USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98705.90$
-60.100

Серик Буксиков. Художник, что рисует в… кризис

Можно ли делать бизнес в искусстве

Share
Share
Share
Tweet
Share
Серик Буксиков. Художник, что рисует в… кризис- Kapital.kz

Он яркое подтверждение того, что стандарты и штампы – вчерашний день. Причем менять их можно на все 180 градусов, как это сделал он. Придя на встречу в деловом костюме, с модным гаджетом в руках, Серик Буксиков дал понять: он представитель не просто полноценной, а весьма успешной бизнес-отрасли. Речь идет об изобразительном искусстве. Художник не скрывает своих расценок, не скрывает и того, что востребован. Сейчас. В кризис. Почем нынче духовная пища для народа и какими навыками должен обладать Мастер, чтобы его картинам рукоплескали? Об этом художник, член Союза художников Казахстана Серик Буксиков рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

bfc6d247343fcee0bcca1dcb409.jpg

- Серик, если откровенно, каким мы привыкли рисовать себе образ художника? Это чаще всего проникновенный и в то же время отрешенный взгляд, одухотворенное лицо и почти полное отсутствие интереса ко всему материальному. Глядя на вас, я понимаю, что портрет современного художника сильно изменился…

- Современная действительность в последнее время вообще очень сильно меняется. Появляется новый смысл. Да, профессия художника давно обросла стереотипами, но современная действительность просто заставляет меняться, если художник хочет быть успешным, хочет процветания себе и своим близким, хочет обретать дополнительные навыки. То есть исторически художники были теми людьми, которые отражали действительность того времени, в котором они находились. И востребованными среди них были те художники, которые наиболее точно отмечали разрез времени, в котором присутствовали. И если, например, посмотреть на роль художника конкретно сегодня, то нужно будет учитывать такие факторы, как темп мышления современных людей, способы коммуникации, как электронные, так и обычные, язык общения между людьми и так далее. И естественно, что самое важное – учитывать события, которые происходят в стране и за ее пределами. Поэтому, возвращаясь к стереотипу о человеке-художнике - обросшем, обрюзгшем и так далее, то этот образ может быть только сценическим. Его, конечно, можно эксплуатировать, но вы знаете, сама суть деятельности художника, она как раз заключается в том, чтобы убирать изъезженные клише. На фоне устоявшегося образа представлять собой противоположность - вот это, конечно, и есть некий ход, способ самовыражения и творческий путь.

- Давайте поймем, можем ли мы говорить, что у нас в Казахстане сегодня не просто есть, но и успешно развивается такой бизнес-сегмент, как изобразительное искусство?

- Я бы ответил на этот вопрос так: искусством зарабатывать никогда не было легко. То есть это очень сложный путь. Но если судьбой дано было стать художником, то приходится работать и в этом направлении, потому что ничего другого ты делать не можешь, я говорю конкретно о себе. Нужно многое понимать с точки зрения художника, или человека, который делает бизнес на искусстве. Я в прошлом и позапрошлом годах посещал очень много всевозможных художественных арт-мероприятий за рубежом: в Будапеште, Сингапуре, Гонконге, и вот в Сеуле была последняя выставка. Понимаете, скажем так, с точки зрения необходимости присутствия художественного кластера в регионе это нужно. С точки зрения выгоды – эта выгода непрямая. Здесь можно вести долгую логическую цепочку, но я хочу сказать вам одно – развитие одного кластера обязательно стимулирует развитие еще нескольких. В нашем случае туристической отрасли. Например, в Будапешт на Art Market со всей Европы съезжаются люди, чтобы просто увидеть большое количество художников, которые выставляются и в свою очередь тоже приезжают из всех стран мира. Такие художественные ярмарки, я считаю, большое благо как для бизнеса-сегмента, так и для самих художников. Мне кажется, что в развитом социуме должны существовать развитые институты, изобразительного искусства в том числе. Я сейчас затронул тему арт-ярмарок, здесь, конечно, можно говорить и о музеях, о некоторых событиях в городе, регионе, которые привлекают к себе внимание и которые задействуют творческих людей.

- И все-таки на вашем опыте художник – он больше о духовной пище заботится, нежели старается обеспечить себе достаток, или современные художники научились сочетать в себе таланты бизнесмена и человека искусства?

- Вы сталкивались в современной действительности с таким понятием, как «гибридные войны»? Я такие вещи называю «симбиотические виды деятельности». На сегодняшний день искусство просто обязано быть симбиотическим. Во-первых, сочетать в себе разные виды. В постмодернизме уже произошло смешение всех стилей в рамках самого визуального искусства. Сейчас можно говорить о смешении от театра, визуального искусства до музыки и так далее. Потому что с усилением значения результатов научно-технического прогресса в виде коммуникационных средств – смартфонов, интернета, мультимедиа и так далее, приходит на ум, что художественные виды должны быть удобоваримыми для использования именно в этих каналах коммуникации. Например, в эпоху Шекспира были развиты театры. Форма искусства была в том, что существуют ряд реципиентов, так называемых воспринимателей искусства. Было все - сцена со своим бэкграундом, фоном, декорации и так далее. Например, уже после 50-х годов захотелось бы затронуть именно это время, когда усилилась роль СМИ и расцветает поп-арт, когда Энди Уорхол вырезает из газеты, условно говоря, электрический стул и делает серию о смерти, потом убивают Кеннеди, и он становится как бы популярным. То есть тема смерти циркулирует от средств массовой информации к творчеству Энди Уорхола, и там она смешивается через призму восприятия творческого и становится арт-объектом. И эти арт-объекты каким-то образом воздействуют на информационное поле и так далее. Теперь, представьте себе, если сейчас по смыслу мы сменим роль СМИ на интернет, WhatsApp, всевозможные новые смысловые составляющие, которые появились в нашей жизни в последние буквально 5-10 лет. Вот из этого мы можем понять роль искусства в современном обществе.

- В вашем творчестве имеют место быть эти самые симбиотические виды деятельности?

- Мой хороший друг, владелец галереи Андрей Пичугин сказал как-то: «Серик, ты не просто художник, ты – арт-функционер». Тогда я задумался, расшифровал для себя его фразу - арт-функция. Когда осуществляешь некую функцию в социуме и находишь применение, помимо того, чтобы быть просто повешенным на стенку. Когда художник рисует картину и она висит на стене, она начинает конкурировать с плазмой, которая также висит на стене. Мне кажется, что искусство должно использовать свои конкурентные преимущества над технологическими объектами производства. И в то же время они либо соединятся, либо будут лучше на этой условной стенке.

3c1b107166828e09975fcdb5d76.jpg

- Вы являетесь членом Союза художников Казахстана. Какую работу в рамках данной структуры проводите?

- Да, сейчас идет процесс моего вхождения в правление союза. Вы знаете, новый президент Союза художников как-то подарил мне книгу, которая была издана в 90-х годах, это сборник фото- и архивных материалов с 1937 года. Собрана информация о всех художниках нашей страны именно с начала XX века. Иногда я натыкаюсь на материалы о тех художниках, которые были моими кумирами в детстве. Я понимаю, что Союз художников – это та структура, которая отвечает за способность человека рисовать именно в границах нашего государства. И, когда мне говорят, мол, зачем ты в этот союз вступаешь, что ты там можешь поиметь, грубо говоря, я отвечаю, что вижу это объединение союзом творческих людей, самых крутых художников. Я хочу внести свой вклад в то, чтобы это объединение в процессе времени и в рамках пространства стало именно таким, каким оно изначально задумывалось. Поэтому мы сейчас над этим работаем. На прошлой неделе, например, была утверждена, а точнее реанимирована секция «Искусствовед Казахстана». Также идет усиленная работа по созданию сайта. Другими словами, у этой структуры большой визуальный потенциал, ее можно превратить в шикарную «конфетку». Я на это замахнулся, не знаю, получится или нет, но я со своей стороны сделаю все, что в моих силах.

- Серик, давайте вернемся, как говорится, к хлебу насущному. Как вы и ваши коллеги переживаете новую волну кризиса, долларовые скачки?

- Вы знаете, искусство давно в кризисе. На кого я ни посмотрю из своих коллег, никто не обращает внимания на то, что происходит в обменных пунктах, что происходит с нефтью. Да, есть небольшой рост цен на краски, но вы понимаете же, что в ценообразовании краски не играют большую роль, поэтому, не поднимая цены на картины, так же в таком же режиме работаем и продаем.

- Если говорить о PR-ходах, назовем их так, которые можно применить к вашему бизнесу, ремеслу. Какие они? И насколько эффективны в данном случае галереи?

- Существуют классические формы реализации творческого потенциала художника, есть также экспериментальный и современный. С точки зрения галерейного бизнеса это как раз первое, о чем я начал говорить. Я внимательно изучил кучу всяких материалов, у меня была своя галерея в 2014 году, и я испытал, что называется, на себе роль галериста в нашей стране. Посетив другие страны в поисках именно данного опыта, я бы не сказал, что где-то лучше, а где-то хуже. Просто внимание людей к искусству везде примерно одинаковое. Единственная разница в уровне развития арт-рынка как такового. Где-то есть потребность у людей как категории, когда они понимают – надо купить живопись, потому что искусство отражает современную действительность, реалии сегодняшнего дня. Оно также является ценным для интерьера, то есть можно, грубо говоря, заполнить паузу неловкого молчания, сидя в офисе, разглядывая ту или иную картину и погружаясь в смысл определенной работы. В нашей стране пока нет такой культуры. Есть некое трепетное отношение к искусству, которое, кстати, тоже, на мой взгляд, вчерашний день, потому что немного отдает архаикой. В этом вопросе я бы хотел обратиться к высказыванию английского художника Бэнкси, который говорил, что ценность картины выражается в следующем: если художник нарисовал картину быстрее, чем ее рассматривают, то в этом и есть ее ценность. Конечно, есть традиционный классический взгляд на импрессионистскую живопись, антикварную. Да, там есть определенная энергетика в той или иной работе, и можно сказать, что кто-то получает кайф от каких-то мазков и так далее. Но, извините меня, изобретения, которые были в импрессионизме, изобретения в свойствах цвета, это были XVII-XVIII века, изобретение в виде формы – XIX-XX века. Что нам говорить сейчас об искусстве XXI века?

- Серик, сколько стоит в среднем одна ваша картина?

- От 1 тысячи до 5 тысяч долларов, бывает выше и ниже, в зависимости от времени, потраченного на работу.

- А сколько в среднем длится работа над одной картиной?

- Опять-таки индивидуально. Если идея сильная, она сразу ярко проявляется путем нескольких мазков, грубо говоря, она делается два-три дня.

- А вы можете писать одновременно несколько картин или вдохновение не позволяет?

- Вдохновение ко мне приходит в 9 утра и уходит в 11 вечера. Когда человек заточен на определенную работу и профессию, то о вдохновении может говорить только любитель, который может стоять и думать, взойдет сегодня солнце или нет.

- Касательно тематики - что чаще всего хотят видеть клиенты на картинах, которые заказывают вам?

- Смотря какой клиент. Например, на одной из последних моих работ были изображены 32 портрета членов огромной семьи в виде большой такой молекулы из бензольных колец, которые представляют нефть. Я тем самым подчеркнул благосостояние этой семьи нефтяников из Атырау и как-то подвязал молекулу с генеалогическим древом.

- То есть вы сами предлагаете свое видение картины?

- Все в рамках обсуждения. Я никак не могу предлагать, потому что мое представление – это мое представление, а картина, которую я напишу, она годы, десятилетия будет висеть. Поэтому мне предельно важно знать всю подноготную человека, чтобы она, картина, органично вписалась в его жизнь. Эти способности, эти навыки, к слову, пришли ко мне из рекламы.

- Серик, понятно, что в вашем бизнесе, как, впрочем, и в любом другом, очень важно имя. Как его сделать в живописи?

- Да, еще важна репутация …

- И репутация. Так есть ли определенный рецепт?

- Конечно есть. Во-первых, нужно осознавать себя творческой личностью. Во-вторых, мне кажется важно взаимодействовать с такими же личностями и иметь свое лицо, свой характер, никого не копировать, а если и копировать, то в своей манере. И, конечно же, использовать современные средства как визуализации, так и коммуникации.

- Есть некий такой шуточный перечень главных условий картины, обреченных на успех, скажем так. Почему шуточный, потому что все мы хорошо понимаем, что условие только одно – талант художника. Тем не менее считается, что картину купят обязательно, если она достаточно больших размеров, поскольку, как правило, ее покупают для стены большого дома или квартиры. Второе условие – картина должна быть обязательно современной, создана с применением последних тенденций современной живописи. И третье – картина должна быть красиво оформлена, должны быть дорогостоящие подрамник, рама и гвозди. Прокомментируйте, пожалуйста, Серик…

- Какой прекрасный перечень! (Улыбается.) Что касается размеров картины, я соглашусь с этим тезисом, единственное, немного подправлю. Совсем недавно, где-то пару лет назад, я своей интуицией осознал, что было бы круто писать большие картины, потому что, когда ты участвуешь в крупных международных ярмарках, которые проходят на пространствах в пять тысяч квадратных метров и там участвует огромное количество художников из разных стран мира, будет замечательно, если твоя картина большая. Последняя моя картина была 2 на 3 метра, я заказывал грузовик, нужно было оформить это дело в какие-то специальные кофры, кожухи и так далее. А это целые инженерные работы и проекты. К чему я это говорю? Да, она, во-первых, должна украшать большие стены и соответствовать статусу заказчика, это один из моментов. Но прежде всего мотивация для меня делать большие картины – это проявить себя в крупных ярмарках, где каждая картина насыщена определенной энергией. Второй тезис – о том, что она должна быть современной – с этим я не могу не согласиться. Это абсолютная истина. Третье - то, что она должна быть красиво оформлена. Ммм... Понятие красоты трансформировалось в процессе времени. Существуют разные психотипы людей, воспринимающих красоту. Первый. Я называю эту аудиторию «богатое богачество». Да, тогда мы делаем им картины, оформленные золотом и так далее. Но я люблю другую целевую аудиторию, которая не менее богата, но и не менее, скажем так, рациональна. Они понимают, что ценно, а что нет. Их прелесть в том, что они воспринимают красоту с рациональной точки зрения, любят простоту с дорогими материалами, любят пространство и воздух. Вот в таких случаях рамка вообще не нужна. Взгляд должны притягивать работы, они должны запоминаться в душе, вызывать импульс, рожденный в душе.

- Серик, благодарю за интересную беседу, творческих вам успехов и благодарных клиентов!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.