«Вопрос старателей наболел», — Канат Досмукаметов, генеральный директор компании «Полиметалл Евразия», говорит о нововведении Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Новый документ подписал в конце прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Особое место в кодексе отведено старательской добыче — она легализована. Как это повлияет на золотодобывающую отрасль, а также в чем недостатки и сильные стороны принятого документа, эксперт прокомментировал для делового еженедельника «Капитал.kz».
— Как вы оцениваете принятый Кодекс «О недрах и недропользовании»? Насколько в нем отражены современные тенденции регулирования ГМК?
— В целом кодекс учитывает современные реалии развития горно-металлургического комплекса. Это и постепенный переход на международные стандарты оценки полезных ископаемых, и снижение бюрократии при получении права недропользования. Важный момент — предоставление недропользователям возможности самостоятельно определять основные технические параметры при проведении разведочных и добычных работ, если они исполняют определенные финансовые обязательства.
Кроме того, в кодексе отражены тенденции по развитию юниорских компаний через систему геологического изучения недр. Это должно помочь крупным компаниям, таким как Polymetal, переложить на юниоров часть нагрузки по поиску полезных ископаемых. Отрасль в этом объективно нуждается.
— С какими положениями кодекса Polymetal как представитель ГМК не согласен?
— Вызывает опасения увеличение количества оснований для прекращения права недропользования, а также признания уже выданной лицензии недействительной. Причиной, например, может стать нарушение установленного кодексом порядка выдачи лицензий. На наш взгляд, в этой части законодательство в некоторой степени даже ухудшилось.
Есть также определенные опасения, что программа государственного управления недрами не будет в полном объеме охватывать всю территорию страны, так как это колоссальный объем работы. А это может означать, что долгожданный принцип «первый пришел — первый получил» заработает не в полной мере.
— По вашему мнению, на чем должно быть сконцентрировано законодательство, касающееся ГМК, — например, на предоставлении компаниям более легкого доступа к разведке, на привлечении инвесторов?
— Предоставление более легкого доступа к разведке и так должно привлечь дополнительные инвестиции. Сейчас очень важно не напугать инвесторов ужесточением регуляторной политики в недропользовании.
Кроме того, до сих пор не видно синергии законодательства о недрах и налогового законодательства. Непонятно, например, как будет идти раздельный учет, тогда как кодексом исключен термин «первичная переработка», который есть в новом налоговом законодательстве.
Не прояснен до конца механизм расчета и уплаты НДПИ. И это при том, что международными стандартами отчетности вообще не предусмотрен государственный баланс полезных ископаемых и списание с него. Что же будет тогда объектом налогообложения НДПИ?
— В принятом Кодексе «О недрах и недропользовании» особое место уделено урану как стратегическому сырью, в частности закреплено приоритетное право государства на добычу (должны сохраняться адекватные меры государственного контроля добычи и разработки урановых месторождений). Есть ли необходимость в подобном «особом» отношении к золотодобывающей отрасли в Казахстане?
— Мы согласны, что сфера добычи урана должна иметь «особые» инструменты регулирования, но считаем, что в отношении золотодобывающей промышленности распространять аналогичный режим нецелесообразно. Наша отрасль регулируется достаточно.
— Кодекс упрощает порядок предоставления права недропользования в сфере твердых полезных ископаемых через лицензирование. В чем принципиальное отличие от действующей модели?
— Если раньше процесс получения прав недропользования, например, на добычу мог занимать до одного года, то с введением кодекса, надеемся, сроки получения лицензии будут ощутимо сокращены.
— Кодекс легализовал старательскую добычу. Как вы оцениваете эту норму и саму легализацию старателей? Что это даст отрасли и повлияет ли в каких-то вопросах на золотодобывающие компании? Как золотодобывающие компании будут взаимодействовать со старателями?
— Вопрос старателей наболел. По сути они были предоставлены сами себе, их деятельность никак не регулировалась. Следовательно, весь поток драгоценных металлов, добытых ими, мог остаться вне контроля государства, не был обложен налогами.
При этом не были задействованы все возможности старательской добычи, так как отсутствие регулирования и возможность уголовного наказания отпугивали людей от поиска и добычи россыпного золота. Легализация этой деятельности, считаю, создает перспективу получения дополнительного прироста запасов золота и дополнительного налогообложения при их добыче.
Кодексом предусмотрено, что лицензию на старательство могут получать только граждане нашей страны и только физические лица. Предполагаю, что для большей эффективности они будут объединяться в группы старателей. Но вот говорить о взаимодействии крупных золотодобывающих компаний и старателей пока еще слишком рано.