USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Автопром стремится к уровню пятилетней давности

Более 40% казахстанского авторынка все еще составляют завозимые авто

Share
Share
Share
Tweet
Share
Автопром стремится к уровню пятилетней давности - Kapital.kz

Более 40% казахстанского авторынка все еще составляют завозимые авто. Пытаясь снизить давление импорта, государство запустило механизмы, которые, с одной стороны, повысили интерес к автомобилям отечественной сборки, а с другой – в перспективе могут побудить иностранные компании строить автозаводы внутри страны. Как пояснил деловому изданию «Капитал.kz» Артур Мискарян, директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», Казахстан – не первая и не единственная страна, использующая данные инструменты, которые сегодня уже приносят результаты.

– Артур, какие механизмы позволили снизить давление импорта на казахстанский авторынок? Если сравнивать с российским авторынком, то мы защищены лучше или хуже?

– С точки зрения защиты от иностранных производителей из стран ВТО и экспортеров стран СНГ есть довольно успешный российский опыт. В России одновременно с тем, что есть календарь понижения пошлин в рамках ВТО, как, собственно, и в Казахстане, используется и такой инструмент, как индексация утилизационного сбора. Это механизм, который существенно снижает давление импорта. Если у нас доля импортных автомобилей сегодня составляет 43,6%, то в России этот показатель последние годы колеблется на уровне 15-17%. Использование этого инструмента в России продиктовано простой логикой: чтобы реализовывать автомобили на территории страны, импортеру гораздо выгоднее создание производства в этой стране. То есть ему привлекательнее запустить завод и уже реализовать авто на территории России, пользуясь всеми внутренними преференциями. Таким образом, государство получает у себя производственные мощности, технологии и рабочие места. То есть бывший импортер продает на территории страны автомобили на равных условиях с местными производителями.

– Казахстанский автопром хочет такого же эффекта?

– На самом деле это приемлемая и для нас модель развития. И она используется не только в России. По такому же механизму действуют рынки США, некоторых стран Ближнего Востока и Китая. Например, в Узбекистане рынок полностью закрыт от импорта автомобилей. Таким образом государство защищает своего производителя. Более того, автомобили, которые производятся в Узбекистане, экспортируются, и государство их в этом субсидирует: компенсирует затраты на транспортировку и сертификацию авто. Экспорт казахстанских авто затруднителен без массированной поддержки государства.

– Серый импорт все еще доминирует на казахстанском авторынке?

– Хочу отметить, что, кроме официального импорта, рынок также испытывает давление от так называемого «серого импорта». В случае с официальным импортом, его доля за 9 месяцев составила 242 млрд тенге. Доля серого импорта, оценочно – 50 млрд тенге за этот же период.

Зачастую серый импорт – это незаконная предпринимательская деятельность без предусмотренных лицензий. Как следствие, государство от данного бизнеса недополучает налоги в бюджет. Можно отметить, что в 2015 году доля серого импорта по новым автомобилям составляла 24%. Плюс к данной цифре добавлялся показатель по рынку подержанных автомобилей – 44%. На сегодня благодаря действию заградительных пошлин серый импорт новых авто составляет 8%, а продажа подержанных авто – 3%.

– Как вы оцениваете потенциал экспорта авто?

– В обозримой перспективе есть потенциал выхода на рынки стран Евразийского союза. С точки зрения выхода на рынки дальнего зарубежья пока говорить сложно. На сегодня основная задача отечественных производителей заключается в том, чтобы закрепиться на собственном рынке. Да, доля казавтопрома на внутреннем рынке выросла с 47,3% до 57,3% буквально за 9 месяцев текущего года в сравнении с прошлым, но доля импорта остается все еще высокой. Поэтому отечественные производители должны обеспечить большую часть внутреннего рынка, затем выходить на рынки стран ЕАЭС, и в дальнейшем, уже закрепившись на рынках ближнего зарубежья, можно будет говорить о том, что есть какие-то перспективы экспорта авто для покупателей стран дальнего зарубежья.

– Есть риски, что от колебания валюты снизятся и продажи, и производство авто в Казахстане в ближайшей перспективе?

– На сегодня нет оснований полагать, что такие угрозы есть. Здесь важен вопрос локализации: чем больше мы будем наращивать локализацию, тем меньше будет валютная зависимость отечественного автопрома. Таким образом мы будем защищать себя и своих потребителей от рисков, связанных с валютными колебаниями. Отрасль продолжает планомерное восстановление, с высокой вероятностью к концу года предприятия автопрома преодолеют докризисный показатель производства. К тому же наши производители расширяют модельный ряд. Ассортимент предлагаемых на казахстанском рынке авто увеличивается. Поэтому отечественные покупатели, имея довольно широкий выбор, все чаще предпочитают автомобили казахстанского производства.

– Программа льготного кредитования, судя по спросу у населения, является едва ли не основным драйвером покупательского интереса к авто отечественных производителей.

– За четыре года существования льготного кредитования продано около 16 тыс. автомобилей. По итогам третьего квартала текущего года участниками госпрограммы был приобретен по льготному кредитованию 2701 автомобиль. На их долю пришлось 9,1% всех продаж автомобилей локального производства. Программа льготного кредитования является существенным вкладом в поддержку покупательской способности казахстанцев и одной из составляющих восстановления спроса и продаж, которое на рынке сегодня происходит. Отмечу, что расходы казахстанцев на авто местного производства составили 208,6 млрд тенге. Это на 73,7% больше, чем в прошлом году.

– В целом какие изменения вы могли бы отметить на рынке?

– Сбыт авто локальной сборки увеличился на 43,6%. В текущем году было произведено 33 500 авто, включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы, общей стоимостью 229 млрд тенге. То есть объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 47,5%. Если вдаваться в подробности, то производство легковых автомобилей выросло на 41,2%, достигнув значения 29 846 единиц. Выпуск автобусной техники, который составил 848 единиц за 9 месяцев текущего года, увеличился в 3,5 раза. Производство грузовых автомобилей (2 133 ед.) также выросло в 2,7 раза. Только в сентябре с конвейеров казахстанских предприятий сошло 4889 единиц автотранспортных средств, что на 51,3% превышает результат 2018 года (3 232).

– Есть предпочтения у бизнеса, с каким автобрендом стоит запускать производство внутри страны, а с каким нет?

– Пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам трех кварталов текущего года составили Lada – 10 913, Hyundai – 9954, KIA – 2339, Ravon – 1561 и Skoda – 790 единиц. Поэтому говорить об уходе от сотрудничества с брендами, входящими в пятерку самых продаваемых, пока не приходится.

– Каков прогноз как производства, так и продаж до конца года?

– Если сравнивать с 2014-2015 годами, когда уровень продаж составлял 150-160 тыс. авто, а производство – около 40 тыс. единиц, то мы прогнозируем, что авторынок к концу текущего года покажет примерно половину докризисных показателей по продажам – 70-75 тыс. проданных авто. С высокой долей вероятности производство авто отечественными производителями до конца текущего года вернется к уровню пятилетней давности – 40 тыс. единиц.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.