USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98445.50$
+364.100

Клановость в бизнесе – это хорошо

Чему семейным компаниям в Казахстане нужно учиться?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Клановость в бизнесе – это хорошо- Kapital.kz

Во всем мире отношение к семейным компаниям иное, чем на постсоветском пространстве. Личная ответственность и репутация – это то, чему доверяют. Предприниматели, создающие семейную компанию, готовы пожертвовать сиюминутной выгодой и сверхприбылями для осознания того, что станет реальным ресурсом для детей. Как правило, горизонт планирования – минимум одно поколение. Репутация и долгосрочность – наиболее сильные аргументы всех семейных компаний мира. В Казахстане компаний, основанных семьями, немало и даже есть такие, где работает уже второе поколение. Многие из них начинают осознавать себя именно как семейный бизнес – с соответствующей философией и отношением к делу. Вместе с тем традиции семейного предпринимательства нам еще предстоит формировать (в чем, впрочем, у Казахстана преимущество, поскольку есть шанс начать все с нуля, опираясь на лучший мировой опыт). Об этом наша беседа с Яной Исаковой, председателем координационного совета Ассоциации Семейного Бизнеса Казахстана.

– «Семейный бизнес» – когда слышишь это словосочетание, воображение рисует картинку: закрытая система, бесконечные родственники, кланы. И в то же время можно представить маленький «уютный» бизнес, домашнюю выпечку, что-то сделанное своими руками. Какой вариант верен?

– Оба определения верны. И я не думаю, что клановость – это плохо. Не с точки зрения сотрудников, к достоинству которых только и можно отнести наличие родственных отношений. А с точки зрения эмоционального наполнения бизнеса. Почувствуйте разницу двух определений. Когда я говорю: «У меня компания МСБ» – это ни о чем. И когда я говорю: «У меня семейный бизнес» – сразу возникает другое отношение. Эмоционально другое. Я словно говорю своему клиенту: «Я не могу предложить вам плохой товар или услугу, потому что подведу самых близких и дорогих людей – свою семью». Так что в бизнесе клановость – это большой плюс.

В Италии 85% бизнеса – это небольшие и большие семейные компании, в Японии – 90%. Причем, в Японии считается, что гораздо почетнее сделать харакири, нежели закрыть семейную компанию. Есть такое понятие – «синдром сына-идиота». Суть в том, что когда кто-то из детей или родственников не может или не хочет продолжить семейное дело, владельцы бизнеса усыновляют и удочеряют исполнительных, генеральных директоров, тех, кто показал свою состоятельность и профессионализм, тех, на кого можно положиться – взрослых людей, которым, бывает, и за 40, и за 50 лет. Они дают им свою фамилию с тем, чтобы клановость сохранялась. Очень многие компании пользуются этим, примеры – Siemens, Samsung. Такой специфической традиции в Казахстанском бизнесе нет, но у нас и бизнес молодой, ему чуть больше 20 лет. Отношения и традиции нам нужно создавать.

– Менталитет казахстанцев в этом сыграет роль?

– Однозначно. Семейные традиции у казахстанцев сильны. Я думаю, в бизнесе этим стоит пользоваться. Вообще у семейного бизнеса маркетинговая фора такая, что остальные «отдыхают». Там, где публичные компании будут добиваться доверия клиента, выстраивания отношений, вы можете сказать, что вы семейная компания, работаете с мужем или женой, с детьми – и все, сразу получаете бонусы. Я думаю, у семейного бизнеса в Казахстане серьезное и большое будущее. Естественно, на словах и эмоциях далеко не уедешь, поэтому качество продукции и сервис стоит поддерживать на соответствующем уровне, чтобы эту фору не растерять.

– Все-таки в Казахстане родственные связи на работе – эта тема для анекдотов…

– Согласна, у нас считается, что с родственниками работать нельзя, это плохо заканчивается, отношения в семье рушатся. Все это идет от того, что нет культуры создания и развития семейного бизнеса, нет предпринимательского профессионализма – грамотного юридического оформления и выстраивания личностных взаимоотношений с партнером. Мы не умеем вести бизнес с партнером, противоречия возникают с первыми заработками или убытками, тогда как договариваться нужно на берегу.

Отношения с родственниками, а такие партнеры могут стать как инвесторами, так и наставниками, – это как раз то, чему семейный бизнес в Казахстане надо учить: да, он семейный, но главное слово – «бизнес». Мы же не пиво идем пить, мы собираемся работать и зарабатывать деньги. А как мы будем зарабатывать, если брат ждет высокой зарплаты мгновенно, тетя дорабатывает до пенсии, потому что не смогла нигде устроиться, а жене нужен график работы 3-4 часа в день? Нужно разделять личное и профессиональное. Сын или дочь – это навсегда. Но насколько человек будет полезен для семейного бизнеса? Семейный бизнес всегда будет человечнее прочих, и в большинстве случаев найдется место и для того, кто не доработал до пенсии, и для молодого племянника-практиканта. Только эта «благотворительность» должна быть продуманной и не во вред компании.

Во всем мире в отличие от постсоветского пространства семейный бизнес весьма уважаем и почетен: быть владельцем или сотрудником семейной компании очень престижно. Расскажу вам такую историю. Девушка из Казахстана вышла замуж за итальянца, он был весьма успешным аудитором в компании «Большой четверки». Спустя какое-то время молодые уезжают в Италию. Оказалось, у супруга серьезно заболел отец, и он как старший сын обязан взять на себя руководство семейным бизнесом – винодельней. Он оставил работу в солидной компании, чтобы выполнить свой долг. Это семейная традиция: получить образование, опыт работы, овладеть управленческими навыками, чтобы возглавить семейную компанию. А технические знания о производстве вина он получит на месте. Я считаю, это тот подход, который стоит формировать у семейного бизнеса в Казахстане.

– Значит, в семейном бизнесе ключевое – это не то, что в компании работают члены одной семьи, а то, что она передается по наследству?

– И это тоже. Могу сказать, что семейный бизнес – один из самых долгосрочных. С течением времени семейная компания может стать публичной, семья может потерять контроль над основным пакетом, но в любом случае это очень долгосрочные проекты. Procter & Gamble – публичная компания, но в течение долгого времени была в руках семьи. Adidas – публичный бизнес. Но, например, Mars до сих пор остается под управлением одной семьи, так же – Ford, Siemens, Samsung, Max Mara, LEGO и др.

Одна из самых серьезных проблем семейного предпринимательства – это правильная передача компании наследникам. Многие западные семейные предприниматели воспитывают своих детей в духе «делай как я»: дети воспринимают своих родителей как временных управленцев, у которых они должны научиться и перенять знания, поскольку знают, что бизнес перейдет им. Потом дети передадут компанию следующему поколению.

Есть разные модели построения семейного бизнеса. Например, восточная – японская – больше ориентирована на эмоциональную составляющую, на формирование семейных традиций. Это пожизненный наем, изначально идет расчет на то, что дети или родственники будут работать в компании. И они должны пройти уровни от, условно говоря, сотрудника склада, до члена правления, то есть должны знать в компании все.

Немецкий вариант «очень математический» и процедурный, выверенный. Максимально просчитываются возможные варианты, члены семьи вовлекаются в семейный бизнес с прогнозированием образования, опыта работы и прочих вещей. Эта модель предполагает, что будущий сотрудник компании получит опыт работы в других структурах, в других компаниях и в свое время принесет эти знания в семейный бизнес.

– В Казахстане есть такие компании, в которых настало время передавать бизнес?

– У нас есть семейные компании, где уже сейчас работают два поколения. «Келет»: владельцы – семья Папп, владельцы производственной компании. Сейчас там работает второе поколение и, судя по всему, третье поколение тоже будет иметь отношение к этому бизнесу. «DD21» – семейная компания из Астаны, в которой подрастающее поколение очень активно включается в бизнес. Sophia Linsky – текстиль, спортивная одежда, женское белье, родители и дети работают вместе, компания названа именем дочери. Таких компаний немало. Особенно в регионах, где семейный бизнес – это не просто занятие, которое занимает время, а это именно то, что приносит доход и создает финансовую стабильность для семьи.

– Почему особенно в регионах?

– Потому что фермерство – это семейный бизнес. Как правило, именно семьи в этой сфере работают достаточно эффективно. Ездить на работу из села в город как минимум нецелесообразно. Тем, кто вырос в селе и имеет опыт работы с землей, сам бог велит заниматься фермерством вместе со своими близкими. К тому же отсутствие достаточного количества рабочих мест в регионах заставляет их создавать. У нас в ассоциации есть компания – фермерское хозяйство, в которой работает не только семья владельца, но и два соседних аула. В сельской местности семейный бизнес скорее не исключение, а норма.

– Семейных компаний в Казахстане становится больше? Вы как-то называли цифру 70%.

– Не меньше 70% точно. Но это и понятно. Семейных компаний изначально организуется много. В 95% случаях при организации стартапа или компании люди в первую очередь обращаются за помощью или финансовыми ресурсами к тому, кому не все равно, кто может поддержать, кому они доверяют, – к близким. Вопрос в том, как дело дальше развивается и оформляется.

– А вообще в Казахстане компании охотно афишируют свое «происхождение»?

– Это зависит от компании, от владельца, от тех ценностей, которых он придерживается. В моем представлении, например, семейный бизнес – это классно, это очень хорошая маркетинговая фора. Но не все так думают. Все же негативное восприятие семейного бизнеса как того, где работают одни родственники, присутствует.

– Семейным компаниям сложнее в кризис?

– Как бы там ни было, семейный бизнес – это тоже бизнес, он так же реагирует на экономические условия. Кто-то сейчас закрыл или приостановил свою деятельность. Вопрос не в том, что нет клиентов. Продукция востребована. А в том, что для расширения необходимо оборудование – в валюте, сейчас это неподъемные деньги. Этот момент, к сожалению, немного отодвинул возможности предпринимателей. Многим не хватает оборотных средств. Кто-то закупает сырье за рубежом и, естественно, рассчитывается валютой, а, соответственно, был вынужден поднять цены продукцию. Но я думаю, это вопрос времени, надо пересмотреть возможности и ресурсы в нынешних условиях.

– У банков в Казахстане есть особое отношение к семейным компаниям?

– Нет, у банков нет ни проектов, ни продуктов для семейного бизнеса. Но у нас и само понятие семейного бизнеса законодательно не закреплено. Во многих странах есть закон о семейном предпринимательстве, у нас лишь общепринятая градация – малый, средний, крупный бизнес. Семейный бизнес в большинстве своем ИП, ТОО. Возможно, банкам пока нет смысла создавать продукт для этого бизнеса. Но в то же время есть микрокредитные организации, которые с успехом реализуют продукты группового кредитования. Например, одна из них очень активна в регионах, у нее есть продукт, который весьма популярен у семейных компаний.

– Если бы понятие семейного бизнеса было закреплено законодательно, что бы это дало?

– Само по себе внесение понятия «семейная компания» в различные законодательные акты вряд ли целесообразно. Если будет существовать подобная категория компаний, то должны быть программы поддержки и развития, как есть программы молодежного и женского предпринимательства.

Каков посыл государства бизнесу сейчас? Заплати налоги и спи спокойно. Понятно, что налоги идут на развитие города и прочие полезные вещи. Но звучит, как угроза. Получается, предприниматель изначально что-то должен государству. Ведь из тех налогов, которые уплачивает бизнес, формируется и бюджет, и программы поддержки самого бизнеса. Может быть, стоит изменить тактику? Со стороны государства: мы создаем вам максимально комфортные условия, чтобы вы могли помочь семьям, чтобы близкие вами гордились. Почувствуйте, как сразу меняется отношение! Государство должно понимать, что если я соберу 10-20 человек – членов семьи, создам рабочие места, будут платить белые зарплаты, то это же налоги, пенсии. Этим людям не надо будет переживать, что где-то безработица, что им некуда податься и их нигде не ждут.

Но подчеркну: это не вопрос галочки в законодательстве. Это вопрос постановки цели и обучения долгосрочному бизнесу. Казахстан входит в двадцатку стран, где очень просто открыть бизнес: взял удостоверение – пошел и зарегистрировал ИП. Но закрыть компанию очень проблематично, в этом вопросе мы далеко не в первых десятках.

Вообще, открытие компании должно быть оправданным. Даже не важно, семейный это бизнес или нет. О том, что можно сделать что-то, не открывая юридическое лицо, многие даже не задумываются. Почему-то у нас считается, что бизнес начинается с юридического лица.

– Но ведь не все обладают предпринимательской жилкой. Кто-то считает, что удобнее и надежнее работать в уже существующей компании.

– Почему считается, что наемный сотрудник – это обязательно стабильно? Ничего подобного. Я считаю, что риски предпринимательства очень сильно преувеличены. Скажите: будучи наемным сотрудником, человек уверен, что его завтра не уволят? Откуда такая уверенность? Дело может быть даже не в том, какой он сотрудник, а в том, что с компанией может что-то случиться. Человек уверен, что у компании не закончатся деньги и ему будут платить зарплату вовремя? В предпринимательстве же так: открыл компанию, значит, вся ответственность теперь лежит на тебе – за бумагу, за тепло в офисе, за сотрудников. И у тебя есть возможность варьировать, на чем сэкономить, кого взять в партнеры и т. д. Риски у наемных сотрудников и предпринимателей примерно одинаковые. Просто в предпринимательстве человек имеет больше возможностей для самовыражения. Кто-то кайфует от ответственности и возможности принимать решения, кто-то реализует давнюю мечту, кто-то пытается монетизировать хобби, а кто-то строит планы по захвату мира. А наемный сотрудник работает за зарплату. Разные категории.

– Но ведь риск, что деньги закончатся, присутствует и в семейном бизнесе.

– Конечно. Денег вообще может не быть. Но ты же предприниматель, просчитай возможности. Да, будет трудно, у предпринимателя больше ответственности. Но у него и инструментов больше. Что сделает наемный сотрудник, если ему задержат зарплату? Пойдет к руководству, начнет жаловаться, будет искать другое место работы. Предприниматель же может взять кредит, обратиться к родственникам, получить грантовую поддержку, поискать инвестиции, воспользоваться инструментами лизинга. У предпринимателя риски не больше, они просто другие.

– Производство продуктов питания выглядит самым простым вариантом для тех, кто хочет открыть семейный бизнес. Вам так не кажется?

– Производство само по себе вариант непростой. Любое. А семейный бизнес может быть очень разным. Это и производство, и услуги, и торговля. Небольшие магазинчики формата «у дома» – как правило, яркие представители семейного бизнеса. Разбивки по отраслям в цифрах нет, так как за все время в Казахстане не проводилось исследований по тематике семейного предпринимательства. Но могу сказать, что семейный бизнес присутствует везде.

– По вашему мнению, проблем с нишами у тех, кто хочет начать свое дело, нет?

– Эта отговорка, что все ниши заняты, ввергает меня, просите, в бешенство. Назовите мне казахстанскую компанию, лидера рынка, производящую мыло или косметические средства. Производители женской обуви – кто на слуху? Ни одно название не всплывает в памяти. И после этого будут говорить, что все ниши заняты? Детская одежда: есть Mimioriki, назовите второго. Где-то и первых нет. А могли бы быть и третьи, и пятые. Будьте ими! Просто нужно продвигаться, возможно, воспользоваться господдержкой или еще чем-то. Возможностей много, ниш – масса.

Не надо изобретать велосипед, просто делайте свою работу хорошо и вы выбьетесь в лидеры рынка. Пообещали, что привезете заказ через два часа, привезите через два, а лучше – через полтора. Вас запомнят. Пообещали, что цена будет такая-то за такой-то объем работы и качество, сделайте именно так, человек, который купил услугу, будет счастлив. Я согласна и могу перенести это на казахстанскую действительность. Что делается у нас в сфере сервиса? Он никакой. Не так давно я получала консультацию в одном из банков второго уровня и мне отказали в кредитовании, заявив, что я не подхожу по параметрам под выбранный мною пакет. И менеджер не задал мне ни одного вопроса дополнительно, не предложил варианты – и все, я ушла в другой банк, где мне предложили то, что мне нужно, в процессе обсуждения с менеджером мы нашли приемлемый для обеих сторон вариант. Можно привести массу подобных примеров в любой сфере. Просто надо свою работу делать хорошо – и лидерство обеспечено.

– С каким капиталом можно начать семейный бизнес в Казахстане?

– Стартап можно начинать вообще без капитала, с нуля. Нужно просто просчитать возможности и ресурсы, финансовую составляющую в том числе. А возможности, как я уже говорила, есть.

Один из партнеров ассоциации – американская консалтинговая компания – предлагает казахстанским предпринимателям партнерство с иранскими компаниями, которые хотели бы выйти на рынок Казахстана со своей продукцией. Вот, пожалуйста, ты можешь стать представителем какой-то компании и попробовать представлять ее интересы.

Конечно, большая разница между организацией производства и открытием представительства. Но я не могу назвать какую-то сумму как прецедент к тому, чтобы начать что-то делать. Вот этот вариант – «денег нет» – вообще не причина не начать бизнес. Более того, деньги – это не тот аргумент, который нас либо останавливает, либо к чему-то подталкивает. Если задумаетесь над причинами совершения покупок, особенно дорогих, типа машин, мебели и пр., то поймете, что цена – это далеко не решающий аргумент при принятии решения. Очень показательно, когда люди приобретают мебель. Почему вы купили этот диван? Он мне очень понравился, он хорошо встал в доме, еще что-то. На первом месте всегда стоит потребность, затем – характеристики. И только потом деньги. Если их не хватает, ищем варианты – копим, занимаем у знакомых, берем кредит и пр. Так же и по отношению к бизнесу.

Вообще, когда люди создают бизнес для того, чтобы монетизировать его и продать, у такого бизнеса, как правило, нет будущего. Facebook был создан как решение проблемы и удобный сервис, как университетская сеть, Twitter – изначально для того, чтобы быть проданным. В Facebook инвесторы вкладываются охотно, в Twitter – аккуратно, потому что там не все понятно с финансами.

Другие должны быть предпосылки для создания бизнеса, не финансы. Ну и азбука – ты должен решить проблему, закрыть потребность. Не придумать проблему и решать ее. А помочь с действительно имеющимися, реальными. Для создания бизнеса должен быть драйв, желание рискнуть, попробовать, это должно быть хобби на старте. Порой бизнес создается на чем-то таком, о чем никогда не подумал бы, что вот так можно. Российская компания «Банка» делает классные корпоративные подарки – варенье. Каких штук они только не напридумывали! Например, варенье с предсказаниями. Они относятся к своему бизнесу как к игре. Это драйвит, это дает энергетику, все вокруг этим заряжаются. И приходят клиенты.

– И в этом успех семейного бизнеса?

– В этом успех любого бизнеса. Но в чем преимущество семейных компаний? На собеседовании работодатель пытается понять, сможет ли потенциальный сотрудник ужиться в компании, нравится ли ему человек, потому что с ним нужно работать и видеть изо дня в день, насколько он устраивает как профессионал. А с родственниками вы прожили всю жизнь, вы знаете, что от них можно ожидать, кто будет работать, кто – нет. Вы можете выбирать. То, чего публичные компании добиваются корпоративной культурой, тимбилдингом и прочими хитростями, у семейной компании заложено в фундаменте. Вопрос – как это сохранить и развить до работающих механизмов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.