USD 387.14₸ ↓ -0.930
EUR 428.18₸ ↑ +0.640
RUB 6.06₸ ↓ -0.020
BRENT 62.44$ ↓ -1.380
BTC 8123.90$ ↓ -0.039
ETH 175.25$ ↓ -0.036
LTC 55.10$ ↓ -0.042
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяЭкспертыВнутри Таможенного союза не должны возводиться барьеры

Внутри Таможенного союза не должны возводиться барьеры

Нынешняя схема по взиманию утилизационного сбора со стороны России дискредитирует интеграционное формирование

Нынешняя схема по взиманию утилизационного сбора со стороны России дискредитирует интеграционное формирование, считает вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Альберт Рау.

22 октября этого года президент России Владимир Путин подписал закон об утилизационном сборе для российского автопрома. Дух закона прогрессивный – поставить отечественную и иностранную продукцию в равные конкурентные условия. Однако в нынешней редакции закона схема по взиманию экологического сбора бьет по интересам партнеров России по Таможенному союзу, создавая дополнительные барьеры. О плюсах и минусах, а также о возможном варианте разрешения спорной ситуации в интервью «Капитал.kz» рассказал вице-министр индустрии и новых технологий РК Альберт Рау.

- Давайте начнем с предыстории вопроса. Судя по реакции представителей казахстанской стороны, решение российских властей оказалось неожиданным для Казахстана.

- Здесь нужно прямо признать, что мы рассчитывали на другую схему уплаты. А именно по месту происхождения автотранспорта.

- Поясните эту схему.

- Вот на столе лежит документ. Двухстороннее соглашение между Россией и Беларусью. Есть и трехсторонний документ, просто временно на двухсторонку переходили, потому что для Беларуси этот вопрос (схемы взимания утилизационного сбора РФ, – прим. «Капитал.kz») гораздо острее стоит. Мы еще думаем о своих поставках, и пока они не критичны. Хотя любая потеря критична. А для белорусов это сегодняшний день. Они живут экспортом в Россию, в том числе и техники – БелАЗы, трактора и МАЗы. Они работают над диверсификацией экспорта, но основной рынок у них пока здесь.

Вот проект соглашения «О единых принципах утилизации продукции в Таможенном союзе». Статья 4, процитирую: «Утилизационный сбор на продукцию, включенную в единый перечень, уплачивается производителем в стране производства при его первой реализации на территории единой таможенной территории ТС».

- Что это значит?

- Мы исходили из того, что он уплачивается по месту происхождения. Грубо говоря, произвели товар – и сразу идет уплата утилизационного сбора. Тогда мы придумываем и нашим производителям делаем зачетную схему и с госорганами согласовываем. Нам важно было поставить производителю отметку, что утилизационный сбор проплачен. То, что он получил компенсацию, это уже другой вопрос. И товар поехал бы на экспорт.

- Что же получается сейчас?

- Сейчас, когда россияне ввели закон в последней редакции, по месту регистрации, то стало им хорошо. Они товар произвели, отправили в Казахстан. В Казахстане утилизационной системы нет, продалось – хорошо. В свою очередь, когда произвели товар мы и везем в Россию, отметки нет – плати. Барьер получился.

- А не вступает ли ваша схема в противоречия с обязательствами РФ по ВТО?

- Здесь важно рассказать об истории. Когда Россия вступала в ВТО, по обязательствам организации они снижают пошлину и как компенсационную меру по пошлине вводят утилизационный сбор. Предлагают нам. А мы говорим, что не можем, поскольку Казахстан сейчас накануне вступления в ВТО. Лучше мы пошлину сохраним на текущей планке, и пусть она действует. На этом и договорились.

Потом у России начались тяжбы с Евросоюзом и ВТО, и ее заставили создать условия, по которым производители – и отечественные, и импортные – были бы в равных условиях, что они, собственно, и сделали.

Но по нынешнему закону пострадали еще и партнеры России по Таможенному союзу. Потому что схема уплаты утилизационного сбора в России такова, что российские автопроизводители его платят, но получают скрытое субсидирование, а наши в неравных условиях. Вот и вся соль ситуации. А что касается ВТО и ЕС, то им все равно, как этот сбор взимается. Для них главное, чтобы он взимался как с импортной, так и отечественной автопродукции. Вопрос лишь в схеме взимания сбора для участников Таможенного союза.

- Какие последствия для наших производителей вы видите?

- Для наших предприятий это критично. Потому что, к примеру, компания «Астана Моторс» в этом году продала в Беларусь 2,5 тыс. своих грузовиков и часть автобусов. А поскольку Hyundai на сегодня ушел из Калининградской области, эту нишу вполне вероятно может занять наша продукция. И у них теперь выкатился контракт на Россию, по скромным оценкам, если не больше, то сопоставимый с поставками в Беларусь.

Мы в декабре запустим производство нового SsangYong Nomad. Он адаптирован к условиям нашего рынка. Автомодель получила омологацию в России. Соответственно, если мы запускаем сварку на 20 тыс. штук и покраску на 75 тыс. машин, нам эти мощности надо загружать. Следовательно, выскакивает барьер и для SsangYong Nomad. Конечно, у них дела идут неплохо – очередь на месяцы вперед, цена привлекательная. Но если ставить производство на поток, то без российского рынка никак. И это критично в нынешних условиях.

Что касается завода «Азия Авто», то речь идет о новом заводе, строительство которого только начато и который предположительно даст первую продукцию в 2016 году. И к этому времени, я думаю, данная проблема точно будет решена. Я просто уверен, потому что по-другому быть не может.

- А как российская сторона аргументирует свой шаг?

- Мы изначально, когда россияне его вводили, говорили им: «Ребята, Таможенный союз еще не успел заработать, а вы уже внутри барьеры строите». Нам в ответ говорят: «Это не барьер, а экологический сбор». Спрашивается, какая разница? В базовом соглашении написано, что страны во взаимной торговле никаких аналогов таможенным пошлинам не вводят. Хотя невооруженным взглядом видно, что это прямой аналог пошлине. Вопрос лишь в названии.

Это очень принципиально. Одно дело, когда во взаимоотношении союзнических стран идет упрощение процедур, и другое, когда воссоздаются барьеры для нормальной конкуренции, что ухудшает ситуацию для всех.

- Министр по экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова заявила, что, если Россия не пересмотрит механизм взимания утилизационного сбора, Казахстан пойдет на ответные аналогичные меры. Какие плюсы и минусы у этого решения?

- Нежелательно внутри интеграционного образования вводить зеркальные меры. Это дискредитирует Таможенный союз. Тут еще вилка получается, что ввести это нам сложно, потому что Казахстан на финишной прямой по вступлению в ВТО. И любые изменения с нашей стороны сразу тормозят этот процесс. Все-таки лучше бы договориться.

- А кто все-таки больше пострадает от асимметричного ответа со стороны Казахстана?

- Если гипотетически представить, что мы пойдем на этот шаг, то исходя из структуры сбыта машин, потери российского производителя будут гораздо больше. Потому что есть вариант, что отечественные автопроизводители пусть и не сразу, но смогут покрыть спрос. Экспорт России в Казахстан несоизмерим с нашим экспортом к ним.

- Как продвигается закон, регламентирующий субсидирование автокредитования?

- Есть системный вопрос, который на парламентских слушаниях мы обозначили. В России есть аналогичный закон, где четко не прописывают финансовые инструменты. А с нас, как правительства, законодатели требуют эти механизмы прописать в законе. На мой взгляд, это, во-первых, не гибко и, во-вторых, рискованно.

По любому виду товара, в том числе по автомобилям, если у нас не будут адекватные меры, равной конкуренции не будет. Это касается и лизинга оборудования, и автокредитования. Мы хотим, чтобы у правительства было больше гибкости. И депутатам трудно с этим не согласиться.

- Последний вопрос: будет ли в Казахстане взиматься утилизационный сбор и когда?

- В любом случае систему утилизации машин в Казахстане строить надо. У нас 3,5 млн машин в эксплуатации, из них 2 млн старше 18 лет. Пройдет 5 лет и их станет 2,5 млн. Ни в одной стране эта машина к такому времени не сможет пройти техосмотр. Сегодня это урон экологии и безопасности. Нам придется делать систему утилизации и, соответственно, утилизационный сбор придется вводить. Что касается сроков, пока конкретных дат обозначить не могу, поскольку предстоит подготовить комплекс мер.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.