USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.46$
-0.180
BTC
98958.50$
+914.600

Chaplin Cinemas: В 2015 году станем вторым игроком на рынке

Кинотеатры улучшают залы, активно внедряют новые технологии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Chaplin Cinemas: В 2015 году станем вторым игроком на рынке- Kapital.kz

Рынок кинотеатров меняется вместе с техническими возможностями кинопроизводителей. Казахстан в этом смысле не исключение: кинотеатры улучшают залы, активно внедряют новые технологии. Каких именно новшеств ждать казахстанским зрителям, и что из себя представляют кинопрокатный и кинотеатральный рынки в целом, деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Сабина Кузенбаева, генеральный директор «СhaplinCinemas».

 - Как бы вы оценили состояние кинопрокатной индустрии в Казахстане на данный момент?

 - Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории развития современного рынка кинопроката в Казахстане. Первый этап начался в 1999 году и продлился до 2005-го. Так и назовем его – «Становление современного кинопрокатного рынка». В этот период в стране появляются первые коммерческие кинотеатры нового поколения, привлекающие высокий интерес зрителей. Если в России в эти годы на рынке господствовали кинотеатры, то в Казахстане не было противостояния кинопоказчиков (кинотеатров) и кинопрокатчиков (дистрибьюторов), поскольку обе эти ветви были совмещены: два основных кинопоказчика делили между собой пакеты мейджоров. Главное противостояние на рынке разворачивалось между ними, шла война за зрителя за счет жесткого эксклюзивного программирования. То есть в одних кинотеатрах демонстрировались одни фильмы, в других – другие. Второй этап (2005-2010) – «Расширение кинотеатральной сети». На рынке появляются новые игроки. За счет резкого роста числа современных кинотеатров ослабляется репертуарная конкуренция. Увеличивается число прокатчиков, предлагающих все больше фильмов, в том числе и благодаря приходу цифровых технологий кинопоказа, и работе российских компаний без посредников. В кругу представителей мейджоров также появляются новые лица. Третий этап (2010-2014) – «Качественный скачок». В 2010 году происходит рывок сразу по нескольким направлениям развития кинематографии. Появляются новые суперсовременные мультиплексы, вновь расширяется список местных дистрибьюторов, сотрудничающих с крупными независимыми российскими компаниями. Начинается централизованный прокат отечественных фильмов, которые порой составляют жесткую конкуренцию голливудской продукции (вспомним самый кассовый фильм 2012 года – «Жаужурек Мын бала»). Наконец, голливудские мейджоры в массовом порядке меняют свои представительства в Казахстане, обращаясь к новым игрокам, крупнейшими из которых стали «Меломан» (представляют WaltDisneyPictures и SonyPictures) и украино-казахстанская компания «Сулпак Синема» (ParamountPictures, UniversalPicturesи Warner. Bros). Сейчас мы находимся на пороге нового этапа, который можно охарактеризовать как «Этап становления цивилизованного рынка». В нашей стране представлены практически все последние технологии кинопоказа, работает несколько крупных кинотеатральных сетей, конкуренция среди которых очень сильно растет (появляются новые игроки). В этом смысле все хорошо. Теперь мы должны пойти по пути международных стандартов развития кинорынка. И когда мы этого добьемся, мы сможем говорить о том, что наш рынок стал цивилизованным. 

 - Конкуренция, как вы сами заметили, переходит из количественной в качественную. Какие из мировых стандартов кинобизнеса еще так и не стали реальностью в Казахстане?

 - Главный стандарт – прозрачность, открытость сборов. Это крайне важно, потому что речь идет не только о сборе налогов, но и о развитии киноиндустрии в целом. Данные два момента – прозрачность проката и будущее кино – взаимосвязаны. Существует  система Rentrak, она была одобрена американскими студиями-мейджорами, и теперь благодаря ей они в любой момент могут посмотреть, сколько человек, в какой стране и каком конкретно зале пришло на фильм их производства. В Северной Америке, Европе и России эта система работает, закрывает 90% рынка. Наша сеть в Алматы уже запустила Rentrak, ряд других сетей ее также установили, но еще не подключили. Когда все игроки подключатся, появится полная картина о том, что происходит с нашим рынком. Будет понятно, сколько какой фильм собрал в отечественном прокате. Казахстан станет более понятной территорией для зарубежных компаний и для местных производителей. После такого шага Казахстан появится на карте мира как отдельная страна со своим пускай маленьким, но очень плотным рынком. Ну а пока этого нет, студии подсчитывают свои доходы, которые приносит Казахстан как часть российских сборов. Эта цифра составляет 5% от сборов, которые собирают фильмы в России. То есть мы являемся для них частью России. Хотя та же Латвия, с куда меньшим рынком, рассматривается кинопрокатчиками как отдельная территория. Нам тоже надо к этому стремиться. И это важно не только для кинотеатров и зарубежных студий, эта информация просто необходима для развития нашей киноиндустрии. К слову, по нашим данным, итоговые кассовые сборы за 2013 год составили 9,3 млрд тенге. Но мы склонны считать, что на самом деле она несколько выше.

 - Кстати о размерах рынка. Считаете ли вы критичным для кинопрокатного (и кинотеатрального) рынка фактор низкой плотности населения в нашей стране?

 - Нет, не считаю. Скажем так, это не причина. Для нашего рынка – для кинобизнеса в широком смысле – вполне достаточно. Тем более вопрос не в плотности населения, а в посещаемости кинотеатров, их популярности у казахстанцев. Знаете, есть такой показатель – доля кинопоказа на душу населения. В Казахстане он составляет 0,64 %. Это неплохо. Для сравнения: в России этот же показатель составляет 1,2%, а в США – 3,2%. Так что наша миссия, чтобы как можно больше (и чаще) людей ходило в кино. Плотность населения, повторю, здесь ни при чем. 

 - Вы говорите, что все, кто задействован в кинобизнесе, должны повышать названный вами показатель. Но вы – сеть кинотеатров. Вы не производите кино, не занимаетесь прокатом. Что вы, с учетом ограниченности своих возможностей, можете сделать для того, чтобы зрители чаще смотрели кино, в чем вы уже заинтересованы не меньше кинопроизводителей и прокатчиков?

 - Я считаю, что в Казахстане именно кинотеатры сделали очень многое для киноиндустрии. Я говорю о количестве и качестве кинотеатров, оно из года в год растет. Зрителям просто приятно ходить в кино. Это привело к тому, что кинопрокат в Казахстане находится на лучших, после России, позициях в СНГ. Причем с учетом, что это капиталоемкий бизнес, мы не имеем никаких налоговых льгот, послаблений, а также не самом лучшем в мире подходе к разделению доходов с кинопроката. Во всем мире кинотеатр и прокатчик делят доход 50 на 50%. У нас же ситуация такая – кинотеатр получает 40% с проката, а прокатчик – 60%. Мы – все кинотеатры – пытаемся разрешить данный вопрос, но это очень сложно. Можно сказать, что такое процентное соотношение – историческое. Так было всегда. А эти 10% – цифра для нас довольно серьезная. А ведь нам еще надо платить аренду, налоги. Мы обеспечиваем тысячи рабочих мест. Не стоит забывать, что если бы не было кинотеатров, то негде было бы показывать кино. В общем, этот вопрос в интересах не только кинотеатров, но дистрибьюторов и кинематографа страны в целом.

 - Какую долю в структуре доходов кинотеатра занимает продажа напитков и еды? 

 - Во всем мире продажа напитков и попкорна является важной статьей дохода любого кинотеатра. И наша сеть – не исключение. Поэтому сейчас мы работаем над расширением ассортимента, в частности, вводим новые вкусы попкорна. При этом доходы от продажи напитков и еды не настолько высоки, как бы нам того хотелось. И мы ничего не можем  с этим поделать, поскольку не получили поддержку со стороны антимонопольного комитета, который разрешил посетителям проходить в зал со своей едой. А приходят порой и с мантами, и пиццей… Это абсурд. Наша цель в этом вопросе – сохранить атмосферу кинозала. Сильный запах еды может мешать другим зрителям во время просмотра. Я уже не говорю про соблюдение элементарной чистоты в зале. Мы вкладываем немалые средства на создание атмосферы, приобретение лучших кресел совсем не для этого…

 - Какую долю на рынке вы сейчас занимаете, до каких цифр планируете ее нарастить?

 - Мы занимаем 13%. К тому же в 2015 году у нас вместо семнадцати залов будет тридцать два. Это сделает нас вторым игроком на рынке.

 - Ранее Kazakhstan Growth Fund осуществил инвестиции и в российскую сеть кинотеатров КАРО Фильм. Какие изменения там произошли? Будет ли транслироваться сюда этот опыт?

 - Да, ADMCapital имеет интерес к этому бизнесу. У наших акционеров и команды «Каро» есть свой план развития, но к нам он не имеет отношения. У нас разные рынки. Из общего может быть только обмен опытом менеджмента.

 - Расскажите об инновациях, которые вы планируете внедрить в сети кинотеатров Chaplin Cinemas. К примеру, что будет еще кроме online-продажи билетов?

 - Самая значительная для нас – это запуск системы самой современной технологии 3D-показа – RealD Cinema, которая будет у нас в новой «MEGA Park». Это новшество не только для нашей сети, но и для всего Казахстана. В чем ее особенности? Многие не любят 3D из-за темной картинки. У кого-то во время просмотра даже начинает болеть голова. Если вы носите очки c диоптрией, то тоже сталкиваетесь с проблемой во время просмотра 3D-фильмов – ну как одеть очки на очки? В нашем кинотеатре можно будет на свои очки прикрепить специальные клипсы, и проблема просмотра будет решена. Также будет решена проблема гигиены за счет одноразовых очков, которые после сеанса вы сможете оставить себе. Ну и очень важный момент – 3D-картинка будет яркой и четкой, без искажений. Система RealD 3Dочень популярна во всем мире. Ей пользуется порядка 70% североамериканского и европейского рынков. Также мы порадуем зрителей объемным звуком последнего поколения – DolbyAtmos и сможем показывать фильмы с самым высоким разрешением на сегодняшний день – 4К. Еще одной инновацией будут совмещенные кассы, где можно будет сразу взять и билет в кино, и еду, и напитки. Зрителям больше не придется стоять в двух очередях.

 - В Алматы после закрытия сети «Отау Синема» пустуют знаменитые кинотеатры «Целинный», «Алатау». Не было в планах купить их?

 - Это культовые места. Мысли были, но серьезно эти варианты для своего развития мы не рассматривали.

 - В своих интервью вы говорили, что наш рынок никто не анализирует, критически мало цифр, открытой информации. Изменилась ли как-то ситуация? Проводили ли вы какие-то исследования?

 - Мы всегда проводили свои исследования, потому что очень важно хорошо знать сферу, в которой работаешь. Владеть статистикой. Но мы понимали, что наших исследований не хватало. Вот почему в этом году по нашей инициативе российская компания Невафильм Research провела первое большое исследование казахстанского кинорынка. Здесь собрано все – цифры, данные, исторические этапы и т.д. Хочу отметить, что мы это делали не столько для себя – мы (кинотеатры), в общем-то, и так в курсе, как обстоят дела. В этой информации в первую очередь нуждаются производители кинопродукции, в частности, продюсеры. В ближайшее время мы озвучим эти данные для всех игроков. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.