Реально ли в Казахстане заработать на кино – вопрос интересный, а в кризисные времена – тем более. Но Аскар Бисембин, начинавший творческий путь в качестве сценариста российских ситуационных комедий («Папины дочки», «Счастливы вместе»), тем не менее готовится к дебюту в полнометражном кино («Свадьба на троих»). И собирается продолжать.
- Где вы нашли бюджет для фильма?
- У нас независимая компания. Я учился в США, вернулся. У меня есть хорошие друзья – успешные финансисты, бизнесмены. Это «Банк Астаны», Standart Insurance, «Шина Плюс». Бюджет фильма – около $380 тыс. Правда, изначально мы планировали сделать чуть дешевле. Но тем не менее все вышло не очень дорого, где-то смогли сократить расходы.
Вообще, я думаю, в Казахстане бюджет фильма не должен составлять более $330 тыс. Ведь у нас, помимо прочего, как распределяются доходы? 50% забирают кинотеатры, и у дистрибьюторов есть свой процент. Они, как правило, берут от 5% до 7% со сборов. Надо помнить еще о налогах. В итоге набегает солидная сумма. Получается, что, если ты собираешь в прокате, например, миллион долларов, то не факт, что ты выйдешь на прибыль. Поэтому опять же самый разумный бюджет – от $200 тыс. до $300 тыс. При этом необходимо обладать большим талантом, чтобы с таким бюджетом создавать хорошие истории. При таком бюджете они должны быть сжатыми и хорошими.
- Какой будет прокат?
- Фильм будет во всех кинотеатрах страны.
- Как вам работается с дистрибьюторами, прокатчиками?
- Нам повезло. Очень хорошие ребята из компании «Сулпак Синема», правильно нас ведут. Учитывая, что ситуация с PR у нас не очень простая, наши прокатчики нам помогают. Работают профессионально, реклама точечная. Они не хотят вешать рекламу где попало, имеют процент от проката. Они получают его за дело.
- Вы начинали как сценарист в ситкомах, имеете большой опыт в этом жанре. Какие там бюджеты?
- В Казахстане бюджеты разные. Серия может стоить от $12-13 тыс. Могут дать больше, если кредит доверия большой, потому что ожидания, соответственно, тоже высокие. Но не всегда хорошие бюджеты – признак хорошего материала. В Москве, конечно, бюджеты больше. Можно смело умножать на 5, на 6.
- Заказчиками сериалов у нас, как правило, являются государственные телеканалы. В связи с этим в творческом плане особо не разбежишься. Не было ли у вас мысли снять что-нибудь для интернета, в свое удовольствие?
- Интересная мысль, да и опыт был. Но давно. Интернет еще не имел той скорости, что сейчас. Было время, когда мы делали семиминутный сериал. В принципе это можно делать, но вопрос в аудитории. В США, например, такие ситкомы, как «Теория большого взрыва», идут весьма успешно. Плюс там многое допускают на экране. Шутить можно обо всем. У нас немного сложнее с этим – подход, тематика. Плюс кто создает рейтинг? Это регионы, аулы, маленькие города. Те, кто в основном и смотрит наше телевидение. Поэтому про параллельные миры и фэшн сериал не снимешь. Ведь люди в таких проектах ищут то, с чем могут себя отождествить, им интересна та среда, которая им понятна. Поэтому, конечно, я задумываюсь о том, чтобы сделать на свои деньги сериал для интернета. Проблема в том, что в таком случае у тебя нет гарантированного бюджета. Когда ты приходишь к руководству телеканала, то, разумеется, ты знаешь, что у тебя нет рисков. Все оплачивает канал. Если ты идешь в интернет, то ты должен зацепить искушенного зрителя. Для интернета же нужен большой энтузиазм.
- В чем проблема?
- У меня сейчас и так большой объем работы. Плюс у меня и очень большая команда, поэтому пока приходится выбирать проекты более приоритетные. Сейчас я снял первый фильм – у меня хорошие ожидания, а потом я начинаю второй проект. Это продюсерский проект, меня пригласили на нем поработать. То есть отвлечься нет времени. Я пишу второй проект и переживаю за первый.
- Сколько сценаристы ситкомов получают у нас?
- У нас это около $500 за серию к ситкому. Где-то больше. Везде по-разному.
- Как вы набираете штат сотрудников?
- В основном это кавээнщики. Их проблема в том, что они не разбираются в драматургии. Они могут пошутить, но развивать сюжет – не всегда. Приходится их учить. Бывает, правда, приходят энтузиасты со стороны, глаза горят, но у них не всегда получается. Львиная доля авторов сдуваются, уходят. Не всякий человек может быть автором. Это беда для всех, в России то же самое.
- Сейчас в стране непростая экономическая ситуация. Как это затронет вашу сферу?
- Я пока не ощущаю кризиса. Потому что мы получили бюджет, и то, что происходит, нас пока не касается. Но в будущем, думаю, и нас это коснется, да. Потому что в таких случаях все идет по принципу домино. Мы это уже видели в 2008 году. Правда, знаете, есть такой парадокс. В 2008 году, когда с падением Lehman Brothers начался экономический кризис, Голливуд собрал вместо привычных $18 млрд $28 млрд. Почему так вышло? Потому что люди идут в кино, чтобы забыть о проблемах. Так что будем бороться, а что делать? Экономических проблем не избежать, мы интегрированы в мировой рынок.