Алматинские парковки для инвалидов, трудоустройство людей с физическими нарушениями, а также проблемы доступа социальных услуг инвалидам. Эти темы, к сожалению, не утратили своей актуальности по сей день.
Все мы давно заметили, что в Алматы увеличилось количество специально отведенных парковочных мест для людей с ограниченными физическими возможностями. Их обозначают дорожным знаком с ярко-желтой окантовкой и в некоторых местах есть специальная стойка, на которой висит значок с изображением человека на коляске и надпись на двух языках, извещающая о том, что эта стоянка именно для инвалидов.
Согласно официальным данным МВД, таких знаков установлено более восьми тысяч. Это около 300-400 мест из расчета три знака на одно парковочное место. Но, к сожалению, большинство из них установлены без предварительного анализа спроса и необходимости. В городе существуют места, где парковочные места расположены в 200 метрах от входа в здание. Должна быть легкодоступность. Сейчас одно из немногих мест, где парковочные места для инвалидов расположены продуманно, – это железнодорожный вокзал Алматы-2. Специально выделенные зоны находятся возле входа. Единственный недостаток – эти места часто занимают таксисты.
Другая проблема – трудоустройство людей с нарушениями психики. Впечатляющую цифру озвучили в конце августа в Ассоциации социальных работников, инвалидов и волонтеров (АСРИВ): 57 млрд тенге в год может сэкономить государство, трудоустраивая инвалидов с ментальными расстройствами.
Общественные эксперты в области прав людей с ограниченными возможностями пришли к таким показателям, произведя нехитрые подсчеты. Согласно их статистике, в Казахстане возрастает число людей с ментальными расстройствами: количество лиц с умственной отсталостью уже достигло 448,1 на 100 тыс. населения. На учете с психическими заболеваниями стоят более 200 тыс. человек. Специализированную помощь при острых нарушениях психического здоровья оказывают в 35 центрах, где имеется 10 тыс. больничных коек. Всего в интернатах закрытого типа проживает 20 тыс. больных. Проживание в интернате одного инвалида с расстройством психики обходится бюджету в 7-8 тыс. тенге. Умножая эту цифру на 365 дней и на 20 тыс. человек, содержащихся в интернатах по всему Казахстану, – и вопрос о том, нужно ли трудоустраивать людей с ментальными расстройствами, отпадет за ненадобностью. И всего-то надо решить одну проблему – обустройства рабочего места. Впрочем, это касается всех категорий инвалидов.
Помимо экономического эффекта, давайте обратим внимание и на другие позитивные аспекты. Уверен, работодателям будет небезынтересно узнать, что те, у кого в штате 51% людей с ограниченными возможностями, при определенных условиях могут быть освобождены от корпоративного подоходного налога. А еще работающих ребят с инвалидностью в области психики родители не оставляют в интернатах, а забирают домой.
Однако все эти аспекты касаются лиц с инвалидностью, проживающих в городе. А что происходит с их сельскими «товарищами по несчастью»? Эксперты Общественного объединения «Алпамыс» выясняли, насколько доступны специальные социальные программы лицам с инвалидностью в сельской местности, чтобы усовершенствовать механизмы их на законодательном уровне. На протяжении восьми месяцев общественники составляли сложившуюся картину, учитывая не только существующее положение дел, но и территориальные особенности. Именно эти два фактора в итоге помогли вывести свод рекомендаций и дополнений, адресованных министерству здравоохранения РК.
К примеру, те, кто проживает в сельской местности, нуждаются в качественных средствах личной гигиены, а также более пристальном внимании обслуживающих их социальных работников. Причем дело вовсе не в том, что последние халатно относятся к своим обязанностям. Как правило, люди, которые берут на себя труд заботиться о немощных, посвящают этому всю свою жизнь. Одинокие пенсионеры, инвалиды становятся для них как бы второй семьей. Но проблема в том, что старому человеку, который лишен возможности передвигаться самостоятельно, требуется больше времени. Тот, кому по силам самому подняться с кровати, меньше нуждается в помощи соцработника. На данный момент эти категории уравнены в Стандарте оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения. Инициаторы проекта по исследованию чаяний сельских инвалидов намерены устранить это недоразумение.
Помимо тех, кто оказался прикованным к инвалидному креслу или кровати, общественники обратили внимание и на условия работы своих коллег. В частности, они выяснили, сколько преград приходится преодолевать социальным работникам на пути к своим подопечным. Для них также разработан свод рекомендаций, который вместе с поправками в Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения передан в отечественный Минздрав.
Реакцию на свои предложения представители НПО рассчитывают получить уже в сентябре. Со своей стороны, как представитель депутатского корпуса, я считаю, что нужно доработать и изменить СНиПы для обеспечения доступности людей с инвалидностью на рабочие места не только в городе, но и на селе. Требуется еще раз организовать исследование по обеспечению парковочных мест по городу, чтобы понять, где не хватает парковок для инвалидов, а где, наоборот, в них нет необходимости. И хочется верить, что с принятием поправок жить инвалидам станет немного легче.
Артур Котенёв