Машиностроение является одной из важнейших составляющих экономики любой страны. Деловой еженедельник «Капитал. kz» побеседовал с Лаурой Нургалиевой, главным экспертом Центра машиностроения АО «КИРИ», о состоянии и перспективах развития этой отрасли в нашей стране.
- Какую роль играет машиностроение в экономике республики?
- Если говорить о машиностроении Казахстана как отрасли отечественной промышленности, то его роль для экономики государства пока не столь значительна, как в экономиках отдельных стран. Если же говорить о машиностроении как отрасли глобальной, то значение его для нашей экономики сложно переоценить. К примеру, более 40% казахстанского импорта составляет продукция машиностроения, и данный факт является подтверждением того, что существует более чем серьезная зависимость от импортных поставок машин и оборудования, которую необходимо снижать за счет развития собственного производства.
Именно по этой причине программа индустриального развития РК ставит машиностроение в число своих основных приоритетов.
Для иллюстрации существующей ситуации в машиностроительной отрасли нашей страны приведем данные Агентства по статистике РК за 2013 год: объем промышленного производства составил 853,9 млрд тенге, доля отрасли в ВВП страны – 1,1%, численность занятых – 87,5 тыс. человек.
- Какое количество машиностроительных предприятий сегодня существует в Казахстане?
- По данным Агентства РК по статистике, на ноябрь 2013 года в Казахстане количество действующих предприятий в сфере машиностроения составило 1,7 тыс. предприятий, из них 1,6 тыс. – малых, 156 – средних, 77 – крупных.
Как видите, номинально предприятий машиностроения не так мало. Но работающих и производящих пользующуюся спросом продукцию в реальности не очень много. Большинство предприятий практически простаивают или работают по единичным заказам от случая к случаю. В среднем по отрасли загрузка мощностей не превышает 50%. Лишь у нескольких предприятий загрузка основного оборудования близка к максимальной. Коэффициент обновления основных фондов в целом по отрасли также остается сравнительно низким, износ производственного оборудования идет быстрее, чем его обновление. К сожалению, основные фонды обновляются медленно, а имеющиеся используются недостаточно эффективно, что создает предпосылки высоких издержек, не позволяющих предприятиям быть конкурентоспособными.
Для преодоления сложившейся ситуации Казахстану нужно продолжать работу по улучшению условий ведения бизнеса в машиностроительной отрасли для инвесторов.
- Какой процент на сегодня занимает продукция машиностроения от общего объема промышленного производства республики?
- На сегодняшний день выпуск продукции машиностроения занимает порядка 5% в общем объеме промышленного производства республики. В динамике с 2008 года доля машиностроения увеличилась с 3,0% в 2008 году до 4,7% в 2013 году.
В структуре обрабатывающей промышленности удельный вес машиностроения в 2013 году составил 15%, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 2,4%.
В развитых странах именно промышленное производство, в особенности машиностроительное, является каркасом индустриального развития. Так, на сегодня особенностью развития машиностроительной отрасли в мире является кластерное развитие. Конкуренция идет уже не столько между отдельными компаниями, сколько между цепочками поставок. Производителям, которые хотели бы упрочить свои отношения с поставщиками, следует помнить, на чем держится партнерство в системе менеджмента кэйрэцу: на поддержке, сотрудничестве, взаимном доверии и взаимных обязательствах. Эти четыре элемента важны, даже когда на рынке бушует сверхконкуренция и все зациклены на сокращении издержек, поскольку благодаря им сокращаются скрытые издержки чисто деловых отношений.
С другой стороны, малые и средние предприятия группируются территориально и создают системный кластер, соответственно, используя эффект синергии, значительно повышают свою конкурентоспособность.
К сожалению, еще многие казахстанские машиностроительные компании пытаются сконцентрировать всю номенклатуру потребляемых комплектующих в одном месте и зачастую пытаются производить самостоятельно все агрегаты, и это уже в среднесрочной перспективе ведет к снижению конкурентоспособности ввиду повышения издержек.
Если говорить образно, то машиностроение Казахстана находится в фазе перерождения. Сегодня в нашей республике идет перестройка отрасли, ориентированной на выпуск прежде всего востребованной продукции. Процесс достаточно болезненный, так как спрос внутреннего рынка по отдельным видам машиностроительной продукции не создает экономических предпосылок для организации производств. Потребители машиностроительной продукции ориентированы на высокоэффективные машины и оборудование, позволяющие им быть конкурентоспособными.
Отечественные машиностроительные компании должны взвешенно подойди к стратегии развития своих производств, прежде всего сделав акцент на повышение конкурентоспособности. Этого можно достичь за счет повышения производительности труда, снижения издержек, повышения ресурсоэффективности, технической, технологической и управленческой модернизации производства, развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, повышения качества человеческого ресурса, встраивания в глобальные каналы распределения.
Государство со своей стороны создало систему институтов развития по поддержке и развитию бизнес-инициатив.
- Какой рост эта отрасль продемонстрировала за прошедший год?
- Если рассматривать отрасль в динамике с 2000 года, то рост наблюдается в двузначных цифрах. Значительный рост объемов производства был продемонстрирован машиностроительной отраслью в период с 2010 по 2013 годы. Объемы производства за данный период увеличились в 2,3 раза – с 376,2 млрд до 853,9 млрд тенге. В прошлом году машиностроение показало рост на 14,6% по сравнению с 2012 годом. По нашим оценкам, объем выпуска машиностроения в 2014 году составит порядка 1 трлн тенге.
- Какие отрасли машиностроения в РК растут наиболее активно? За счет чего это происходит?
- Согласно статистическим данным, структура машиностроения Казахстана представлена следующими сегментами: электроника, электрооборудование, машины и оборудование, не включенные в другие категории (машины и оборудование для ГМК, нефтегазовое машиностроение и сельскохозяйственное машиностроение), автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, ремонт и услуги.
Значительные темпы развития показывают автомобилестроение, железнодорожное и электротехническое машиностроение. В 2013 году их доля в производстве машиностроения в совокупности составила 46%.
В разрезе отдельных товарных групп идет многократный рост объемов производства: легковых автомобилей – в 11,4 раза, грузовых вагонов – в 10,9 раза, тракторов – в 5,6 раза, дизельных локомотивов – в 2,5 раза, нефтепромыслового оборудования – в 2,8 раза, трансформаторов – в 2 раза.
Более того, в нашей стране появились производства новых, ранее не выпускавшихся в Казахстане, продуктов, таких как комбайны, вертолеты, автобусы, карьерные самосвалы, холодильники, телевизоры, микроволновые печи, запасные части и комплектующие для горно-металлургических машин, запорная арматура и расходные запасные части для нефтегазового комплекса.
Необходимо отметить, что в отрасли по-прежнему очень высока доля сектора ремонта и услуг. Она составляет порядка 40%.
- Какой доход в казну принесла машиностроительная отрасль за 2013 год? Как этот показатель менялся последние 5 лет?
- Косвенным и абсолютно открытым показателем бюджетной эффективности отрасли может служить валовая добавленная стоимость (ВДС), которая определяется как разница между совокупным валовым доходом и промежуточным потреблением. Промежуточное потребление, в свою очередь, – это то, что предприятия приобрели: работы, услуги, комплектующие, материалы.
ВДС в отрасли в 2012 году по сравнению с 2008 годом увеличилась с 158,1 до 326,8 млрд тенге, то есть в 2 раза. За 9 месяцев прошлого года ВДС продукции машиностроения увеличилась на 13,4% – с 204,0 до 233,4 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Рост бюджетной эффективности машиностроительных предприятий налицо.
Нельзя также забывать о значительном мультипликативном эффекте машиностроительной отрасли. Так, одно рабочее место в машиностроительной отрасли оказывает влияние на создание от 3 до 10 рабочих мест в смежных отраслях.
- Какие инвестиции в машиностроительную отрасль были произведены за прошедший год? На какие проекты пошли эти средства?
- Объем инвестиций в отрасль в сравнении с сырьевыми отраслями пока не столь значителен. Инвестиции в основной капитал предприятий машиностроения в 2013 году составили 47,5 млрд тенге. А этот показатель составляет 7,3% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность и 1,5% в промышленность. Но надо сказать, что инвестиции за 2013 год увеличились в 4,2 раза в сегменте автомобилестроения и в 1,3 раза в электротехническом машиностроении.
На 31 декабря 2013 года в Карте индустриализации (КИ) находятся 99 проектов машиностроения. Из них 58 проектов уже запустились с 2010 по 2013 год на общую сумму инвестиций в 196,6 млрд тенге (из различных источников). В рамках КИ предприятия машиностроения только за 2013 год произвели продукцию на сумму 133,6 млрд тенге, что выше предыдущего года в 2 раза. Это составило 16% от общего объема производства машиностроения в РК.
Системные меры по поддержке инвестиций позволили привлечь в отрасль инвесторов. В частности, в 2013 году ТОО «Сарыаркаавтопром» введен в эксплуатацию проект по производству автомобильной марки Ssang Young модели Nomad методом мелкоузловой сборки в Костанайской области. В этот проект было инвестировано 13,6 млрд тенге. Предусматривается, что при выходе на проектную мощность будет выпускаться 25 тыс. автомобилей.
Также в прошлом году ТОО «Шеврон Мунайгаз Инк.» запустило завод по выпуску трубопроводной арматуры в Атырауской области. Объем инвестиций в этот проект составил 6 млрд тенге. Предприятием планируется выпускать до 30 тыс. штук изделий в год.
В ушедшем году были проведены модернизация и расширение производственных мощностей завода ТОО «Кентауский трансформаторный завод» в Южно-Казахстанской области. Предприятием планируется увеличить выпуск трансформаторов до 14 тыс. штук. В Карагандинской области запущено производство фильтров для автотранспортной и иной спецтехники ТОО «Казфильтр». В это производство было инвестировано 417 млн тенге. Еще одним проектом, запущенным в 2013 году, стало производство по изготовлению крышек люков полувагонов Аягозским локомотиворемонтным депо ТОО «Камкор Локомотив» в Восточно-Казахстанской области. Мощность этого предприятия достигает до 42 тыс. единиц. Для запуска этого проекта потребовалось 117 млн тенге инвестиций.
С 2010 года введены в эксплуатацию: производство электровозов ТОО «Электровоз құрастырузауыты» в Астане (14,4 млрд тенге инвестиций), производство запасных частей и сборка техники для ГМК ТОО «СП «КазБелАЗ» в Карагандинской области (10,5 млрд тенге), организация производства стрелочных переводов и обработки железнодорожных колес в Экибастузе ТОО «Проммашкомплект» (9,5 млрд тенге), организация производства пассажирских вагонов Talgo в Астане (8,8 млрд тенге), производство самоходных зерноуборочных комбайнов Essil КЗС-740 и другой сельскохозяйственной техники АО «Агромашхолдинг» (6,8 млрд тенге), производство по сборке и обслуживанию вертолетов ЕС 145.
- Насколько производство машиностроительной отрасли на сегодня покрывает потребности внутреннего рынка страны?
- Доля отечественного производства в общем объеме ресурсов отрасли выросла до 15,1%. В стране увеличилась доля отечественного производства легковых автомобилей, тракторов, аккумуляторов электрических свинцово-кислотных для запуска поршневых двигателей, вагонов грузовых несамоходных, прицепов и полуприцепов автомобильных, устройств теплообменных; оборудования холодильного и оборудования для кондиционирования воздуха, автомобилей для перевозки 10 и более человек.
На сегодняшний день значительная потребность страны в машиностроительной продукции удовлетворяется за счет импорта. Но необходимо понимание, что в условиях глобализации мировой экономики производство всей номенклатуры для покрытия внутреннего рынка в стране практически невозможно. Поэтому целесообразно концентрироваться на производстве продукции, имеющей не только внутренний спрос, но и значительный экспортный потенциал.
- Какой процент составляет импорт продукции машиностроительной отрасли в Казахстан?
- В структуре импорта Казахстана машиностроительная продукция составила 45% в 2012 году, или около $18 млрд. За 9 месяцев 2013 года импорт составил $12,9 трлн. Наиболее импортируемыми товарными группами являются продукты автомобилестроения (легковые и грузовые автомобили), высокотехнологичная продукция (ноутбуки и сотовые аппараты), а также средства производства для добывающего сектора.
Хотелось бы отметить, что это и есть наши возможности. Нашим предприятиям надо научиться быть конкурентоспособными на внутреннем рынке.
- Какой объем товаров, произведенных в машиностроительной отрасли, продает Казахстан на внешние рынки?
- Наиболее экспортируемыми товарами отечественного производства являются подшипники, арматура для трубопроводов и емкостей, свинцовые аккумуляторы, бытовая техника, железнодорожная техника. Экспорт продукции машиностроения за 2012 год составил $1,3 млрд, что в 1,8 раза больше, чем в 2011 году. По сравнению с 2008 годом объемы экспорта увеличились в 3 раза. Экспорт продукции машиностроения за 9 месяцев 2013 года составил $844,1 млн, что на 13,8% меньше аналогичного периода 2012 года.
Необходимо отметить, что не все так однозначно. Налицо два фактора, которые стимулируют экспорт. Во-первых, использование глобальных каналов распределения – бытовая техника LG, Electronics, железнодорожное машиностроение General Electric. Во-вторых, достаточная компетентность казахстанских производителей, о чем свидетельствует экспорт подшипников, аккумуляторов, трансформаторов и др.
Сегодня нам необходимо продолжать работу по этим двум направлениям.
- Как вы оцениваете экспортный потенциал казахстанской машиностроительной отрасли?
- По нашим оценкам, импортная емкость рынка стран макрорегиона (Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Грузия, Иран, Китай) по машиностроительной продукции составляет порядка $622 млрд. Это и есть экспортный потенциал нашей страны.
В 2013 году мы провели исследования, направленные на определение перспективных к производству в Казахстане товарных групп исходя из рыночного потенциала. При этом рыночный потенциал мы рассматривали прежде всего по странам ТС. Одновременно был проведен анализ ресурсного потенциала, то есть возможности производства в стране – доступность технологий, сырья и комплектующих, инфраструктуры, кадровый потенциал.
По результатам данной работы перспективными товарными группами являются 30 товарных групп секторов электротехнического машиностроения, производства автокомпонентов, машиностроения для ГМК, железнодорожного, сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения. Работа в основном акцентировалась на товарных позициях, пока не выпускающихся в стране.