USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

Алюминиевая отрасль РК имеет риски потерять позиции на мировом рынке

О прогнозах в металлургической промышленности Казахстана на текущий год рассказал Николай Радостовец

Share
Share
Share
Tweet
Share
Алюминиевая отрасль РК имеет риски потерять позиции на мировом рынке- Kapital.kz

2013 год оказался сложным для горно-металлургического комплекса страны. По итогам ушедшего года в металлургической промышленности Казахстана спад производства превысил 5%. О сложившейся ситуации, а также о прогнозах на текущий год в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Николай Радостовец, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК (АГМП), председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности Национальной палаты предпринимателей РК.

 - Негативные тенденции в мировой экономике отрицательно сказались на ГМК страны. По вашим прогнозам, как будет развиваться ситуация в 2014 году?

- По прогнозам аналитиков, 2014 год будет весьма неблагоприятным для горно-металлургической отрасли. Возможно, некоторое улучшение будет только в 2015 году. На рынках сейчас имеется переизбыток как черного металла, так и алюминия. Налицо падение, обвал цен на золото. Многие компании сворачивают производство в связи с тем, что сейчас себестоимость производства алюминия оказалась выше цен на рынке.

В Китае, России приняты большие программы антикризисных мер. Построенные в Павлодаре алюминиевый и электролизный заводы также нуждаются в государственной поддержке, поскольку у них есть явная необходимость в сокращении объемов производства. В связи с этим в республике создан совет по горно-металлургической отрасли. Мы сейчас готовим вопросы, чтобы вынести на заседание правительства в феврале, по поддержке алюминиевой отрасли. Если данное производство сейчас не поддержать, в будущем оно не сможет устойчиво функционировать и потеряет свое значение на мировых рынках, так как объемы, которые в тот или иной период времени не находятся на рынке, естественно, замещаются объемами других компаний. Поэтому сейчас очень важно правительству рассмотреть и обнулить ставки на добычу полезных ископаемых по целому ряду товарных позиций. Например, на бокситы, галлий.

Колебания цен на мировых рынках цикличны. В каких-то периодах нужно иметь в налоговом кодексе и в других законодательных актах РК возможность правительству принимать меры по поддержке. С экономической точки зрения это будет оправдано, потому что в последующем, как показывают мировые тенденции, идут улучшения продаж.

 - На какой стадии сейчас находится разработка Горного кодекса РК?

- Горный кодекс – это документ, который позволяет серьезным образом привлечь инвестиции в горно-металлургическую отрасль. Иностранные инвесторы, крупные горно-металлургические компании хотят, чтобы все процедуры были предсказуемыми. Ведь для того, чтобы вести геологические работы, разрабатывать проект по месторождениям, закупать оборудование, строить цеха, организовывать электроснабжение, требуются огромные затраты. И окупаются они не как в торговле – через месяц или полгода, а через пять-семь лет, а то и больше. Поэтому страны, которые имеют ГМК, даже такие как Монголия, разрабатывают очень детализированное законодательство, где все подробно прописано: сроки, кто несет ответственность и за что. И у нас есть такая потребность, потому что нынешний Закон РК «О недрах» мал по объему и не раскрывает ответственности госорганов. Поэтому в Казахстане имеется практика, когда проекты, подаваемые на обсуждение в госорганы, согласовываются месяцами и годами.

Правительство РК, министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев поддержали инициативу АГМП по созданию такого кодекса и вынесли этот вопрос на совещание премьер-министру. Но в ходе обсуждения пришли к выводу, что и нефтяникам нужен детализированный кодекс. Поэтому договорились, что до середины лета 2014 года будет подготовлен проект кодекса «О недрах» в рамках взаимодействия KAZENЕRGY и АГМП. В предлагаемом проекте основная часть будет касаться и нефтяников, и горняков. В отдельных частях будут прописаны особенности работы в нефтяной и горно-металлургической отраслях. Всемирный банк одобряет такой подход и тоже активно подключается к этой работе. Мы надеемся, что такой кодекс, если не к концу этого года, то в начале следующего будет уже введен в действие.

 - Какие предполагаются изменения в рамках предстоящих поправок в Закон РК «О недрах»?

 - Мы от Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий предлагаем создать принцип «одного окна» для недропользователей, чтобы не было десятков согласований, по которым отвлекаются представители инвесторов и часто имеются очень противоречивые результаты. Мы полагаем, что инвесторов не должно беспокоить, кто от государства проводит экономическую экспертизу, кто техническую, какое ведомство, в какие сроки. Для инвестора очень важно, чтобы он мог все документы подать в «одно окно», как в ЦОНе, а государство само бы определяло порядок взаимодействия в госорганах. Но если заявка поступила, то в определенные сроки из «одного окна» должны поступить все заключения, необходимые для работы. Чтобы не было у того или иного ведомства возможности затягивать процесс согласования. Бюрократизировать данную процедуру нельзя, это отрицательно влияет на бизнес-климат. Поэтому я уверен, что горный кодекс найдет свое отражение в кодексе «О недрах», это позволит нам иметь четкий документ. Я думаю, он должен быть объемным и насчитывать 700-1000 страниц.

 - Ранее говорилось, что в данном кодексе будет проработан вопрос преобразования геологоразведочных лицензий в контракты на недропользование. Появилось ли четкое понимание, при каких условиях должна проводиться процедура конвертации лицензий в контракты? 

 - Мы сейчас как раз с МИНТ оговариваем эти вопросы. Уже проведено несколько заседаний. Я думаю, что этот вопрос получит свою конкретику в самое ближайшее время. Это обязательство двух сторон и не игра в одни ворота.

 - Как повлияет на инвестиционный климат Казахстана принятие нового кодекса РК «О недрах»?

 - Это будет очень серьезным шагом. Данная мера уже одобрена Rio Tinto – международной горно-металлургической компанией, которая намерена прийти и вкладывать средства в разработку месторождений. Казахстан очень заинтересован в сотрудничестве именно с такими компаниями, у них есть ресурсы, новые технологии, которые они приносят с собой.

В своем послании глава государства очень важную роль определил привлечению таких инвесторов, и не только по самому процессу разработки месторождений, но и по геологии. Самое важное, что правительство решило отойти от схемы, когда «правило первой ночи» не было обязательным условием для инвесторов при нахождении месторождения. Речь идет о том, что если компания нашла месторождение, то по действующему законодательству у нее не было полной уверенности, что именно она потом будет его разрабатывать. В мировой практике существуют упрощенные схемы. То есть если компания нашла месторождение, то она получает определенное право на его разработку при определенных условиях, которые должна соблюсти. У нас же этот вопрос очень туманно изложен. Но сейчас поправки в Закон РК «О недрах» предполагают, что государство решило обратить внимание на схему, при которой у инвесторов будет заинтересованность. Если они откроют месторождение, то, в первую очередь, они будут иметь право решать – будут ли они самостоятельно его разрабатывать. Если же они откажутся, тогда право может перейти к другим. Государство всегда может сформировать при такой схеме условия, которые инвестор должен будет выполнить. Но при этом не ущемляются возможности инвестора и его интересы.

 - А по поправкам в Экологический кодекс РК, ужесточающим ответственность предприятий за выбросы парниковых газов, прояснилась ситуация?

 - Дело в том, что последние несколько лет недостаточно четко работало Министерство охраны окружающей среды РК с Министерством индустрии и новых технологий РК. В новом Экологическом кодексе МООС РК удалось провести жесткое ужесточение ответственности за выбросы парниковых газов. Другое министерство формировало ПФИИР и ставило перед производителями задачи увеличения объемов производства. Теперь получается, когда начали говорить о вступлении в действие ряда норм по экологическому законодательству, в частности, по парниковым газам, то предприятие, если оно наращивает объемы производства, сталкивается с проблемой, что у него увеличиваются выбросы. По национальному плану и законодательству РК должно идти уменьшение выбросов, иначе наступают такие штрафные санкции, при которых инвестиционные проекты просто не могут функционировать. То есть там набегает штраф – треть от стоимости инвестиций в это производство.

Правительство, уже под руководством Серика Ахметова, поняло, что здесь нужны скоординированные меры, невозможно ждать, когда инвесторы просто приостановят реализацию проектов. Поэтому сейчас по инициативе премьер-министра, министра охраны окружающей среды РК в парламент внесена поправка о снижении по административному кодексу штрафов за выброс парниковых газов с 1 января 2014 года. Я думаю, эту поправку депутаты примут, поскольку уже год назад этот вопрос обсуждался на слушаниях в парламенте. И большинство депутатов уже тогда понимали, что ужесточения в экологическом кодексе – это огромные риски для энергетических компаний. Прежде всего тех, которые производят тепло- и электроэнергию.

 - В этом году Казахстан планирует войти в ВТО. Какие ожидания связывают  с интеграцией в мировую торговую организацию в ГМК?

 - Вступление в ВТО нам крайне необходимо, потому что есть такие жуткие перекосы, которые на первый взгляд незаметны. Мы находимся в едином экономическом поле, но Россия вошла в ВТО. И, к примеру, по железнодорожным тарифам компания ENRC возила продукцию в сторону Дальнего Востока и реализовывала успешно. Но до 1 января 2014 года действовал прейскурант № 1001, а в связи с тем, что Казахстан не вошел в ВТО, а Россия вошла, по обязательствам Всемирной торговой организации теперь РФ применяет к грузоотправителям Казахстана международные тарифы. Получается, что возникают ухудшающиеся обстоятельства для РК. И такая ситуация наблюдается не только в данной сфере.

Также Россия сейчас применяет ограничения по завозу в Казахстан мазута и нефтепродуктов. Более того, особенно для экспортеров по ряду стран были просто необоснованные таможенные пошлины, иногда составляющие 250-300%. При таких пошлинах рынок закрывается. Если мы станем членами ВТО, к нам такие пошлины больше применять не смогут. Максимальный размер пошлин сможет составлять 25-30%, и для казахстанских производителей таким образом откроются экспортные рынки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.