называется FSSC 22000 и помимо всех перечисленных требований подразумевает требования к поставщикам, зданиям, политику стекла. 

- Почему именно стандарт FSSC 22000?

- В мае 2000 года была объявлена «Глобальная инициатива по пищевой безопасности» (GFSI), ее девиз: «Однажды сертифицирован – признан повсюду». Участники GFSI признают сертификат FSSC 22000 без дополнительных аудитов, а соответствие критериям сертификата означает, что получившая его компания выполняет все международные требования пищевой безопасности. Сертификат можно получить только после прохождения аудита у независимой компании, в качестве такого партнера мы выбрали немецкую TÜV – это один из мировых лидеров в сфере контроля и обеспечения безопасности пищевой продукции.

- А помимо внутреннего удовлетворения руководства компании от получения такого сертификата, он может как-то повлиять на прибыльность?

- Если у вас есть международный сертификат по пищевой безопасности, то вы автоматически становитесь сильнее своих конкурентов в тендерах. В качестве поставщика вы можете сотрудничать не только с глобальными компаниями на территории своей страны, но и за ее пределами, потому что иностранные партнеры сразу спросят, есть ли у вас сертификат, который признается GFSI.

- Поделитесь своим опытом, с какими сложностями приходится сталкиваться при прохождении сертификации?

- Сложно донести до сотрудников степень важности сертификации. Вначале им было тяжело работать в рамках тех требований, которые нужно соблюдать для того, чтобы успешно пройти аудит.

- Допустим, я работаю грузчиком в сети METRO, которая получила сертификат. Как это повлияет на мое благосостояние? Ведь для того, чтобы работать по новым высоким стандартам, нужна личная заинтересованность.

- Во-первых, высокие стандарты безопасности повышают поток клиентов, доходность компании увеличивается, а вместе с ней зарплата сотрудников. Во-вторых, мы своим сотрудникам объясняли, что сегодня они выгрузили или разложили продукты без учета всех требований безопасности, а завтра могут попасть на стол к их родителям, детям, к ним самим. Или на фудкорте кто-то из наших близких может купить еду, для приготовления которой использовались продукты с нарушением правил хранения.

- Вы сказали, что после сертификации требования к поставщикам повышаются. Они тоже должны работать в соответствии с НАССР?

- Такой пункт есть, но, во-первых, это дорого, не все могут себе позволить такие расходы. Как я говорила, НАССР не работает сама по себе, это часть системы менеджмента качества в компании. Затраты на получение FSSC 22000 составляют около 2 млн тенге. Во-вторых, в Казахстане мало квалифицированных сотрудников, которые могли бы внедрить СМК на таком уровне, чтобы пройти этот аудит. Пока только одна наша компания-поставщик мяса – KazBeef – смогла пройти эту сертификацию. Но мы обучаем наших партнеров из числа производителей: если сейчас компания не соответствует международным стандартам, но готова развиваться, мы будем с ней сотрудничать и помогать совершенствоваться.

- Какие слабые стороны у наших производителей?

- Некоторые компании ставят условия хранения своей продукции, но сами же могут их нарушать. Кроме того, нет четко разработанных инструкций, поэтому бывает, что приходится объяснять, как правильно доставлять товар.

- В этом процессе есть какие-то тонкости?

- Я понимаю, что со стороны это кажется ироничным, потому что правила элементарные. Однако многие компании поставляют товар в  машинах, не соответствующих санитарным нормам, иногда он лежит на полу.

- Вы говорили, что по стандартам пищевой безопасности FSSC 22000 нужно ежедневно дезинфицировать все поверхности. Но в гипермаркетах огромное количество полок, как их можно каждый день обрабатывать?

- Ежедневно обрабатываются ручки дверей, кассовая зона, тележки после каждого покупателя, то есть все те поверхности, к которым прикасаются потребители. Полки моются и дезинфицируются раз в неделю. Кстати, у нас уборка и дезинфекция разделены между нашими сотрудниками и клининговой компанией. Поверхности, на которых расставляется или раскладывается продукция, обрабатывают сотрудники магазина, потому что только они могут к ней прикасаться, а двери, ручки, полы, стены моет клининговая компания.

- Расскажите про политику стекла и технические требования к зданиям, которые тоже связаны с пищевой безопасностью. 

- Все, что имеет стеклянную поверхность – окна, лампы – ежедневно осматривается на целостность и обрабатывается. В здании не должно быть трещин, потому что они не позволят основательно вымыть полы, стены и сделать качественную дезинфекцию, а скопившиеся в трещинах бактерии и грибки попадут в продукты питания.

- В международной системе сертификации санитарные нормы совпадают с теми мерами, которые введены в связи с пандемией?

- Да, и это еще одно из ее преимуществ. Компании, которые работают по глобальным стандартам качества и безопасности, эпидемия не «валит с ног», просто вносит в их работу какие-то корректировки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: