Многие любят зрелищные эпические фильмы, но не все знают, что в целом ряде успешных международных картин снимались казахстанские каскадеры. Один из авторов проекта Horse House Курбан Додарходжаев рассказал, что конные трюки – это предмет инвестиций, которые могут достаточно быстро окупиться.
- Курбан, казахстанские наездники настолько хороши, что их приглашают в международные проекты?
- Дело в том, что в Казахстане была сильнейшая школа джигитовки, то есть постановка трюков на лошади. И сейчас группа Nomad под руководством заслуженного деятеля РК Жайдарбека Кунгужинова постоянно участвует в съемках кинофильмов. Например, мы участвовали в «Монголе» Сергея Бодрова, в фильме «Конан Варвар», в «Кочевниках», во второй части «Неудержимых» со Сталлоне и других работах.
- Когда-то вы ушли из цирка и занялись съемками, а теперь стало известно, что готовите совсем другой проект. Что это?
- Позвольте начать издалека. В 90-е я стал призером на конкурсе в Монте-Карло как акробат на лошади. Этот конкурс можно назвать цирковым «Оскаром», поэтому после победы мне поступили разные предложения. На одно я согласился и стал участником конного шоу Equitana. Это большая конная выставка, которая проводится в Дюссельдорфе, огромный фестиваль, на котором все посвящено лошадям. В магазинах можно купить снаряжение, начиная от поводьев до карет, в течение двух недель идут фестивали и самые разнообразные программы с их участием, проводятся показательные рыцарские турниры. И там я увидел развитую индустрию развлекательного конного шоу. Это было в 1999 году. Так вот последние десять лет мы с Жайдарбеком Кунгужиновым вплотную занялись разработкой плана организовать такое же шоу в Казахстане.
- Что вы успели сделать за это время?
- Мы начали приобретать лошадей, сейчас у нас 25 обученных животных. Мы собрали очень сильную команду. В Иссыке была организована конная база, на которой проходят наши тренировки. На базе того, что у нас уже есть, мы планируем открыть Horse House, который в первую очередь станет развлекательным аттракционом, а во вторую – студией для киносъемок.
- Неужели эти проекты могут приносить прибыль?
- Ну, начнем с того, что в мире не так много студий, полностью оборудованных для съемок эпического кино. Я могу назвать две крупнейшие площадки. Одна располагается в Марокко, и там снимались все крупнейшие исторические фильмы – от «Александра Македонского» до «300 спартанцев». Вторая находится в Малайзии, там сейчас снимается огромный голливудский проект – сериал «Марко Поло».
Чем хороши такие студии для стран? Под каждый проект выделяются колоссальные деньги, которые тратятся в стране, где располагается студия, так как нередко на съемки приезжает только управляющая компания, а все остальное они арендуют на месте. Кстати, малазийская студия – это инвестиционный проект британской компании The Pinewood Studios Group. Вот такую студию мы хотели бы открыть у себя – у нас много друзей по всему миру, они могли бы приезжать на съемки к нам, поскольку у нас накоплен уникальный опыт по постановке трюков.
Кроме этого, подобные студии дают дополнительный доход. Скажем, в Universal посетители могут пройти с экскурсией по декорациям к культовым фильмам и даже записаться в массовку, если в это время идут съемки. Мы тоже хотели бы сделать все максимально интерактивным, чтобы развлечение начиналось еще до начала шоу.
- Вы говорили, что главная ставка будет сделана на шоу. Казахстанцы не особо ходят в театр или цирк, и не любят платить большие деньги. Даже на более чем качественные постановки театра «ARTиШОК» многие жалеют трех тысяч тенге. А что ожидаете вы?
- Почему мало ходят в цирк? Потому что там откровенно слабая программа. Зато какой популярностью пользуется кино! Дайте зрителю зрелище, и он пойдет. Самые популярные американские и французские конные шоу гастролируют по миру и их билеты раскуплены на год вперед, причем стоят они 50 евро. Мы хотим, чтобы это было доступно и казахстанцам. Более того, в стране, в истории которой лошади играли очень важную роль, такой проект мог бы стать одной из визитных карточек. А то у нас, к сожалению, лошадей все чаще едят, а вот культура, связанная с конями, почти утрачена.
Я хотел бы сделать так же, как это происходит на Equitana. Шоу, которое мы хотим делать – это синтез театра и цирка. Можно ставить сказки, постановки, приуроченные к историческим событиям или праздникам. Скажем, мы показываем в развлекательной форме такие игры кокпар, тенгалу или кыз куу. Можно показывать те же приемы джигитовки – наш коллектив может сделать ряд полуторачасовых или 40-минутных постановок, на которые будут приезжать из других стран.
- Это очень амбициозный проект, и стоит, наверное, недешево? Какие инвестиции вы намереваетесь привлечь?
- Начинка уже есть – это дрессированные лошади, профессиональные актеры-акробаты и огромный опыт. Мы считали, что для строительства Horse House под ключ нужно $5 млн, причем один миллион предполагается потратить на рекламу. При этом, по нашим расчетам, даже если что-то сначала пойдет не так, то на точку окупаемости мы можем выйти уже через пять лет. Вместе с тем есть одна проблема – пока мы ищем казахстанских инвесторов, нами уже заинтересовались дубайские бизнесмены. Известно, что Дубай выиграл проведение выставки EXPO в 2020 году, к этому времени они намерены открыть Диснейленд, а в нем они хотели бы видеть наше конное шоу.
- По вашему мнению, чего ждут казахстанские инвесторы? Ведь ваш проект, как и многие другие, – это лакмусовая бумажка. Из последних новостей: обучающего робота, изобретенного Рустемом Акишбековым, будут выпускать китайцы, а тест-кольцом для определения венерических заболеваний Дамель Мектепбаевой заинтересовались в Южной Корее и США, но не в Казахстане.
- Все банально. Казахстанские инвесторы хотят быстрой окупаемости и прибыли в 300% в первый же год работы. С другой стороны, можно предположить, что это такой особый тип мышления – думать локально. В том же казахстанском кинематографе все думают о местном зрителе и как будто боятся работать на международный рынок. Скажем, сняли «Рэкетира», отбили потраченный миллион долларов, заработали сверху еще тысяч 600, и это считается успешным проектом.
Почему такие большие вещи как «Кочевники» или «Мын бала» снимаются раз в десять лет? Если что-то делается раз в десять лет, то это плохой менеджмент и убыточный бизнес. И пока инвесторы будут ждать, мы можем растерять свой потенциал. После развала Союза из страны уехали сильнейшие тренеры по конной акробатике. Так, Талгат Дусембаев работает в Оклахоме на скачках, а Омар Чинебеков в Чикаго в компании Noble Horse. Там конный спорт, шоу и все, что связано с лошадьми, пользуется спросом. По сути в Казахстане из представителей старой школы джигитовки остались только мы. И если нам предложат финансирование в другой стране, мы согласимся. К сожалению.