Отечественная легкая промышленность в связи с низкой рентабельностью и долгим сроком окупаемости проектов считается инвестиционно непривлекательной отраслью. Кроме этого, она сталкивается с такими проблемами как слабая маркетинговая деятельность предприятий, значительный износ основных фондов и низкий уровень конкурентоспособности продукции.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с Айзадой Ильясовой, главным экспертом Центра регионального развития и местной промышленности АО «Казахстанский институт развития индустрии», о состоянии и перспективах развития этой отрасли в нашей стране:
- Как вы оцениваете уровень развития легкой промышленности в РК?
- Легкая промышленность РК отличается высокими потребностями в производственных мощностях, материальных ресурсах. В настоящее время отрасль характеризуется как низкодоходная с рентабельностью производства не более 6%. Объем инвестиций в основной капитал отрасли за последние 3 года сократился в 2,2 раза. За 8 месяцев 2013 года инвестиции в основной капитал составили 1,8 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года произошло снижение на 16,9%.
Главная проблема казахстанских предприятий, приводящая к замедлению или остановке производства, заключается в нехватке оборотных ресурсов. Дело в том, что у текстильных предприятий есть технологическая особенность – операционный цикл выпуска и реализации продукции составляет 7 месяцев. В этот период одномоментно возникает необходимость очень большого объема оборотных средств, которые нужно потратить на закуп сырья с запасом на 1 год, чтобы обеспечить бесперебойное производство. Более того, средства эти необходимы на длительный период, до тех пор пока производители не смогут реализовать свою продукцию. Таким образом, при остановке предприятия до 30% сырья останется на станках в виде полуфабрикатов почти на всех переделах. Рентабельность текстильного производства составляет 3-7% и возрастает до 25-35% только на швейном переделе.
Как правило, инвестиции в основной капитал осуществляются за счет государственных кредитных ресурсов. Казахстанские предприятия в подавляющем большинстве не располагают достаточными собственными ресурсами для осуществления значительных капиталовложений, не имеют возможности широко пользоваться банковскими займами в связи с их относительной дороговизной и низкой ликвидностью самих предприятий.
Стоимость финансирования коммерческими банками в РК (без учета госпрограмм субсидирования) составляет порядка 12-14%, в то время как ставка вознаграждения по займам в Китае – порядка 6%, в Индии – 12%, Италии – 4,3%, Турции – 10,9%. В Индии, Китае и других странах широко используется льготное финансирование в рамках государственной поддержки отрасли.
Разумеется, легкая промышленность Казахстана не сравнится с легкой промышленностью таких стран-лидеров как Китай, Италия или Турция. Уровень развития этой отрасли в нашей стране оставляет желать лучшего. Однако в РК функционирует ряд успешных предприятий, которые года в год демонстрируют рост производства продукции.
- Какие виды легкой промышленности в Казахстане развиты лучше?
- В производстве продукции отрасли используются товары и услуги различных отраслей и видов деятельности. Общая стоимость товаров и услуг, потребленных в отрасли в 2011 году, составила более 31 млрд тенге, из них стоимость импортной продукции составила 7 млрд тенге, а отечественной – 24 млрд тенге. Импортные поставки состоят в основном из оборудования общего и специального назначения, тогда как отечественные поставщики предоставляют преимущественно сельскохозяйственное сырье, финансовые услуги.
Таким образом, национальным преимуществом среди отраслей-поставщиков обладают только производители хлопка-волокна. В то же время следует отметить, что для хлопкоробов страны спрос на товарных рынках других стран пока остается более предпочтительным, о чем свидетельствуют растущие объемы экспорта хлопка из РК.
В полной цепочке создания стоимости (ЦСС), как правило, доминирующая роль отводится ритейловым агентствам, формирующим предпочтения и вкус покупателей и тем самым определяющим спрос на конечную продукцию. В РК пока говорить о полной ЦСС в текстильном производстве не приходится, так как на этапе отделки ткани цепочка обрывается и далее, при производстве текстильных изделий конечного потребления и одежды уже используется импортный исходный материал. В производстве суровой ткани в настоящее время функционирует только одно предприятие. В 2014 году оно планирует начать печатное производство, что позволит иметь законченный цикл по производству и отделке хлопчатобумажной ткани.
По итогам 2013 года рост демонстрируют предприятия по производству кожи из шкур КРС и лошадей, одежды для грудных детей, шляп и головных уборов, предметов одежды из натурального меха, верхней одежды.
- По каким причинам те или иные виды легкой промышленности развиты в большей степени?
- Огромное влияние на отечественный рынок легкой промышленности имеет Китай. Растущие с каждым годом объемы импорта продукции легкой промышленности создают значительную конкуренцию отечественным товарам.
Ориентация более 80% предприятий на государственный заказ, их слабая маркетинговая деятельность отрицательно сказываются на развитии отрасли.
Главными проблемами отечественной легкой промышленности являются инвестиционная непривлекательность отрасли в связи с низкой рентабельностью и долгим сроком окупаемости проектов, невысокая деловая активность предприятий, слабая маркетинговая деятельность предприятий, отсутствие рекламы производимых товаров, значительный износ основных фондов и низкий уровень конкурентоспособности продукции, нехватка оборотных средств.
Но есть показательные примеры ведения бизнеса. Данные предприятия смогли решить проблемы отрасли на микроуровне, и они получают прибыль.
- Каким образом изменилась ситуация в легкой промышленности после реализации различных программ по поддержке этой отрасли?
- Реализация программ по поддержке бизнеса, отраслевая программа развития легкой промышленности в РК позволили за период с 2008 по 2013 годы увеличить объем производства продукции легкой промышленности в номинальном выражении в 2,3 раза, с 27,5 млрд тенге до 65,3 млрд тенге.
Объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью за этот же период увеличился в 3 раза, с $28,2 млн до $91,7 млн.
С 2010 по 2012 год по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» подписано 383 проекта по легкой промышленности, основная часть – 360 проектов – приходится на субсидирование. Общая сумма кредитов, выданных банками второго уровня и лизинговыми компаниями, составила 18,3 млрд тенге, из них сумма государственной поддержки – 1,6 млрд тенге или 9%.
За 10 месяцев 2013 года по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» поддержано 52 проекта на сумму кредитов более 2 млрд тенге. Сумма государственной поддержки составила 849,6 млн тенге, из них сумма субсидий – 499 млн тенге, а сумма выданных гарантий – 350,5 млн тенге.
За период с 2010 по октябрь 2013 года АО «Национальное агентство по технологическому развитию» предоставило инновационные гранты по 2 проектам предприятий легкой промышленности. В 2013 году была оказана поддержка по технологическому бизнес-инкубированию по 1 проекту отрасли.
По программе «Производительность-2020», которая содержит комплекс инструментов стимулирования и поддержки модернизации действующих предприятий легкой промышленности, в 2 раза снижена стоимость предмета лизинга для предприятий легкой промышленности, со 150 до 75 млн тенге. Однако по состоянию на 1 ноября 2013 года заявок от предприятий легкой промышленности не поступало.
АО «КИРИ» в 2013 году проводился анализ эффективности государственных мер поддержки отраслевой программы по развитию легкой промышленности в РК на 2010 – 2014 годы на основе анализа анкетирования бизнес-сообщества.
При оценке эффективности имеющихся ключевых мер государственной поддержки для развития легкой промышленности предприятия указали среднюю степень эффективности программ «ДКБ-2020» и «Экспортер-2020». Остальные программы были оценены как «скорее неэффективные».
- В Казахстане сейчас функционирует программа по развитию легкой промышленности на 2010-2014 годы. Как проходит ее реализация и чего удалось добиться в рамках реализации этой программы?
- В плане мероприятий по развитию отрасли на 2010-2014 годы в программе предусмотрено к исполнению 23 мероприятия по 4 направлениям, из них в 2013 году предусмотрено выполнение 11 мероприятий. При этом формой завершения всех мероприятий определена годовая отчетность. К началу 2013 года выполненными являются 6 мероприятий, в том числе: строительство межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для обрабатывающей отрасли на 700 мест в Шымкенте, совершенствование государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования в сфере легкой промышленности, и 4 мероприятия по реализации инвестиционных проектов.
В целом в плане содержатся мероприятия, направленные на технологическую модернизацию, реализацию системных мер экономической политики, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и проектные меры государственной поддержки.
При Правительстве РК создана Межведомственная комиссия по определению казахстанских предприятий-производителей, которые будут выполнять государственный оборонный заказ (ГОЗ) по пошиву и изготовлению предметов военной формы одежды, знаков различия и средств индивидуальной защиты для военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Комиссией определен перечень казахстанских предприятий-производителей для участия в выполнении ГОЗ. В целях апробирования механизмов формирования ГОЗ в области легкой промышленности в 2013 году производилось приобретение отдельных наименований военной формы одежды, знаков различия и обуви из числа предприятий, включенных в перечень.
Сегодня ведется целенаправленная работа по обеспечению предприятий легкой промышленности сырьем (хлопок, шерсть и шкуры сельскохозяйственных животных). А также идет работа по созданию сервисно-заготовительных центров.
Кроме того, были повышены ставки таможенных пошлин на вывоз шкур необработанных крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных с 200 евро за тонну до 500 евро.
В целях защиты населения страны от небезопасной продукции совместно с белорусской и российской сторонами разработан и утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876 технический регламент ТС «О безопасности продукции легкой промышленности», который устанавливает обязательные на территории союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции. Разработан перечень продукции легкой промышленности, подлежащей обязательной сертификации и декларированию. В соответствии с Программой по разработке межгосударственных стандартов в рамках доказательной базы к техническому регламенту ТС продолжается работа по гармонизации и разработке межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения технического регламента.
В рамках стимулирования экспорта проводится работа по продвижению на внешние рынки таких видов товаров, как хлопок-волокно, шерстяные изделия, товарная кожа, обувь, швейные изделия, детский и взрослый текстиль, спортивная одежда и др.
В рамках Карты индустриализации за 2010-2012 годы запущены 11 проектов на общую сумму 15,4 млрд тенге, с созданием 1862 рабочих мест.
- Насколько бизнес-климат в Казахстане является благоприятным для развития легкой промышленности?
- Как и для любого другого сектора экономики, для успешного функционирования отрасли необходимы общие благоприятные условия ведения бизнеса, которые включают в себя макроэкономическую ситуацию в стране, объем рынка, систему образования, развитие инноваций и многое другое. При этом данные факторы воздействуют на общее состояние отрасли косвенно. В рамках стран возможны различные вариации, при которых определенные преимущества стран компенсируют их общие недостатки. Существуют различные методики оценки и сравнения развития условий ведения бизнеса в различных странах.
РК имеет благоприятные условия для ведения бизнеса, в том числе для развития текстильных предприятий (при прочих равных условиях). Тем не менее по определенным показателям рейтинг остается довольно низким. Так, по показателю международная торговля Казахстан занимает 186 место в рейтинге. Это предопределено тем, что в РК затраты времени и ресурсов на оформление экспорта значительно превышают аналогичные показатели других стран. Время транспортировки из Казахстана в Европу автомобильным транспортом составляет порядка 2-3-х недель, что вдвое меньше времени транспортировки грузов из стран ЮВА, Индии, но дороже в два раза. Кроме того, согласно исследованиям Всемирного банка (ВБ), РК по уровню развития транспортно-логистической системы уступает большинству стран – основных производителей продукции отрасли (Китай, Индия, Италия, Турция, Южная Корея). При этом именно данный показатель играет одну из решающих ролей во всей цепочке от производства пряжи до производства готовых изделий и поставок их на рынки.
Уровень конкурентоспособности страны определяется рейтингом Всемирного экономического форума (ВЭФ), с учетом эффективности рынка рабочей силы, развития технологий, инноваций, инфраструктуры и др. В соответствии с отчетом ВЭФ РК занимает 51 место, ниже основных производителей текстильной продукции.
Среди главных проблемных факторов для ведения бизнеса в РК выделяются следующие: высокая коррупционная составляющая, недостаточная квалификация работающих, доступ к финансам, неэффективное госрегулирование и действующий налоговый режим.
Вхождение РК в ТС и условия функционирования в ЕЭП являются наиболее важными как для промышленности Казахстана в целом, так и для отрасли. Предприниматели отмечают ряд положительных факторов, оказавших влияние на развитие отрасли, среди которых – отмена декларирования при перемещении границ стран-участниц ТС, упрощение транзита через территории России и Беларуси, возможность создания совместных предприятий, рост товарооборота внутри ТС. В то же время есть и проблемы функционирования в новых условиях, ограничивающие конкурентоспособность казахстанской продукции, а именно: высокая стоимость сырья и тарифов; несоответствующий технологический уровень производства; отсутствие рынков сбыта (вероятно, сужение традиционных рынков сбыта из-за нарастания конкуренции).
Казахстанская текстильная продукция соответствует необходимым требованиям общепринятых международных стандартов и регламентов, что дает возможность для торговли на внешних рынках. Производственные мощности текстильного производства модернизированы на 95% и вполне могут выпускать текстильную продукцию высокого качества.