По итогам первого года работы инвестиционного судопроизводства поступило 95 заявлений и дел по инвестиционным спорам, 22 из которых с участием крупных инвесторов в Верховный Суд и 73 — в суд города Астаны для рассмотрения по правилам суда первой инстанции. Исковые заявления поступили от инвесторов из США, Нидерландов, Канады и КНР. Заявления в основном касаются обжалования действий государственных органов в области налогообложения, охраны окружающей среды и антимонопольных органов. На вопросы делового еженедельника «Капитал.kz» ответила председатель специализированной коллегии Верховного Суда Айгуль Кыдырбаева.
— В прошлом году в Верховном Суде начала работу новая специализированная коллегия по инвестиционным спорам, председателем которой вы являетесь. Расскажите о первых итогах ее работы. В чем особенность инвестиционных споров?
— Инвестиционное судопроизводство — мера, принятая государством. Для того чтобы была понятна исключительность подсудности таких споров, объясню, что у нас практически все дела в первой инстанции рассматриваются районными судами. Исключения составляли лишь дела об обжаловании действий Центризбиркома, которые по правилам первой инстанции рассматривал Верховный Суд. Теперь такой порядок распространен и на инвестиционные споры. Верховным Судом по правилам суда первой инстанции рассматриваются инвестиционные споры с участием крупного инвестора, судом г. Астаны — остальные инвестиционные споры. Во-первых, в Верховном Суде дела рассматривают более квалифицированные судьи с большим опытом и стажем работы. Во-вторых, имеется мнение, в том числе инвесторов, что в районных судах есть опасность влияния на суды местных органов власти. Чтобы инвестор был уверен, что его дело рассмотрят без какого-либо влияния. В-третьих, достигается единообразие судебной практики. Если раньше такие споры разрешались специализированными экономическими судами различных регионов, то теперь они сконцентрированы в одном суде. Есть возможность быстро и оперативно обсудить практику рассмотрения той или иной категории споров. В-четвертых, сокращается общая продолжительность рассмотрения дела.
— Иностранные или отечественные инвесторы обращаются?
— Предпринимательский кодекс РК не разделяет инвесторов на иностранных и отечественных. Предусмотрены одинаковые права, одинаковые возможности и условия для всех инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в Казахстане.
— Сейчас много говорят о введении обязательной досудебной апелляции для налоговых споров. Можете объяснить, как она будет работать?
— Обязательная налоговая апелляция пока не введена. Для этого необходимы соответствующие законодательные корректировки. На сегодня статьей 671 Налогового кодекса в новой редакции предусмотрено, что для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает Апелляционную комиссию. Статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества рассматриваемых судами налоговых споров, что существенно сказывается на нагрузке судей. Как показывает международный опыт, создание налоговой апелляции снизило бы количество обращений в суды, и многие налоговые споры могли бы быть разрешены в порядке досудебного урегулирования. Например, в международной практике применяются различные модели налоговой апелляции в зависимости от системы права, формы государственного устройства и экономического развития страны. Это действующие досудебные налоговые апелляции в самих налоговых органах, как в Норвегии, Австрии, России, Латвии и Китае, а также государственные налоговые трибуналы, входящие в состав министерства по налогам и сборам, как в Дании. В отдельных странах, например в Великобритании и Швейцарии, действуют одновременно и налоговая апелляция в налоговых органах, и налоговые трибуналы. Но при любой модели налоговой апелляции количество дел, дошедших до судебного разбирательства, значительно снижается, а стороны могут качественно и своевременно разрешить свой спор, не обращаясь в суд. В настоящее время состав и положение об Апелляционной комиссии еще не утверждены и пока не определен статус решения комиссии.
— В Казахстане также создан новый институт — Международный совет при Верховном Суде. Каковы были цели его создания?
— Реализация Плана Нации «100 конкретных шагов» наряду с оптимизацией судебных инстанций и созданием отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам ознаменована образованием нового института. Целью его создания является внедрение передовых международных стандартов правосудия в судебно-правовой системе страны, обеспечение совершенствования правового регулирования судебной деятельности и правоприменительной практики судов. Очевидно, что выполнение амбициозной задачи — вхождения в тридцатку развитых стран мира невозможна без изучения лучших мировых практик, в том числе и в сфере судопроизводства.
Замечу, что аналоги такому институту в Казахстане уже имеются: это и Совет иностранных инвесторов при президенте, Совет по улучшению инвестиционного климата при правительстве, который также призван решать актуальные вопросы по улучшению инвестклимата в стране.
Сегодня в состав Международного совета входят авторитетные зарубежные и национальные эксперты в области права, ученые и судьи. Деятельность членов Совета не ограничивается дачей заключений. Положением предусмотрен широкий круг их полномочий.
Профессиональный опыт иностранных членов Совета и знания национального законодательства отечественных экспертов позволили в минувшем году разработать рекомендации Совета по наиболее актуальным вопросам правосудия: взаимодействия казахстанских судов с иностранными судами и арбитражами по гражданским делам, дальнейшего развития альтернативных способов разрешения споров, судебного образования на основе зарубежного опыта, разрешения споров по защите прав на интеллектуальную собственность и развития судебных IT-технологий.
— Айгуль Куанышбаевна, в настоящее время Верховным судом разработан проект Административного процессуального кодекса страны. Расскажите, пожалуйста, о нем, как он будет работать в случае его принятия?
— Административно-процессуальный кодекс (АПК) разрабатывается в рамках дальнейшего развития административной юстиции в республике. Параллельно Министерством юстиции разработан проект Закона «Об административных процедурах». Проект кодекса разработан Верховным Судом с учетом мнения экспертов из Германии и ряда постсоветских стран с изучением опыта его функционирования в указанных странах. В основу проекта заложена модель административной юстиции Германии, одной из наиболее развитых и применяемых в таких странах постсоветского пространства как Латвия, Литва, Эстония, Россия, Азербайджан, Грузия и Армения. Предлагается процессуально обособить и регламентировать порядок разрешения споров публично-правового характера между государством и гражданином.
— В Казахстане уже функционируют инвестиционные суды. После завершения ЭКСПО-2017 на площадке выставки должен заработать Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) с соответствующим независимым финансовым судопроизводством и арбитражем. Откуда станут набирать судей в суд и арбитраж МФЦА, на каком языке они будут вести судебные заседания, какого международного права придерживаться?
— Согласно Конституционному закону «О Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА) для разрешения споров предусмотрено создание финансового суда с привлечением иностранных судей, применением англосаксонской системы права и английского языка в судопроизводстве. Предусматривается также отдельное функционирование института арбитража. Для чего это делается? Любой инвестор, вложив свои инвестиции в экономику страны, должен быть уверен в надежной их правовой защите. С этих позиций английское прецедентное право, на их взгляд, является более предсказуемым. Хочу подчеркнуть, что финансовый суд и арбитраж МФЦА будут функционировать вне зависимости от национальной системы правосудия. Решения суда МФЦА в казахстанских судах не могут быть обжалованы. Поскольку деятельность МФЦА и его органов регулируется самостоятельным законом, то порядок создания соответствующего суда и арбитража, а также отбора в них судей и специалистов с конкретными квалификационными требованиями будет обеспечиваться согласно этому закону. Могу лишь отметить, что не исключаю возможности работы в суде и арбитраже МФЦА и казахстанских граждан, в совершенстве владеющих английским языком и знающих основы английского права. Таких судей и специалистов в судебной системе немало.