USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
90550.90$
+37.200

Зачем бизнесу сертифицироваться в пандемию

Правильно организованная «пирамида» системы менеджмента качества помогает заключать контракты с международными компаниями

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зачем бизнесу сертифицироваться в пандемию- Kapital.kz

Система менеджмента качества (СМК) сейчас рассматривается шире, чем 10 лет назад – это и безопасность здоровья потребителей, и их удовлетворенность товаром или услугой конкретной компании, и доверие и уверенность в ней покупателей. Все это в конечном итоге влияет на имидж и доходность компании. Правильно организованная «пирамида» СМК в компаниях, которую они подтверждают, проходя международную сертификацию, помогает заключать контракты с международными компаниями, что очень важно в условиях сокращения рынка сбыта, как сейчас. Об этом в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» рассказала менеджер по качеству METRO Казахстан Куралай Кутжанова. А когда пандемия закончится, сертификаты, подтверждающие надлежащую систему менеджмента безопасности пищевой продукции, например, FSSC 22000, помогут производителям найти партнеров за рубежом и наладить экспорт своей продукции.

- Куралай, если я правильно понимаю, вы предлагаете отечественным производителям менять или выстраивать свой менеджмент, заглядывая на годы вперед.

- Да, наш опыт работы с казахстанскими производителями пищевой продукции показывает, что нам есть над чем серьезно задуматься. И сейчас хорошее время для того, чтобы это сделать. Если воспользоваться моментом, то когда логистические цепочки заработают в полную силу, компании будут готовы к хорошим контрактам.

- Давайте поговорим о том, какую роль СМК может сыграть в этом.

- Важной составляющей системы менеджмента качества является пищевая безопасность – это гарантия того, что продукт приготовлен в соответствии с целым перечнем критериев. Для управления пищевой безопасностью используется система HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), концепция которой начала разрабатываться в США в 1959 году. Тогда одна американская компания получила указание от NASA произвести пищевые продукты, которые были бы абсолютно безопасны для потребления в космосе. Последующее расширение НАССР в мире последовало  после публикации «Кодекса Алиментариуса» – это сборник всемирно принятых стандартов для пищевых продуктов. HACCP – совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, которые необходимы для безопасности пищевых продуктов. Важность системы состоит в том, что процесс изготовления пищевой продукции, начиная с закупки сырья и заканчивая потреблением готового продукта, то есть от фермы до вилки, делится на несколько контрольно-промежуточных этапов. После каждого этапа риск получить на выходе некачественную продукцию снижается. На сегодняшний день HACCP признана во всем мире, как самая эффективная методика обеспечения безопасности пищевых продуктов.

- То есть НАССР - это ключик к дверям многих партнеров?

- НАССР находится на вершине «пирамиды» СМК. В ее основании лежат ответственность руководства, работников, правовые обязательства компании перед покупателями, в середине – программы предварительных условий. Они включают в себя уборку, дезинфекцию помещений и всего оборудования, гигиену персонала – то есть сотрудники и все, кто входит на территорию компании, должны строго соблюдать гигиенические нормы, кроме того, сюда включено обучение персонала, руками которого все делается, а также контроль поставщиков.

НАССР, например, для торговых розничных сетей, как METRO, включает стандарты приема, хранения и реализации продукции. Кроме того, товар должен нумероваться: ему присваивается код, который позволяет нам оперативно его проследить, если клиент обратился с жалобой. С помощью кода определяется поставщик, и ему либо возвращается партия такого товара, либо она утилизируется. Сертификат системы менеджмента качества, который мы получили, называется FSSC 22000 и помимо всех перечисленных требований подразумевает требования к поставщикам, зданиям, политику стекла. 

- Почему именно стандарт FSSC 22000?

- В мае 2000 года была объявлена «Глобальная инициатива по пищевой безопасности» (GFSI), ее девиз: «Однажды сертифицирован – признан повсюду». Участники GFSI признают сертификат FSSC 22000 без дополнительных аудитов, а соответствие критериям сертификата означает, что получившая его компания выполняет все международные требования пищевой безопасности. Сертификат можно получить только после прохождения аудита у независимой компании, в качестве такого партнера мы выбрали немецкую TÜV – это один из мировых лидеров в сфере контроля и обеспечения безопасности пищевой продукции.

- А помимо внутреннего удовлетворения руководства компании от получения такого сертификата, он может как-то повлиять на прибыльность?

- Если у вас есть международный сертификат по пищевой безопасности, то вы автоматически становитесь сильнее своих конкурентов в тендерах. В качестве поставщика вы можете сотрудничать не только с глобальными компаниями на территории своей страны, но и за ее пределами, потому что иностранные партнеры сразу спросят, есть ли у вас сертификат, который признается GFSI.

- Поделитесь своим опытом, с какими сложностями приходится сталкиваться при прохождении сертификации?

- Сложно донести до сотрудников степень важности сертификации. Вначале им было тяжело работать в рамках тех требований, которые нужно соблюдать для того, чтобы успешно пройти аудит.

- Допустим, я работаю грузчиком в сети METRO, которая получила сертификат. Как это повлияет на мое благосостояние? Ведь для того, чтобы работать по новым высоким стандартам, нужна личная заинтересованность.

- Во-первых, высокие стандарты безопасности повышают поток клиентов, доходность компании увеличивается, а вместе с ней зарплата сотрудников. Во-вторых, мы своим сотрудникам объясняли, что сегодня они выгрузили или разложили продукты без учета всех требований безопасности, а завтра могут попасть на стол к их родителям, детям, к ним самим. Или на фудкорте кто-то из наших близких может купить еду, для приготовления которой использовались продукты с нарушением правил хранения.

- Вы сказали, что после сертификации требования к поставщикам повышаются. Они тоже должны работать в соответствии с НАССР?

- Такой пункт есть, но, во-первых, это дорого, не все могут себе позволить такие расходы. Как я говорила, НАССР не работает сама по себе, это часть системы менеджмента качества в компании. Затраты на получение FSSC 22000 составляют около 2 млн тенге. Во-вторых, в Казахстане мало квалифицированных сотрудников, которые могли бы внедрить СМК на таком уровне, чтобы пройти этот аудит. Пока только одна наша компания-поставщик мяса – KazBeef – смогла пройти эту сертификацию. Но мы обучаем наших партнеров из числа производителей: если сейчас компания не соответствует международным стандартам, но готова развиваться, мы будем с ней сотрудничать и помогать совершенствоваться.

- Какие слабые стороны у наших производителей?

- Некоторые компании ставят условия хранения своей продукции, но сами же могут их нарушать. Кроме того, нет четко разработанных инструкций, поэтому бывает, что приходится объяснять, как правильно доставлять товар.

- В этом процессе есть какие-то тонкости?

- Я понимаю, что со стороны это кажется ироничным, потому что правила элементарные. Однако многие компании поставляют товар в  машинах, не соответствующих санитарным нормам, иногда он лежит на полу.

- Вы говорили, что по стандартам пищевой безопасности FSSC 22000 нужно ежедневно дезинфицировать все поверхности. Но в гипермаркетах огромное количество полок, как их можно каждый день обрабатывать?

- Ежедневно обрабатываются ручки дверей, кассовая зона, тележки после каждого покупателя, то есть все те поверхности, к которым прикасаются потребители. Полки моются и дезинфицируются раз в неделю. Кстати, у нас уборка и дезинфекция разделены между нашими сотрудниками и клининговой компанией. Поверхности, на которых расставляется или раскладывается продукция, обрабатывают сотрудники магазина, потому что только они могут к ней прикасаться, а двери, ручки, полы, стены моет клининговая компания.

- Расскажите про политику стекла и технические требования к зданиям, которые тоже связаны с пищевой безопасностью. 

- Все, что имеет стеклянную поверхность – окна, лампы – ежедневно осматривается на целостность и обрабатывается. В здании не должно быть трещин, потому что они не позволят основательно вымыть полы, стены и сделать качественную дезинфекцию, а скопившиеся в трещинах бактерии и грибки попадут в продукты питания.

- В международной системе сертификации санитарные нормы совпадают с теми мерами, которые введены в связи с пандемией?

- Да, и это еще одно из ее преимуществ. Компании, которые работают по глобальным стандартам качества и безопасности, эпидемия не «валит с ног», просто вносит в их работу какие-то корректировки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.