Бизнесмены всех уровней в своих выступлениях периодически сетуют, что самые лакомые сегменты рынков заняты иностранными компаниями, а оставшиеся кусочки вот-вот перейдут россиянам в рамках Таможенного союза.
Здесь, как вариант решения этой проблемы, ими предлагалось более активно внедрять государственно-частное партнерство (ГЧП), которое позволило бы государству меньше тратить, а бизнесу больше зарабатывать. Один уважаемый предприниматель в личной беседе даже предложил называть ГЧП любое взаимоотношение власти и бизнеса. Но! На практике именно отечественные бизнесмены не проявляют интереса к проектам в рамках ГЧП. Даже к крупным и «лакомым»
Один пример из жизни. На прошлогодней июльской конференции, посвященной строительству Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), - самого крупного перспективного казахстанского ГЧП проекта, меня удивило тотальное доминирование иностранных компаний. А вот особого интереса со стороны казахстанских бизнесменов я не заметил. Естественно, что никто из иностранных инвесторов ждать, когда отечественный бизнесмен подумает и откажется, не стал.
В Казахстане есть законы (правки) ГЧП, открывающие поистине безграничные возможности для отечественного предпринимателя. Более того, у бизнеса появилась возможность зайти в те сферы, где традиционно работали государственные структуры: жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, инженерная и транспортная инфраструктура. Это ценно еще и потому, что предприниматель может заключить тридцатилетний контракт с государством, с правом без конкурсного продления, получить возмещение инвестиционных и эксплуатационных издержек и гарантию потребления. Но самое главное, что с помощью проверенного временем механизма ГЧП есть реальная возможность перевести отношения власти и бизнеса на совершенно иной уровень, где главным станет договор равноправного партнерства. При этом, в Бюджетном кодексе ему гарантируется защита соответствующих бюджетных программ от секвестра.
Простой до безобразия закон
Пару лет назад мне довелось посетить Париж, и, обсуждая с французскими коллегами вопросы развития ГЧП, меня удивило насколько ГЧП является обычным, можно сказать даже обыденным для европейцев.
Ведь Парижское метро, туннель под Ла-Маншем и даже знаменитая Эйфелева башня – символ Парижа – все они являются концессионными проектами. Эйфелева башня и вовсе уже 100 раз себя окупила. Согласитесь, неплохая окупаемость для концессионного проекта. Если добавить к этому списку две трети всех французских автобанов и множество муниципальных проектов, то картина складывается весьма радужная и позитивная.
Проведенный нами анализ европейского законодательства показал, что секрет успешности их модели, не в каких-то законодательных заковырках (законодательство там простое до безобразия), а в том, что только в рамках ГЧП государство и бизнес могут договориться как равные. Причем к взаимовыгодно для всех сторон и на долгосрочной основе. Все остальное -нюансы. Как юриста меня поразил тот факт, что многие концессионные соглашения, заключенные в XIX начале XX веков продолжают действовать и неукоснительно соблюдаться сторонами, несмотря на две мировые войны, и неисчислимое количество кризисов сотрясавших мировую экономику. Каждые пять лет стороны «исторической концессии» собираются и обсуждают планы на ближайшие пять лет. И так год за годом, десятилетие за десятилетием.
Не ограничиваясь традиционной территорией, французские компании строят с использованием механизма партнерства автодороги в Восточной Европе, железнодорожные линии в Австралии и даже тюрьмы в латинской Америке.