USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98766.00$

Проведение крупного форума может стоить от 5 до 10 млн тенге

В 2014 году Казахстанскому пресс-клубу исполнилось 20 лет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Проведение крупного форума может стоить от 5 до 10 млн тенге- Kapital.kz

В 2014 году Казахстанскому пресс-клубу исполнилось 20 лет. За эти годы организация стала брендом на информационном и PR-рынке. Деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с Асель Карауловой, президентом Казахстанского пресс-клуба и Клуба PR-шы, и узнал, с чего все начиналось и в чем секрет успеха компании.

 - За какой период Казахстанский пресс-клуб вышел на точку безубыточности?

 - Убыточными мы не были никогда. С самых первых дней стали зарабатывать деньги, которых, правда, хватало лишь на зарплату нескольких человек. Планировать доходы могли только на 1-2 месяца, дальше не загадывали. Казахстанский пресс-клуб начал свою работу в 1994 году и работал как часть проекта USAIDпо приватизации и рынку ценных бумаг. Когда проект закончился, у нас был выбор – расходиться и искать другую работу или продолжить проект самостоятельно. На тот момент у меня было много интересных предложений от западных компаний, но я все же решила рискнуть. И вместе с тройкой единомышленников мы продолжили проект. Честно говоря, наши американские коллеги отнеслись к этому очень скептически, поскольку не видели возможности финансирования такого проекта. Из оставленных нам USAID активов были ксерокс, 5 компьютеров, офисная мебель, несколько телефонных аппаратов и еще какие-то мелочи. А также $9000 зарплаты вперед на всех. С этим и начали. Сложнее всего было найти модель зарабатывания денег. «Классический» пресс-клуб, который предполагает сбор взносов у журналистов, причем весьма внушительных, у нас не мог работать. Я съездила и посмотрела, как работают NationalPressClub в Вашингтоне, Международный пресс-клуб в Москве, и поняла, что местные СМИ не будут платить такие существенные взносы за возможность пообщаться со спикерами, да и финансовая состоятельность большинства СМИ в те годы была очень низкой. Кроме того, мы не могли предложить журналистам дополнительный сервис, как, скажем, в Вашингтоне – скидки на свои рестораны, офисные помещения и т.д., поскольку у нас просто их не было. Другая модель – гранты международных структур – работала для нас какое-то время. Но мне сразу было ясно, что грантовая модель недолговечная и ненадежная, в чем я позже убедилась не один раз. Поэтому мы начали совмещать гранты с продажами пресс-конференций и других медиамероприятий нашим заказчикам. Модель была простая: клиент платит за пакет услуг по организации пресс-конференции или другого мероприятия, при этом мы отбираем только те темы, которые интересны журналистам, предоставляем инфраструктуру, готовим спикеров к выступлению, помогаем разработать пресс-релизы и другие материалы. Никакого давления на журналистов: интересно им – пишут, не интересно – нет. Контент создавали сами журналисты, мы предоставляли им независимую площадку, подготовленных спикеров, качественную информацию. Позже по нашей модели были созданы другие пресс-клубы в стране, но многие из них уже давно закрылись.

- Как вы искали средства на проведение первых конференций?

- Первую коммерческую пресс-конференцию продали за $100, и, как сейчас помню, это была какая-то образовательная структура с религиозным оттенком. Помимо коммерческих мы проводили много бесплатных ивентов, если считали их интересными и востребованными журналистами. Параллельно начали формирование и продажу продуктов мониторинга СМИ подписчикам и стали одним из первых мониторинговых агентств. До сих пор наш аналитический отдел очень востребован и развивается по модели сложных эксклюзивных продуктов. С первых дней мы также активно работали со спонсорами, к примеру, по проведению различных обучающих семинаров и конференций для СМИ. Будучи частью проекта USAID, мы сформировали высокие стандарты работы с общественностью и смогли самостоятельно выиграть и провести несколько крупных проектов по общественному образованию и коммуникациям для того же USAID, проектов ООН, Всемирного банка, Азиатского банка развития. Это стало бесценным опытом и заделом для наших будущих проектов.

Основными нашими подходами стали диверсификация услуг и качественное их исполнение. 20 лет назад рынок только формировался, и многие просто не понимали, что такое коммуникационные и PR-услуги и для чего они нужны. Поэтому первыми клиентами были преимущественно западные компании – нефтяные, FMCG, международные структуры и фонды, позже присоединились финансовые структуры и ИТ-компании. К счастью, мы выбрали правильную бизнес-модель, думаю, помогли интуиция, западное образование, опыт работы с USAID и другие факторы. Но главное, как я сейчас понимаю, мы никогда не искали быстрых и легких денег, а делали ставку на качество и долгосрочность, кропотливо доказывая свое профессиональное превосходство на рынке.

Где вы брали средства для развития бизнеса?

- Мы всегда показывали высокие стандарты качества, и клиенты охотно доверяли нам. За все 20 лет мы только один раз брали кредит в банке, да и тот на покупку офисного помещения. Благодаря диверсификации, экспертизе и грамотному финансовому управлению компанией удалось избежать займов и поиска инвесторов. Полученная прибыль, даже самая маленькая, реинвестировалась в инфраструктуру и создание «безопасной подушки». Думаю, если бы сразу стали вынимать все полученные деньги как дивиденды, то бизнес быстро бы развалился. Наверное, звучит смешно для настоящих акул бизнеса, но у меня и команды никогда не было только денежной мотивации. Наоборот, мы думали об интересных проектах, нам нравилось профессионально выигрывать тендеры в жестких схватках с конкурентами, выводить на рынок новые услуги, иногда мы работали даже безвозмездно, за идею. А деньги пришли, когда в нас поверили. Мне кажется, вера в идею и профессионализм – это самое главное, потому что твоим партнерам и клиентам эта вера передается.

 - Сколько стоит проведение крупных форумов, таких как PR-форум?

- Это затратные проекты. Международный PR-форум PR-шы идет два дня, обязательно в отеле не ниже 5 звезд, с обедами, приемом, полным пакетом раздаточных материалов. Существенной статьей расходов является приглашение спикеров. Даже если кто и соглашается работать без гонорара, проезд бизнес-классом и проживание в отеле дает нагрузку на бюджет. В среднем, подобный форум может стоить от 5 до 10 млн тенге и больше, в зависимости от размаха. В этом году, к примеру, у нас был 10-й юбилейный форум, и бюджет значительно превышал предыдущие годы. Однако это того стоило – Международная PR-ассоциация, впервые выступившая партнером в Казахстане, очень высоко оценила уровень организации и контента, что позволит стране интегрироваться в международный PR-рынок. На сегодняшний день это крупнейший отраслевой форум, мы формируем основную повестку дня, задаем тренды на рынке. В прошлом году мы запустили новый проект – Астана PR Кунi– форум по государственным коммуникациям. В этом году во второй раз он пройдет в сентябре. Ну и проект Казахстанского пресс-клуба – Медиа-Курылтай – пройдет уже в седьмой раз в ноябре этого года и будет посвящен нашему 20-летию. 

 - Сколько времени требуется на подготовку крупных форумов?

 - От 3 месяцев до одного года. Я не верю в быстрые проекты. Логистику можно сделать быстро, за месяц. Но самой тяжелой частью является создание контента. Контентом мы занимаемся почти 5 месяцев, организационной подготовкой – от 4 до 6 месяцев. Я твердо убеждена, что ведущее отраслевое мероприятие должно быть безупречным по контенту и востребованным для всех участников рынка. Каждый год мы опрашиваем PR-специалистов о том, что они хотели бы услышать, что не понравилось, какие темы актуальны. Помимо этого, я представляю Казахстан в международной PR-ассоциации IPRAи регулярно отслеживаю тенденции рынка, интересных спикеров, которых можно было бы пригласить к нам с мастер-классом или выступлением. Только заканчивается PR-форум, мы начинаем подготовку к PRКунiи параллельно к Медиа-Курылтаю, и так цикл за циклом. Это помимо основной работы и клиентских проектов. Пока не надоело, но сил уходит очень много, прежде всего интеллектуальных и эмоциональных. Если бы не поддержка и благодарность коллег по цеху и партнеров, ничего бы не получилось.

 - Каково главное преимущество Казахстанского пресс-клуба на рынке?

 - Мы начинали как маленькая компания из трех человек. На сегодняшний день выросли в коммуникационную группу из 40 человек с офисами в Астане и Алматы и партнерской сетью по всему миру, работающую по четырем большим направлениям – это пресс-ивенты, анализ репутации и мониторинг СМИ, корпоративные и финансовые коммуникации через компанию PromoGroupCommunications. Безусловно, 20 лет опыта работы, за которые выполнено более 500 проектов и проведено более 4500 мероприятий – это главное наше преимущество. С таким портфолио мы знаем все подводные камни проекта, можем предсказать риски, проходили тысячи сценариев с разными клиентами. Многие PR-услуги, которые есть сегодня на рынке, формировала и выводила наша компания. По пресс-ивентам, аналитике, а также по финансовым коммуникациям мы фактически пионеры, а за нами уже идет рынок. Мы очень хорошо знаем, как работает западный рынок, что такое международные стандарты, при этом глубоко знакомы с местной спецификой и менталитетом наших людей. Консалтинговый бизнес имеет свою специфику, особенно в нашей отрасли. Поэтому через международную партнерскую сеть мы адаптируем и внедряем стандарты PR-консалтинга для клиентов – стандарты качества, KPI, обслуживание на ритейнере, стратегическое консультирование, тренинги. Даже после 20 лет развития рынка приходится заниматься ликбезом и объяснять некоторым топ-менеджерам, что PR – это не размещение заказных материалов, а системная работа с репутацией компании, включающая разработку стратегии, антикризисное планирование, создание информационной повестки дня, вывод интересных спикеров и многое другое. В начале 2000 годов мы первые среди местных компаний стали комплексно развивать направление финансовые коммуникации, начав с проектов IPOказахстанских компаний. В 2013 году наше агентство – первое из казахстанских – удостоилось высшей международной награды IPRAGoldenAwardза проект «Народное IPO«КазТрансОйл». И, конечно, главное наше преимущество – это команда. Сильная, дружная, профессиональная, гибкая, опытная и преданная. Я очень горжусь и дорожу ею. 

 - Как за годы работы Казахстанского пресс-клуба менялся рынок, на котором вы работаете?

 - Это очень комплексный вопрос. Рынок начал развиваться еще 20 лет назад, и мы стояли у его истоков. Первоначально коммуникационные услуги были востребованы только западными организациями, затем наши компании также стали обращаться за ними. Понимание правильного PR росло, создавалась инфраструктура рынка – Клуб PR-професcионалов PR-шы, Национальная ассоциация по связям с общественностью (НАСО), отраслевой форум, студенческая конференция и конкурс. Уже позже была презентована первая премия в области PR– «Ак-Мерген». За вcеми этими процессами стоит огромная работа энтузиастов – не более 30 ведущих PR-менеджеров с активной профессиональной и гражданской позицией. По мере роста отрасли развивался сегмент бизнес-СМИ, IPOнаших компаний на западных рынках фактически стали бенчмарком в коммуникациях. По мере увеличения бюджетов в отрасли на так называемое платное размещение появилось много однодневок и «серых» компаний, которые, безусловно, размывают рынок и тормозят его профессиональное развитие. Сильно менялось на рынке и регулирование СМИ – через систему госзаказа контент стал более подконтрольным. Это очень сильно стагнирует нашу отрасль и буквально отбрасывает ее назад. На сегодняшний день и НАСО и Клуб PR-шы ведут огромную работу по внедрению международных стандартов. НАСО сейчас находится в процессе вступления в ICCO – международную ассоциацию коммуникационных агентств. После вступления мы сможем адаптировать и внедрять международные нормы, например, квалификационные требования к PR-специалистам, расчет зарплат на рынке PR, функциональные обязанности, рекомендации по проведению тендеров и закупки PR-услуг. Во всем мире коммуникации – это огромная отрасль с миллиардными оборотами, до которых нам далеко. Но стандарты вводить надо, чтобы мы переходили на цивилизованные взаимоотношения «клиент – заказчик», становились транспарентными, наш бизнес четко понимал, что такое репутационный актив, и Казахстан мог бы нормально развивать страновые коммуникации, интегрируясь в мировой рынок.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.