Программа «Народное IPO» была запущена в Казахстане в 2012 году. Как показало время, проект оказался очень удачным. В ходе подписки на акции АО «КазТрансОйл» (КТО) на фондовый рынок пришло свыше 30 тыс. человек, а акции компании до сих пор остаются наиболее ликвидными. Привлекательность акций особенно ярко проявилась в ходе февральской девальвации, когда доходность по ним перекрыла потери от ослабления тенге. О перспективах второго этапа «Народного IPO» и о том, что делать держателям акций «КазТрансОйла» после того как на рынок выйдет очередной претендент, рассказал председатель наблюдательного совета брокерской компании АО «Асыл-Инвест» Аслан Дюсембеков.
- С момента «Народного IPO» КТО прошло более года. Как вы оцениваете данное размещение?
- Данное размещение стало поворотным событием на фондовом рынке Казахстана. Впервые прошло действительно народное IPO, когда солидный пакет акций предложили прежде всего частным инвесторам и внутри Казахстана. В итоге мы наблюдали всплеск интереса к фондовому рынку со стороны населения, результатом которого стало открытие свыше 50 тыс. брокерских счетов.
Те граждане, которые купили акции КТО, оказались в выигрыше. Частные инвесторы на вложенные год назад 22 млрд тенге заработали более 15 млрд тенге, доходность составила свыше 70%. Более того, мы считаем, что акции КТО имеют потенциал дальнейшего роста.
Как показало время, акции «КазТрансОйла» оказались очень востребованными. Неслучайно наш президент в своем недавнем выступлении дал поручение правительству возобновить программу «Народное IPO».
- Сколько казахстанцев приняло участие в «Народном IPO»?
- Почти 35 тыс. человек. Это большой шаг вперед для казахстанского фондового рынка. За 20 лет своего существования фондовый рынок смог привлечь лишь 10 тыс. розничных инвесторов, тогда как за полгода реализации программы «Народное IPO» их число выросло в 3,5 раза. Ведь основная цель «Народного IPO» как раз заключалась в привлечении на фондовый рынок граждан и популяризации инвестиций в ценные бумаги. Итоги «Народного IPO» показывают, что основная цель, которая ставилась государством, выполнена.
- В рамках первого этапа «Народного IPO» существовало ограничение по объему акций, приобретаемых одним инвестором: сумма покупки не могла превышать 7 млн тенге. На ваш взгляд, насколько этот порог был оптимальным?
- Опыт размещения показал, что такое ограничение необходимо. Многие инвесторы хотели купить акции КТО на сумму, превышающую 7 млн тенге. Если бы порога не существовало, то многим мелким акционерам могло вообще не достаться акций, так же, как и пенсионным фондам, стоявшим на подстраховке и купившим «остатки». Ведь одна из целей первичного размещения акций КТО – привлечение на фондовый рынок как можно большего количества людей. 7 млн тенге, наверное, оптимальный порог отсечения для покупки акций КТО. В последующие годы, когда на рынке будут размещаться более мелкие по сравнению с КТО компании, объем покупки акции «в одни руки» может быть, конечно же, ниже 7 млн тенге. Пороговое значение рассчитывается исходя из объема размещения.
- Ваша компания наиболее активно открывала брокерские счета в рамках программы «Народное IPO». Поделитесь своими впечатлениями, насколько люди осознанно покупали бумаги?
- «Народное IPO» нашло мгновенный и широкий отклик у населения страны, поскольку рассматривалось как альтернатива банковским депозитам. Статистика показывает, что объемы депозитов частных лиц стабильно растут. Это говорит о том, что люди заинтересованы в сохранении и приумножении собственных средств, но не имеют для этого набора инструментов. В плане альтернативы депозитам программа «Народное IPO» очень своевременна. Когда 20 лет назад проводилась массовая приватизация, у населения не было накоплений для участия в ней. И вот, спустя время, сформировался массовый и скрытый спрос на доступный и эффективный инвестиционный инструмент.
Конечно, большую роль в разъяснении программы сыграло правительство, взяв на себя затраты по финансированию кампании по повышению финансовой грамотности населения. Что касается нас, то мы активно участвовали в продвижении финансовых знаний и совместно с фондом «Самрук-Казына» проводили обучающие семинары и презентации компании «КазТрансОйл». Мы рассказывали о том, как устроен бизнес компании, за счет чего формируется прибыль, каковы потенциальные риски. Воспринимая эту информацию, участники семинаров вполне осознанно делали выбор в пользу участия в программе. Я думаю, что в следующем этапе «Народного IPO» примет участие больше людей, чем в первом.
Кроме того, очень эффективной оказалась схема привлечения населения через брокерские компании, которые взяли на себя работу с инвесторами по всем регионам. После первого народного IPO на фондовом рынке появились системообразующие розничные брокеры, способные открывать и обслуживать счета огромному числу розничных клиентов, в том числе трудовым коллективам. Это огромный шаг вперед в развитии казахстанского брокерского корпуса. Необходимо сохранить схему реализации акций населению через брокерские компании, успешно показавшую себя в первом народном IPO. Уникальный опыт системообразующих брокеров, полученный в сотрудничестве с «КазТрансОйлом», может быть востребован при второй волне «Народного IPO». Ведь розничные брокеры, ориентированные на массового клиента, больше всех заинтересованы в обучении населения, в проведении семинаров и разъяснительных работ по программе народного IPO.
- Какой объем клиентов обслужила ваша компания?
- Из 35 тыс. человек, которые участвовали в «Народном IPO», более 11 тыс. человек открыли счета в нашей компании. Это порядка 35% инвесторов. Если не учитывать продажу акций КТО через АО «Казпочта», которое работало преимущественно с регионами, наша доля привлечения среди брокерских компаний составила 75%. Оставшиеся 25% инвесторов поделили между собой 16 других брокеров.
Однако привлечение инвестора – только начало. Затем идет кропотливая работа с инвесторами, которых нужно сопровождать в информационном плане: комментировать корпоративную информацию, исходящую из компании, разъяснять ситуацию на финансовом рынке, для чего, например, мы осуществляем ежедневную аналитическую поддержку наших клиентов.
Один из позитивных итогов программы «Народного IPO» – активное внедрение современных стандартов брокерского обслуживания через интернет. В частности, в нашей компании более половины сделок с клиентами проводится дистанционно — через электронную торговую платформу.
- На какую сумму в среднем приобрел акции КТО клиент вашей компании?
- Учитывая, что через нашу компанию физические лица купили акций КТО на сумму 6,5 млрд тенге, то средняя сумма составила около 600 тыс. тенге.
- Что происходит сейчас с акциями КТО на вторичном рынке на примере клиентов вашей компании?
- Наша статистика показывает, что почти 90% наших клиентов, которые купили бумаги при первичном размещении, до сих пор остаются их держателями. Были и те, кто стал продавать акции с началом их вторичного обращения, так как после размещения бумаги КТО резко поднялись в цене: с 725 тенге, с цены размещения, до 830 тенге при открытии вторичных торгов. То есть многие инвесторы предпочли быстро зафиксировать прибыль. Мы со своей стороны рекомендовали клиентам держать бумаги, поскольку видели, что акции КТО имели высокий потенциал роста. И многие частные инвесторы, которые быстро продали акции, потом вновь докупали бумаги на вторичном рынке.
- Несмотря на то, что инвесторы заработали 70% на инвестировании в акции КТО, это не гарантирует им получение такого же высокого дохода в дальнейшем…
- Конечно, неправильно формировать одностороннее представление, что инвестиции на фондовом рынке безрисковы. Это финансовые операции и они подвержены определенным рискам и, в том числе, в рамках программы «Народного IPO». Финансовые рынки изменчивы и часто цены акций снижаются независимо от реального состояния дел в компании-эмитенте, например, от спекулятивных настроений квалифицированных инвесторов.
Но надо учитывать, что разработчики программы «Народное IPO» этот момент учли. На IPO выставляются стабильные национальные компании, устойчивые к рыночным колебаниям. Поэтому уровень инвестиционных рисков, конечно же, есть, но более низкий, чем при размещении акций корпоративного сектора.
- Насколько прибыльна сейчас КТО?
- Компания показывает хорошие финансовые результаты. Прибыль компании в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла в 2 раза. Уровень чистой рентабельности КТО, то есть доля прибыли от выручки компании составила почти 50%. По мировым меркам это очень высокий показатель. Это говорит о том, что управление в компании находится на высоком уровне. То есть стереотип, что частные компании всегда считаются эффективнее, чем государственные, в данном конкретном случае не подтверждается.
- На ваш взгляд, каков прогноз по росту стоимости акций КТО на этот год?
- Акция – не лотерейный билет, а расписка на участие в разделении прибыли компании. Стоимость акции зависит от прибыли компании. Если говорить про КТО, то в долгосрочной перспективе компания будет получать стабильную прибыль, и акции должны идти в рост. По прогнозам, объем добычи нефти в Казахстане будет наращиваться, а КТО – монополист в транспортировке нефти, соответственно, ее выручка и прибыль будут также увеличиваться. Следовательно, стоимость акции поднимется в цене. При этом нужно понимать, что стоимость и рыночная цена акции – это разные вещи.
Рыночная цена может колебаться в зависимости от каких-то краткосрочных факторов, которые в тот или иной момент влияют на рынок. Например, когда было объявлено, что активы пенсионных фондов будут сливаться в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), то пенсионным фондам запретили проведение сделок с корпоративными бумагами. По этой причине акции КТО резко упали в цене. Но нужно понимать, что снизилась не стоимость акций, а их рыночная цена. В данном случае резкое падение рыночной цены было вызвано тем, что НПФ не могли участвовать в торгах, ведь до этого они были очень активными покупателями акций КТО. Теория и практика фондового рынка свидетельствуют, что в долгосрочном периоде рыночная цена всегда стремится к стоимости, хотя на коротких отрезках времени она может отклоняться от своей основы. Так, запрет НПФ покупать ценные бумаги корпоративного сектора никак не повлиял на прибыль КТО и, соответственно, на стоимость его акций, но на рыночную стоимость повлиял. Поэтому мы, как брокер, в тот момент своим клиентам настоятельно рекомендовали не паниковать, не продавать акции КТО по текущей на тот момент рыночной цене, которая была необоснованна. Более того, мы рекомендовали акции докупать.
На фондовом рынке всегда наблюдался так называемый «эффект толпы», который особенно остро прослеживался во время смс-атаки на банки. Чтобы не поддаваться паническим настроениям, инвесторы должны прислушиваться к рекомендациям своего брокера, особенно если он начинающий инвестор.
- Что перенял Казахстан из мирового опыта при организации и проведении IPO?
- В мире накоплен богатый опыт проведения «Народных IPO», многие положительные моменты перенял и Казахстан. Во время реализации аналогичной английской программы, когда премьер-министром Великобритании была Маргарет Тэтчер, к размещению акций активно привлекались работники предприятий, чьи акции публично размещались. К примеру, при размещении бумаг British Telecom, Rolls-Royce, British Gas акции этих компаний были куплены также и работниками этих же компаний. Это сыграло позитивную роль для экономики Великобритании и для формирования новых отношений между трудовым коллективом и руководством предприятий. Работники КТО также стали акционерами своего предприятия. И выиграли от этого, поскольку стали более информированы о деятельности своего предприятия, его основных производственных и финансовых показателях, а также от того, что заработали доходность на его акциях.
- Заявлено, что компании KEGOС, «Самрук-Энерго», «КазТрансГаз», «Казмортрансфлот», «Казатомпром», «КазМунайГаз», «Казахстан темip жолы», «Казтемиртранс» также могут провести «Народное IPO». Как вы думаете, сколько инвесторов можно будет привлечь на фондовый рынок, размещая акции этих компаний?
- Мы считаем, что компании, которые вошли в этот список, отобраны правильно. Это стабильные, устойчивые хозяйствующие субъекты, способные выплачивать дивиденды.
Если программа «Народного IPO» будет продолжена, она оживит фондовый рынок. Например, по акциям КТО в среднем в день совершается более 60 сделок. Эти акции – одни из самых торгуемых и ликвидных на рынке. Если другие программы по первичному размещению акций национальных компаний будут также успешно реализованы, то на рынок можно привлечь дополнительно 400-500 тыс. казахстанских частных инвесторов. Особенно при размещениях таких компаний, как «КазМунайГаз», «Казахстан темiр жолы» и «Казатомпром».
- Через IPO «КазТрансОйл» было размещено акций на 28 млрд тенге. Как вы думаете, на какую сумму могут привлечь инвестиции компании KEGOС и «Самрук-Энерго»?
- Объем размещений каждой из этих компаний однозначно будет меньше, ведь эти компании по масштабам бизнеса меньше, чем КТО. Цена на акции этих компаний пока не определена, она будет также зависеть и от объема эмиссии.
- Как недавняя девальвация тенге повлияла на доверие населения к государству? Будет ли востребован объем акций, запланированный для будущих первичных размещений?
- Народное IPO только повысило доверие к государству. С начала 2014 года акции КТО подорожали на 30%: с 900 тенге они выросли до 1200 тенге. Этой доходности более чем достаточно, чтобы защитить инвестора как от инфляции, так и от девальвации.