USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.45$
+0.030
BTC
98129.50$
+85.600

Алишер Еликбаев: Я хочу сделать корейскую кофейню с казахским лицом

Алишер Еликбаев с сентября стал генеральным директором корейской сети кофеен Angel-In-Us

Share
Share
Share
Tweet
Share
Алишер Еликбаев: Я хочу сделать корейскую кофейню с казахским лицом- Kapital.kz

Карамельный латте и интересный собеседник. Кажется, в такой компании можно провести часы, но это не так просто, в случае если напротив сидит Алишер Еликбаев, с сентября занимающий должность генерального директора корейской сети кофеен Angel-In-Us. Его телефон разрывается от звонков, к нашему столику периодически подходят сотрудники кофейни с вопросами, знакомые — с приветствиями, а следующая его встреча начнется через 40 минут. Похоже, он соскучился по работе и взялся за дело серьезно.

— Алишер, ты уже достаточно давно работал на себя. Правда, со стороны это сложно было назвать работой, больше выглядело как развлечение: путешествия, туры, красивые фото с чемоданами. Теперь тебе придется об этом забыть?

— Честно говоря, очень тяжело возвращаться в колею, отказываться от всех поездок, сложно каждый день утром приходить на работу. Мне звонят каждый день, приглашают в самые разные уголки мира, от Занзибара до Тулузы, но я всем вынужден отказывать при всей моей любви к путешествиям. Сейчас я взял тайм-аут по поездкам, открываю для себя новые горизонты и хочу сосредоточиться на новой работе, пытаюсь во всем разобраться. Не боюсь признаться, что пока мне страшно. Но было бы глупо упускать этот шанс доказать, что я не только специалист по PR, но и могу управлять бизнесом.

Помню, лет 7 назад, тогда у меня уже были крупные клиенты, было имя на рынке PR, я как-то организовывал для олигархов закрытые ночные кинопоказы фильмов. Однажды один из них, представляя меня, сказал: «Знакомьтесь, это Алишер, он лучше всех организовывает кино». С тех пор я перестал заниматься организацией таких кинопоказов, потому что считаю, что я не только кино организовываю, у меня есть имя как у пиарщика. Теперь я хочу доказать всем, что могу быть не только пиарщиком, могу быть управляющим. У нас на рынке мало пиарщиков, которые входят в правление, у кого было бы право голоса в компаниях, которых бы слушали. Хочу доказать, что нас часто недооценивают и нам можно доверить и всю компанию.

— Ты считаешь, что у тебя достаточно компетенций, чтобы стать генеральным директором сети кофеен? Ты же всегда отвечал в компаниях за одно определенное направление — PR?

— У меня никогда не было права подписи, никогда не работал с финансовой отчетностью, всегда был предоставлен сам себе. Влиял на кассу, но никогда не было такого, чтобы я за нее нес ответственность. В этом отношении мне боязно, на некоторое время я даже потерял сон. Но, с другой стороны, давно не было такого ощущения обучения чему-то новому. Всю свою жизнь делал то, что мне реально нравится, то, что у меня неплохо получается, а теперь делаю то, что пока не умею, но чему очень хочу научиться.

Сейчас сталкиваюсь с таким количеством людей, которые хотят мне помочь, консультируют меня, и это не только мои коллеги из MEGA, которые давно меня знают. Очень много новых людей в компании, которые пришли после меня. Им рассказали обо мне, сообщили: «Это Алишер, он хороший парень, работал в „Мегах“ 8 лет, и сейчас надо ему помочь!». Они тратят свое рабочее время и рассказывают мне какие-то вещи, в которых я пока мало что смыслю.

Мне приходят помогать советом рестораторы Куаныш Шонбай (Rumi), Самат Айтенов Баркытбел»), Азамат Сейтбеков («АндерСон»), помогают огромное количество людей.

— Тебя позвал лично Нурлан Смагулов?

— Да. Angel-in-Us — это франшиза, которую 1,5 года назад завела Astana Group. Сейчас мы представлены в двух «Мегах» в Алматы, третья будет в MEGA Silk Way в Астане. В следующем году планируем строительство и открытие кофеен на улицах Алматы и Астаны, итого в ближайшее время у нас будет 5 точек. Потом будем дальше смотреть, куда двигаться.

— Работать по франшизе для креативных людей сложнее, все-таки ты находишься в определенных рамках, меньше простора для творчества. Тебя это не смущает?

— Смущает, но это всегда интересно. Я первый раз работаю во франшизном бизнесе. Я консультировал компании, которые заходили на казахстанский рынок, но брал свой гонорар только за консультации по выходу на рынок и исчезал после открытия. Этот бренд уже 1,5 года работает на рынке, у него есть свои провалы и достижения, мне нужно это все анализировать и выстраивать структуру.

— У тебя нет такого ощущения, что рынок кофеен близок к насыщению? Кофейни есть в ТРЦ, на улицах, в метро, есть даже кофейни на колесах. Есть много мест, где кофе очень даже приличный, и это не всегда знаменитые бренды. А в тот же Starbucks людей больше манит именно магия бренда.

— Я не боюсь конкуренции с другими брендами, потому что все мы делаем одно дело — подсаживаем людей на хороший напиток, создаем культуру потребления кофе. Мы боремся за очень качественную аудиторию. И она находится сейчас на постоянном росте. И перспективы тут хорошие. По моим ощущениям, в целом по стране более или менее регулярно пьют кофе и проводят время в кофейнях меньше 5% населения. Так что 95% еще вполне вовлекаемы. Не сразу и не все, но есть за кого побороться. Казахи пока больше любят чай, и они не понимают, как можно прийти в кофейню и взять просто кофе с десертом, а как же мясо?

Сейчас к нам заходят и достаточно взрослые люди, пожилые пары, заказывают кофе и десерты. Правда, в большинстве своем казахи все еще больше предпочитают чай, поэтому первое, что я сделал, — поменял поставщика чая.

— Ты сказал, что многие рестораторы и владельцы кофеен тебя поддержали, в чем-то помогают. Все это очень мило, но как же бизнес?

— Дело в том, что я не претендую ни на чей кусок рынка, мы на росте.

— Алишер, ты можешь назвать три основные задачи, которые сейчас стоят перед тобой в этой должности?

— Первая задача — вообще рассказать о бренде, пока мало народа знает о том, что это корейский бренд, он очень популярен в Азии и занимает хорошие позиции там. К приходу Starbucks наши люди были готовы, его ждали. Бренд Angel-in-Us мало кто из казахстанцев знал, а тем более ждал. Я хочу изменить эту ситуацию.

Вторая задача — сделать так, чтобы первый опыт франшиз у Astana Group получился успешным. В дальнейшем планируем заводить новые франшизы в Казахстан.

— То есть ты будешь отвечать за развитие франшизного направления в рамках Astana Group?

— Если мой опыт будет удачным, почему бы и нет. Не думаю, что Нурлан Эркебуланович будет мне в этом противодействовать, если я докажу свою эффективность. Мы все нацелены на то, что будем приводить другие бренды на наш рынок. С его стороны я сейчас вижу невероятное доверие, мне страшно его подвести.

— Критерии успеха финансовые?

— И известность бренда. Нематериальные активы сейчас убирать с рынка нельзя. Когда приходит инвестор, он смотрит не только на продажи.

— А третья задача какая?

— Сделать проект финансово успешным. Это очень тяжело. Через месяц, после того как я погрузился во всю документацию и начал рассказывать Смагулову о тех проблемах, которые есть в компании, он спросил меня: «Ты же не собираешься сдаваться? Если бы все было хорошо, я бы тебя не приглашал». Конечно, сделаю все возможное, все, что умею. У меня есть большая лояльная аудитория, мне уже прислали кучу снимков людей с нашими фирменными стаканчиками. Это дорогого стоит, это очень важная часть поддержки меня. Рад, что воспитал такую аудиторию, что она у меня есть.

— Все эти люди, которые фотографируются со стаканчиками, почему они так лояльны к тебе? Наверное, даже главный вопрос, не почему, а почему до сих пор? Вроде ты нигде не светишься, а твоя лояльная аудитория не только сохраняется, но и растет. В чем секрет?

— Нет никакой магии. Когда я говорил, что являюсь калифом на час, то ни капли не лукавил, у каждого человека есть активный жизненный цикл. Да, я пытаюсь его продлить, стараюсь быть на волне, но в интернете появляются новые имена, и это абсолютно нормально.

— Сейчас Angel-in-Us в Казахстане — прибыльный проект?

— Прибыль есть, но она не растет. Я пришел не в самое лучшее время, но уже начал делать многое, чтобы повлиять на кассу, чтобы об этом бренде говорили. Сейчас мы занимаемся меню, маркетинговой стратегией, разбираемся с кросс-промо. В этом отношении со мной просто — меня все знают, все знают мои телефоны. Очень хочу, чтобы это была история успеха. Меня мотивируют удачные кейсы с Samsonite, банком Altyn, сервисом Chocotravel.com. Но я был там просто как консультант, как пиарщик, как бренд-амбассадор, здесь же совершенно другой уровень ответственности.

— На сколько тебе нужно увеличить продажи?

— Для того чтобы нормально функционировать, платить роялти, вовремя оплачивать аренду и выплачивать заработную плату, а еще и приносить небольшую прибыль, то есть «быть красавчиком», мне нужно увеличить продажи на 300%. Я поставил себе такие задачи. Другое дело, что, когда тебе 35 лет, думаешь: «Ну зачем мне вот это все? Бренд-амбассадорство приносило хорошие деньги».

— Как-то в интервью ты говорил, что тебе трудно работать под кем-то. Единственный руководитель, с которым тебе было комфортно, это Нурлан Смагулов. Теперь тебе придется координировать свои действия не только с ним, но и с корейской стороной, которая является владельцами франшизы.

— Они меня не знают. Они очень последовательные, жесткие и дисциплинированные. И это все должно и меня дисциплинировать. Они приучают меня к тому, что все можно делать заранее, не в спешке, не в последний момент.

— Сколько человек сейчас у тебя в подчинении?

— Сейчас около 40 — это две кофейни, терраса и управляющий персонал.

— Ты готов к тому, что работать с людьми очень сложно? Планируешь кардинально вникать во все процессы?

— Я привел в менеджмент нескольких человек, которых знаю достаточно давно, и думаю, что справлюсь с этим. Я бы не хотел превращаться в микроменеджера, лезть в области, которые совсем меня не касаются. Но если мои официанты не справляются, могу подойти и убрать стол, если вам долго не несут ваш кофе, а я нахожусь рядом, принесу, мне не трудно. Важно, чтобы к нам приходили, важно, чтобы понимали, что у корейской кофейни есть казахское лицо, мое лицо. Мне не стыдно, что я торгую своим лицом, своей репутацией, у меня больше ничего нет. Считаю себя обеспеченным человеком, эти деньги принесла мне моя репутация. Мне никто никогда не давал денег просто так, со словами: «На, братишка, делай, что хочешь!»

— При работе с меню ориентируешься на свои вкусовые пристрастия?

— Все будет меняться постепенно, у нас есть большое количество людей, которым нравится наша продукция. Я буду ориентироваться на желания наших клиентов. Например, думал, что сразу же поменяю черничный пирог, который я два раза пробовал, он мне не понравился, но мне в личку пишут: «Не вздумайте убирать черничный пирог! Это лучшее, что у вас есть».

— Отказ от контрактов с брендами равен твоей зарплате здесь?

— Нет, там я зарабатывал больше, этот мир меня кормил, письма с предложениями не переставали ко мне приходить.

— Тогда мне непонятен основной аргумент, который тебя убедил выйти сюда. Ты будешь зарабатывать меньше, путешествовать вообще не будешь, целыми днями тебе нужно находиться на работе…

— Любые мои рекламные посты последнее время стали набирать меньше лайков. Людям надоедает, что я все время что-то рекламирую. Они уже хотят, чтобы я чем-то занялся, их бесит мое безделье, мой образ жизни начал раздражать людей. Теперь, так же как и многие из моих читателей, я встаю рано утром и еду на работу. Так же как и перед ними, у меня куча обязанностей и задач. Теперь я тоже наемный сотрудник, и мы снова играем на равных.

— Мне кажется, что ты сейчас сам себе противоречишь. С одной стороны, ты говоришь, что тебе поступает много предложений о работе с брендами, с другой — ты видишь, что популярность твоих рекламных постов падает.

— Моя задача смотреть вперед и действовать раньше, чем на это обратят внимание рекламодатели. Сейчас рынок очень кривой. Посты продаются за копейки. Люди публикуют рекламные материалы, выдавая их за свое авторское мнение. Когда я пишу, что пост щедро проплачен, я предупреждаю о том, что это реклама. А когда люди об этом не предупреждают, я воспринимаю это как обман своей аудитории.

Я хочу свои принципы открытости принести и в Angel-In-Us, чтобы люди через контакт со мной могли повлиять на качество кофе, десертов, чтобы их слышали. Все знают конкретного человека, кому это можно высказать, и я буду ждать этого от них.

Справка

Сеть кофеен Angel-in-us — одна из самых крупных и быстроразвивающихся в Юго-Восточной Азии, включает свыше 1100 кофеен. Бренд Angel-in-us принадлежит корейской компании Lotteria Corporation.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.