USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97105.70$
-975.700

Сбербанк: время новых возможностей

О том, как развивается ДБ АО Сбербанк рассказал Андрей Тимченко

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сбербанк: время новых возможностей- Kapital.kz

История Сбербанка в Казахстане началась в 2007 году, когда экономика страны переживала нелегкие времена. Однако это не стало серьезным препятствием для развития бизнеса, и уже через год Сбербанк вошел в десятку крупнейших банков Казахстана. Сейчас на фоне новой волны снижения экономики Сбербанк по-прежнему демонстрирует рост и качественные финансовые показатели. О том, как банк развивается в условиях высокой волатильности на финансовом рынке, в интервью «Капитал.kz» рассказал Андрей Тимченко, заместитель председателя правления по развитию розничного бизнеса ДБ АО «Сбербанк».

- Андрей Игоревич, не так давно аналитики отметили, что драйвером роста казахстанского банковского сектора будет именно розница. Каковы ваши ожидания?

- Это факт. Розница в банках растет опережающими темпами. Хотя уже в следующем году мы ожидаем более низких темпов роста, но в любом случае он будет выше, чем в корпоративном сегменте. Спрос на кредитные продукты был, есть и будет, к тому же в трудные времена потребность в кредитах, как правило, возрастает.

- С начала года динамика ссудного портфеля в банковской системе снижается. Каковы показатели по ссудному портфелю вашего банка?

- Особенность дочернего банка в Казахстане состоит в том, что он начал свое развитие с корпоративного сегмента. Полтора года назад мы достигли очень большой доли на этом рынке. В этом свете грех было не воспользоваться хорошими отношениями с корпоративными клиентами и 2 года назад мы начали более активное развитие в рознице.

В этом году мы растем более скромными темпами, хотя изначально не ставили перед собой слишком амбициозных планов по росту ссудного портфеля. С начала года он вырос примерно на 10-15%, в прошлом году это увеличение составило 90%. Но тогда макроэкономическая ситуация была более оптимистичной. Мы видим, как на рынке происходит снижение кредитования, а уровень погашения займов превышает объем выданных кредитов. Это связано с девальвационными ожиданиями, которые мы наблюдаем на рынке. Снижение наблюдается и в ипотеке, например, часть населения в Алматы откладывает покупку недвижимости в связи с ожиданиями по снижению его стоимости.

Если говорить о прогнозах на следующий год, то мы планируем рост порядка 15-20%.

В общем ссудном портфеле банка доля розницы приближается к 20%, сегодня эта цифра составляет порядка 17%. Через 3 года внутри Сбербанка она должна составить порядка 30%. Если бы не текущая макроэкономическая ситуация в этом году, мы бы росли такими же темпами, как в прошлом.

- Некоторые финансовые институты приостановили выдачу кредитов. Какие продукты сейчас доступны вашим клиентам?

- Сразу отмечу, что Сбербанк-Казахстан один из немногих финансовых институтов в стране, который никогда не прекращал предлагать ипотеку. Это очень актуально в условиях того, что на рынке наблюдался дефицит тенговой ликвидности и подавляющее большинство банков приостановили выдачу ипотеки. Мы же продолжали выдавать ее, причем на выгодных условиях. Если брать весь продуктовый ассортимент, он очень широк. В банке имеются как беззалоговые, потребительские кредиты, так и под залог недвижимости. Но наиболее активно Сбербанк сейчас работает в автокредитовании. Мы занимаем порядка 25% доли на этом рынке и имеем партнерские отношения практически со всеми дилерскими центрами, то есть с порядка 85-90% автодилерами подписаны соглашения. При этом мы стремимся предлагать очень выгодные ставки по автокредитам. Хотя, может показаться, некоторые банки предлагают процентную ставку ниже, но если посчитать все комиссии, она оказывается выше.

- Действительно, девальвационные ожидания плюс существующий дефицит ликвидности тормозят рынок кредитования. Как обстоят дела с ликвидностью у вашего банка?

- Если говорить о Сбербанке, то у нас более чем достаточно ликвидности для эффективного и нормального функционирования.

Однако не секрет, что в банковской системе страны наблюдается недостаток ликвидности в тенге. Я думаю, что это чувствуют все. Об этом можно судить, например, по периодическим скачкам ставок по свопам в паре «доллар – тенге», «тенге – доллар». Соответственно, те или иные банки испытывают недостаток в этой части. Даже если объем национальной валюты достаточен, то сама валюта периодически становится очень дорогой. Это не вопрос какого-то отдельного банка, это результат текущей макроэкономической ситуации. Поэтому игроки вынуждены адаптироваться к данной ситуации и действовать исходя из нее. В какие-то периоды банки чуть-чуть притормаживают кредитование, а в какие-то вновь возобновляют в более активной форме.

- Почему существенного снижения долларовых депозитов пока не происходит?

- Я думаю, что это даже не столько зависит конкретно от курса национальной валюты, сколько от ожиданий, что будет с ним. До тех пор, пока население будет ожидать повышения курса, оно будет хранить сбережения в валюте. Народ уже неоднократно обжигался на девальвациях, соответственно, для него это вопрос не заработать, а просто не потерять.

c8213a58761d4ae3d8fffe4f98c.png

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем во всем мире. Фактически происходит некая цепочка валютных войн по всему миру, и Казахстан, будучи частью мирового экономического пространства, не может этого избежать. Поэтому в ближайшие годы мы будем периодически наблюдать, как лихорадит валютный рынок. Сегодня же фундаментальных предпосылок для укрепления курса я не вижу. Если со стороны государства не будет предпринято каких-то стимулирующих, в том числе и административных, мер, не вижу причин для того, чтобы население держало деньги в тенге. Эта проблема остается актуальной.

- Как вы считаете, должна ли меняться политика банковских институтов в работе с клиентами в период кризиса?

- Каждый банкир сам знает, как вести свою работу. Могу рассказать про Сбербанк. В своей деятельности мы придерживаемся принципа «все для клиента». Это не просто декларация каких-то правил – мы неоднократно доказывали эту позицию на деле. Например, в период резкого повышения ставок, с клиентами, с которыми мы договорились кредитовать по старым ставкам, продолжаем выполнять свои обязательства. Иногда даже себе в убыток.

Кроме того, заемщикам, которые обращаются к нам с просьбой дать им отсрочку или провести реструктуризацию долга, мы стараемся не отказывать. По крайней мере, на моей памяти таких случаев не было. Мы очень гибко подходим к таким вопросам, поскольку понимаем, что Сбербанк на казахстанском рынке очень надолго. Именно поэтому все отношения с клиентами мы строим на долгосрочном партнерстве. Проще говоря, когда помогаешь клиентам в трудную минуту, это стократно окупается в будущем. Перед нами не стоит задача получить максимальную прибыль в краткосрочной перспективе, мы работаем над своим имиджем на будущее.

- Российская материнская компания позиционирует себя как инновационный банк. Какие новинки внедряет казахстанский банк?

- Сбербанк в Казахстане – это еще молодой институт. Сейчас мы завершаем этап, когда отстраиваем базу. Пока этот период не завершен, выходить с какими-то космическими «фишками», наверно, неправильно. Хотя это не означает, что в этом направлении мы ничего не делаем – мы внедрили много новинок, которых у других банков нет.

В конце мая этого года мы запустили мобильное приложение «Сбербанк Онлайн». Оно тут же набрало достаточно высокие рейтинги и отзывы на App Store, Play Market. Совсем недавно мы внедрили аналогичную версию для Windows Phone. Таким образом, мы покрыли все три операционные системы. Мы сразу же предусмотрели и заложили ряд «фишек» и преимуществ, которых пока на местном рынке, насколько я знаю, нет. Например, со смартфонов Apple можно заходить в приложение, используя отпечаток пальца. Это очень удобный способ с высокой защищенностью – нет необходимости запоминать свой пароль.

Интерес к нашему мобильному приложению подтверждает тот факт, что с момента его запуска количество платежей возросло в 7 раз. Это весомый показатель и мы рассчитываем на лидерство в этом сегменте.

Стоит понимать, что передовые технологии в Сбербанке касаются не только информационных каналов, но и сервиса. Например, в рамках нашего обслуживания VIP-клиентов мы создали офисы Сбербанк Premier, где клиента обслуживает персональный менеджер, который может проконсультировать его по всем интересующим банковским продуктам и предложить наиболее оптимальные решения. Еще одна особенность в том, что в таких офисах установлена отдельная касса. Это, вроде бы, мелочь, но для людей, которые приходят с деньгами или за деньгами, это важно.

К тому же у нас очень большой список дополнительных возможностей для клиентов, ведь Сбербанк – это группа, которая присутствует в 22 странах. Например, у нас действует Единое тарифное пространство, которое охватывает 6 стран – Казахстан, Россию, Украину, Беларусь, Турцию и Хорватию. Это означает, что снятие наличных в банкоматах или кассах группы Сбербанка на территории этих стран осуществляется по единому тарифу. Также у нас есть платежные карты, которые мы выпускаем в российских рублях. Это удобно для людей, которые часто посещают Россию или оплачивают обучение детей в этой стране. Эти платежные карты предусматривают снятие наличных без двойной конвертации.

Сбербанк также является ведущим игроком в продаже монет в Казахстане. Мы предлагаем большой выбор монет. Клиенты приобретают их для своих коллекций или подарков.

- Вы упомянули про интернет-банкинг, какие «фишки» у вас имеются в онлайн-обслуживании?

- Нам доступны лучшие наработки группы Сбербанка. Для сведения: российский «Сбербанк Онлайн» некоторое время назад был признан лучшим интернет-банком в Европе. Турецкий DenizBank, который входит в группу Сбербанка, неоднократно получал мировые награды за достижения в области цифрового банкинга. В то же время мы не гонимся за какими-то редкими, уникальными «фишками». Наша задача – обеспечить максимальное удобство и высокую функциональность для ежедневных операций. Вот этим мы занимаемся. В этом году мы дважды обновили интернет-банк. Весьма существенно увеличился функционал – благодаря ему можно оплачивать огромное количество услуг по всей стране. Улучшили внешний вид и интерфейс, что стало еще удобнее для клиентов.

Как я уже упоминал, Сбербанк является международной группой, отличием онлайн-версии является его мультиязычность. Мы также предлагаем обслуживание на нескольких языках в других информационных каналах – банкоматах, информационных центрах. Например, для турецких граждан у нас имеется International Desk, где клиентов обслуживают сотрудники, владеющие турецким языком.

- Какая роль отводится сервису в Сбербанке?

- Сегодня вопрос обслуживания критичен и важен для всех финансовых институтов, но он требует большой работы. Сервис включает в себя не только быстрые процессы, обучение персонала, но и высокий уровень внутренней культуры клиентоориентированности. Этого не добьешься силой или высокими зарплатами, это работа, которая ведется на уровне менеджмента, ценностей банка и корпоративной культуры. Сотрудники должны в это искренне верить. И мы гордимся тем, что уже дважды Сбербанк признан лучшей компанией-работодателем.

- Сейчас многие фининституты предлагают ряд преимуществ для своих вкладчиков. Имеются ли таковые в вашем банке?

- У нас полный спектр преимуществ для клиентов в части вкладов. Наша продуктовая линейка очень лаконичная – у нас два основных депозита: «Управляй» и «Приумножай», которые включают ряд преимуществ для клиентов. Первый – самый популярный, потому что он позволяет без потери вознаграждения снимать деньги. Это максимальная гибкость при максимальной ставке годовых.

Если говорить о преимуществах, в зависимости от размера депозита у нас предлагаются различные привилегии, начиная от облуживания в наших VIP-центрах и заканчивая бесплатными картами в зависимости от суммы вклада. Пакеты услуг могут включать консьерж-услуги, льготные курсы валют и скидки на монеты. Наш перечень привилегий очень широкий. При депозите в размере 50 тыс. долларов мы предлагаем клиентам обслуживание в VIP-офисах и широкий ассортимент льгот и привилегий. Но, если говорить откровенно, они второстепенны. Первостепенными же являются три параметра, на которые обращают внимание клиенты: в первую очередь это надежность банка, и объективно Сбербанк обладает огромным запасом прочности. Прежде всего, это размер собственного капитала и весьма диверсифицированный бизнес. В конце концов такой показатель, как 120 млн клиентов в мире, отдающих предпочтение Сбербанку, является тому подтверждением.

Второй показатель – качество обслуживания, где Сбербанк стремится быть лучшим. И третий показатель – у нас самая высокая ставка, разрешенная Казахстанским фондом гарантирования депозитов. Хотя, с учетом репутации Сбербанка мы могли бы поставить ставку ниже и все равно имели бы большую клиентскую базу. Для сравнения можно привести в пример иностранные банки, которые всегда предлагали ставку в два-три раза ниже и всегда имели высокую клиентскую базу. Сбербанк из этого списка, но предлагает ставки на уровне местных банков. И чем крупнее сумма вклада, тем критичнее для клиента эти показатели. Доказательство тому – многие из списка богатейших людей страны выбирают Сбербанк.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.