В век, когда бизнес не знает границ, глобальный рынок корпоративного туризма растет огромными темпами. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), к 2020 году его объем составит $1,6 трлн. Это означает, что ежегодно он будет расти более чем на 4%. О том, как развивается это направление в Казахстане, «Капитал.kz» рассказала Светлана Хачатурян, директор компании Business&Sport Travel.
- Каков объем рынка корпоративного туризма в Казахстане?
- Развитие казахстанской экономики привело к тому, что практически каждый четвертый из путешествующих казахстанцев – это человек, покидающий свой дом, чтобы отправиться в поездку по служебной надобности. И весь этот огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. Необходимость организации и обслуживания не только деловых поездок, но и многочисленных мероприятий в сфере корпоративного туризма привела к зарождению огромной индустрии услуг, включающей в себя выставочно-ярмарочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, онлайн-технологии, благодаря которым бизнесмены способны «быть внутри бизнеса» вне зависимости от своего географического положения.
Рассчитать реальный объем рынка корпоративного туризма достаточно сложно, поскольку, помимо стандартного обслуживания командировок, данная отрасль включает себя такое направление, как MICE (Meetings-Incentive-Conferences-Events) – мероприятия, направленные на развитие, мотивацию, обучение персонала, партнеров и клиентов компании, а также на представление компании, ее ценностей, философии и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя. В этой сфере делового туризма крутится наибольшее количество денежных средств, так как компании разного уровня заказывают разного уровня мероприятия. Кто-то проводит внутренние рабочие конференции внутри Казахстана в родном городе, кто-то предпочитает выезд на природу, ну а кто-то выбирает поездки в Турцию или дальнее зарубежье. И опять же выбор места проведения, формат, приглашаемые тренеры (если речь идет о тренингах), время года и другие факторы оказывают сильное влияние на финальную цену. Поэтому сказать однозначно достаточно сложно, но если оценивать примерно, то данная цифра легко может приблизиться к $7-10 млрд.
- С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?
- Основные сложности возникают в силу молодости рынка со всеми вытекающими недостатками. Например, отсутствие опыта и финансового жира у молодых компаний (поскольку зачастую приходится, по сути, кредитовать клиентов) приводит к возникновению ситуаций, на основании которых клиенты могут судить о состоянии дел в отрасли в целом. Бывали случаи отказа от предоставления сервиса из-за отсутствия оборотных средств, несоблюдения оговоренных сроков и условий, или в силу отсутствия наработанных связей компания не может предоставить определенный объем скидок от третьей стороны. Что потом находит отражение в отношении к рынку в целом.
С другой стороны, отдельные локальные казахстанские компании, впервые обращающиеся за подобным сервисом, полагают, что, выплачивая какой-то санитарный минимум, имеют полное право на выдвижение любых, даже необоснованных, требований или отказа от достигнутых договоренностей в одностороннем порядке.
В целом же можно сказать, что отрасль корпоративного туризма в Казахстане уверенно встает на ноги.
- Как на рынок корпоративного туризма влияют ситуация в России и девальвационные ожидания в нашей стране? Если есть спад, считаете ли вы, что это долговременное явление?
- Наибольшее давление на рынок оказывают девальвационные ожидания, нежели ситуация в России, точнее, российская ситуация не оказывает никакого давления. Если говорить о последствиях того, что еще не случилось (девальвация), то могу, с одной стороны, порадоваться за наши казахстанские компании – выросла на порядок финансовая дисциплина, выразившаяся в рачительном подходе к вопросу командировочных поездок. Если раньше топ-менеджмент отдельных компании в любой ситуации требовал от нас только определенных иностранных авиаперевозчиков и классность, то сейчас подобных запросов в разы меньше. Главным требованием последнего полугодия стало не статусность – как это было пару лет ранее, а экономичность. Так, идет рост спроса на экономичные перелеты, например, авиакомпания МАУ. Также можно отметить массовую «пересадку» часто путешествующих по стране специалистов (экспедиторов) с самолетов на поезда, переход от «плавающих» билетов (со свободой выбора даты и времени полета) к фиксированным. Компании начали требовать от сотрудников внимательнее относиться к вопросам планирования командировок. Если говорить языком цифр, то могу отметить спад объемов в таких отраслях, как фармацевтика, FMCG, финансовые институты (особенно международные перевозки), на 15-20%.
- Во многих казахстанских компаниях до сих пор планированием деловых поездок занимаются секретари или работники департамента маркетинга. По вашему мнению, почему в нашей стране так медленно развивается культура делового туризма?
- На мой взгляд, описанная вами ситуация связана с общим уровнем деловых знаний у казахстанских управленцев, ну и, конечно, напрямую зависит от масштабов компании. Понятно, что если мы говорим об индивидуальном предпринимателе с небольшим штатом, то подобный подход в какой-то мере даже и оправдывает себя. Однако если говорить о компании среднего масштаба, то экономия на одной единице персонала приводит к убыткам, которые не видны на первый взгляд: стоимость авиабилетов, стоимость проживания в гостиницах и прочее.
При этом нужно отметить, что оказание услуг в области MICE для иностранных игроков влечет за собой взаимодействие со специалистами из разных подразделений. В международных компаниях логистика более-менее структурирована, есть департаменты административных ресурсов и HR, при организации массмероприятий с нами могут плотно работать маркетологи. Повторюсь, все зависит от масштабов компании и опыта управляющего персонала. Если брать нашу внутреннюю статистику, то можно привести такие цифры: при планировании деловых поездок в примерно 30 из 100 обращений мы работаем с секретарями, в 20 из 100 это будут руководители отделов, в 45 из 100 это будут рядовые сотрудники, маркетологи, финансисты и сотрудники отдела HR.
- Как правильно управлять этой категорией административных расходов? Возможно, проблема в том, что многие компании недовольны сервисом турагентств и предпочитают поручать вопросы делового туризма и планирования поездок кому-нибудь из своих сотрудников? Прописана ли у наших компаний корпоративная трэвел-политика?
- Грамотный travel-management необходимо начать с изучения и анализа поездок предыдущих лет. Подсчитать потраченный бюджет компании на командировки и поездки, просмотреть количественную и качественную структуру, определить используемую звездность отелей, наличие корпоративных скидок и многое другое. Необходимо составить примерное расписание поездок на текущий и будущий годы, подсчитать примерный бюджет и обсудить его с финансовой службой и обратиться за помощью к внешним экспертам, причем не обязательно сразу заключать контракт. Обсудите с консультантами свои предстоящие затраты, послушайте мнение контрагента. Задумываться над управлением и планированием деловых поездок, на наш взгляд, нужно с цифры 2 млн в год. При объеме свыше 120 млн тенге в год мы уже советуем завести отдельного менеджера.
Оптимизация расходов на деловые поездки практически невозможна, если внутри компании не будет внедрен и не будет соблюдаться единый подход к вопросам управления трэвел-бюджета в виде политики или внутренних правил, обязательных для всех уровней персонала. В данном документе должны быть прописаны все процедуры бронирования, оплаты авиа и ж/д билетов, номеров в отелях, подачи заявок на визы, правила аренды автомобилей, критерии выбора рейсов, классов обслуживания. Также сотрудники должны соблюдать четкие инструкции по документальному оформлению командировки, придерживаться единых требований для различных уровней менеджмента к размеру бюджетов деловых поездок. А в большинстве казахстанских компаний, если подобная политика и существует, то скорее в декларативной форме, без формализации и закрепления ее документально.
Возможно, что печальный опыт сотрудничества с туристическими агентствами переносится и на сферу обслуживания деловых поездок. Еще раз отмечу, что негатив могут вызвать и молодые компании, которые только-только начинают работу с корпоративным сектором.
- Что сейчас выбирают наши компании: безопасность туриста или экономию?
- Если говорить о международных игроках (иностранные компании, совместные предприятия), то ответ однозначен: безопасность во всех ее проявлениях. В казахстанских компаниях подход к данному вопросу неоднозначен, крупные компании понимают ценность своих сотрудников и не стремятся экономить на их безопасности, подавляющее же большинство мыслят в режиме экономии средств.
- Расскажите немного о предпочтениях отечественных деловых туристов. Какими авиалиниями предпочитают летать, каким классом, в каких отелях останавливаются?
- Нынешние реалии и состояние экономики, включая вышеупомянутые девальвационные ожидания, дисциплинируют большинство заказчиков, для которых наилучшим предпочтением стала разумная экономия. Пару лет назад действительно мы наблюдали, что клиенты выбирали исключительно зарубежные компании с брендом, определенной классностью и стоимостью уровня сервиса (именно стоимостью, а не уровнем сервиса). Произошедшие изменения на клиентской стороне, на мой взгляд, повлекли за собой положительные изменения, поскольку это заставляет перевозчиков задумываться о собственном сервисе, как завлекать клиента. Думать над реальным соотношением цены и качества.
Если говорить о факторах выбора отеля, то на первое место выходит не количество звезд или наличие шелковых простыней, а наличие и скорость интернета в отеле, второе – это административная комфортность (месторасположение в городе, близость к общественным линиям транспорта и деловому центру), ну и, конечно же, сервис. Акцент на такие детали, как марка смесителя в душе или размер диагонали телевизора в номере, делается, если мы говорим о размещении топ-менеджмента или владельцев бизнеса. И тут необходимо отметить две вещи – респектабельность и безупречность во всем.
- В какие страны чаще всего ездят наши туристы? Можете ли вы назвать топ-5 рынков бизнес-путешествий по темпам роста?
- Гегемон на рынке делового туризма в настоящее время это, конечно же, Турция, туристическая отрасль которой предоставляет огромный выбор для тех, кто хочет провести внутрикорпоративное мероприятие (конференцию, собрание директоров, выездное совещание или др.). Более того, в Турции появляется такое направление, как «зимний выездной офис», пользующийся растущим спросом среди северных европейских стран. Мягкий субтропический климат, относительно теплое море, отлаженная система обслуживания отелей по низким ценам (пустующие отели стремятся максимально загрузить свои номера) – на ура раскупаются финнами, шведами, норвежцами, датчанами и др.
Что же касается динамики роста спроса, то могу назвать такие страны, как Грузия, Испания, Малайзия, Китай, Вьетнам. Наиболее разумное соотношение цены и качества.
- Сейчас растет количество туристов, самостоятельно бронирующих туры онлайн. Считаете ли вы это удобным решением для корпоративных клиентов? Растет ли доля онлайн-бронирований в нашей стране?
- Технический прогресс не стоит на месте и сопротивляться ему бесполезно и бессмысленно. Хотят этого трэвел-компании или не хотят, онлайн-технологии уже проникли в нашу повседневную жизнь, гораздо правильнее было бы пользоваться открывающимися возможностями. Другое дело, что технологии, легко прижившиеся на рынке для физических лиц, не могут слепо копироваться на корпоративном. Дело в том, что в любом бизнесе всегда есть переменные, которые вносят свои коррективы, и поэтому практически все компании заинтересованы в круглосуточной поддержке, получении дополнительной справочной информации от оператора, что в случае с онлайн-бронированием достаточно сложно.
Да, действительно, онлайн-бронирование очень удобно в том случае, если о датах и сроках ваших поездок известно заранее. Поскольку авиабилеты составляют значительную часть расходов на командировки и заблаговременное планирование авиаперелетов, использование специальных тарифов поможет сократить расходы на перелет. Но если речь идет о неожиданной поездке, то бизнес предпочитает не рисковать.
- Считаете ли вы, что у рынка делового туризма в Казахстане большие перспективы?
- Перспективы туристической отрасли в Казахстане более чем заманчивые. Почему я так смело говорю об этом? Во-первых, быстрорастущая экономика Казахстана и увеличивающийся интерес к нашей стране влекут рост числа компаний, что, соответственно, прямо отражается на нашем бизнесе. Во-вторых, благодаря вхождению в Таможенный и Евразийский союзы происходит рост и интенсификация деловых связей казахстанских компаний. И, конечно же, усиливающаяся конкуренция в Центральной Азии между Россией и Китаем в экономическом плане обещает большие перспективы развития бизнеса и делового туризма.