Туризм в Казахстане был определен в качестве одной из приоритетных отраслей Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. Действующей программой по развитию туризма в стране является Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии на 2010-2014 годы, утвержденная в октябре 2010 года. В настоящее время АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ) разработал проект Концепции развития туризма РК до 2020 года.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с Карлыгаш Алтаевой, директором центра индустрии туризма АО «КИРИ», чтобы узнать более подробно о состоянии дел в этой отрасли.
- На каком уровне развития сейчас находится туризм в Казахстане?
- Согласно глобальному индексу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий, Казахстан на сегодняшний день находится на 88-й позиции из 140 стран . Казахстанский туризм продвинулся на пять позиций по сравнению с 2011 годом. При условии реализации мер, обозначенных в проекте концепции, которые позволят решить вопросы облегчения визового и миграционного режима, развития транспортной инфраструктуры и создания туристической инфраструктуры, Казахстану удастся занять 60-ю строчку данного рейтинга уже к 2020 году.
- Сколько иностранных туристов посещают Казахстан сегодня?
- Существует несколько способов определения количества туристов, посетивших нашу страну. К примеру, по въездному туризму за I полугодие 2013 года мы можем определить количество туристов по данным туркомпаний, которыми было обслужено 156,9 тыс. человек. Но с развитием современных технологий не всегда туристы пользуются услугами турфирм, а предпочитают организовывать свои туры самостоятельно.
По данным Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК количество иностранных граждан, въехавших в страну с целью делового туризма и отдыха составило 3,2 млн человек, большинство из которых являются трудовыми мигрантами из Республики Узбекистан и Кыргызской Республики.
В международной практике определение количества туристов осуществляется по числу обслуженных в гостиницах и других местах размещения, поскольку туристом считается человек, находившийся в стране пребывания не менее 24 часов с ночевкой. Поэтому в системном плане развития туризма в РК именно этот индикатор использовался при расчете модели роста туризма до 2020 года. В I полугодии 2013 года в Казахстане число обслуженных в местах размещения составило 1,5 млн человек.
- Каким образом различные программы по развитию туризма повлияют на увеличение посещений Казахстана иностранными туристами?
Анализ текущей ситуации обозначил положительные тенденции в отрасли, связанные с увеличением количества мест проживания, направлений и плотности авиасообщений, туристских потоков. В то же время надо признать, что с момента объявления туризма в качестве приоритета в Стратегии-2030 ни на уровне государства, ни на уровне бизнеса не было сделано значительных шагов по достижению международной конкурентоспособности данной отрасли.
Анализ международного опыта стран на аналогичном этапе развития показывает, что активное развитие туризма без активного участия государства невозможно. Во всех успешных примерах (Испания - 1950-е гг, Мексика – 1970-е гг., Египет, Дубаи, Марокко, Малайзия и Турция – 1980-90-е гг, Россия и Абу-Даби – 2000-е гг.) именно государство на основе политической воли высшего руководства создает однозначный приоритет для туризма в нормативной сфере, выступает активным первоначальным инвестором в новые курортные зоны, финансирует создание инженерно-транспортной и «мягкой» инфраструктуры, занимается рекламой и продвижением страны как туристского направления.
- Поэтому в программе по развитию туризма в РК определяется перечень мер, направленных на развитие отрасли, на усиление ее инвестиционной привлекательности.
Как следствие, успешная реализация этих программ приведет к увеличению потока туристов. Такие меры, к примеру, как усовершенствование и сокращение по продолжительностипроцедуры получения визы, облегчение миграционного режима, сделают Казахстан более привлекательным местом для посещения.
Сюда же можно отнести снижение стоимости авиабилетов, разработку маркетинговой стратегии и позиционирования страны как туристской дестинации на международном рынке туризма, так как сейчас большинство иностранных граждан не знают о туристских возможностях Казахстана. Создание новых проектов будет способствовать развитию различных туристических предложений, ориентированных на потребности разных категорий туристов.
К примеру, предлагаемые нами меры по развитию транспортной инфраструктуры вошли в проект Государственной программы развития инфраструктуры до 2020 года Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Надеемся, что они останутся в утвержденной версии данной госпрограммы и будут успешнореализованы.
В целом, по нашим прогнозам, реализация Концепции развития туристической отрасли до 2020 года приведет к троекратному увеличению объема въездного и внутреннего туризма.
- Какие места наиболее привлекательны для туристов в Казахстане?
- Если говорить о въездном туризме, то наиболее посещаемыми являются Алматы и Астана и их окрестности, ввиду наличия крупных международных аэропортов и активного развития делового туризма. Также деловые туристы посещают Западный Казахстан как центр развития нефтяного сектора РК.
По специальным интересам можно выделить Аксу-Жабаглинский и Коргалжынский государственные природные заповедники как особо привлекательные места для орнитологов. Активные и экотуристы посещают горные районы и особо охраняемые природные территории Алматинской и Восточно-Казахстанской областей.
Незначительная доля туристов в сравнении с другими регионами посещает Карагандинскую область. В основном это либо экотуристы, либо любители советского наследия. Россияне чаще посещают Бурабай и Баянаул, Зеренду и иные места отдыха недалеко от северных границ республики.
Сами казахстанцы в пределах своей страны предпочитают отдыхать в основном в Бурабае, Баянауле, на Алаколе, Балхаше, в местах отдыха Алматинской области, Южного Казахстана. Если говорить о лечебно-оздоровительном туризме, то это главным образом санатории Северного, Восточного и Южного Казахстана.
- Какую инфраструктуру готов построить Казахстан для развития туризма?
- Специалистами нашего института были предложены меры по развитию воздушного транспорта. В первую очередь расширение аэропортов в Астане, Алматы и Шымкенте, а также сооружение аэропортов в курортной зоне отдыха Кендерли Каракиянского района Мангистауской области и поселке Улькен Нарын Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, усовершенствование аэропортов в Усть-Каменогорске и Актау.
Немаловажным является и развитие железнодорожного транспорта. В рамках разработанного проекта концепции предложено усовершенствование инфраструктуры существующих железнодорожных вокзалов в Астане, Алматы, Актау, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Кызылорде, Шу, Щучинске, Капшагае, Байконуре, поселке Жанаозен, а также пограничных станций, пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и в других кластерных центрах и ключевых местах туристического интереса.
В рамках развития автомобильного транспорта был представлен перечень дорог, подлежащих реконструкции, а также план усовершенствования инфраструктуры центральных автовокзалов поселка Бурабай, Щучинска, Караганды, Алматы, Капшагая, Усть-Каменогорска, Риддера, Кызылорды, Байконура, Шымкента, Тараза и Актау.
Для развития внутреннего туризма рекомендуется определение и внедрение стандартов качества местных услуг такси, учитывающих обеспечение остановок с указателями для такси, автомобилей, обозначенных знаками такси.
Также предлагается разработать программы развития уличной инфраструктуры (указателей и вывесок, тротуаров, малых архитектурных форм, общественных туалетов, элементов благоустройства для людей с ограниченными возможностями) в крупных городах, кластерных центрах, центрах существующих курортных зон на основе современных стандартов.
К мерам развития мягкой инфраструктуры относятся создание:
- визит-центров, предоставляющих бесплатную туристическую информацию о возможности бронирования, приобретения сувениров, книг и карт;
- туристических указателей в основных местах достопримечательностей, в гостиницах и других местах размещения, аэропортах, на железнодорожных вокзалах, центральных автовокзалах, в портах;
-карт дестинации, предлагающих пакет туристских достопримечательностей, услуг и продуктов дестинации и др.
- Какие крупные курорты намерены построить и развивать в Казахстане в ближайшие 15 лет? Какой объем средств для этого необходим?
- В настоящее время нами разработаны системные планы развития туризма Боровской курортной зоны Акмолинской области, зоны отдыха Кендерли в Мангистау, горнолыжных курортов близ г. Алматы и Мастер-план кластерной программы развития туризма Восточно-Казахстанской области.
По данным планам определены точки роста туризма – 4 международных и более 20 региональных проекта, и на основе концентрации мест туристического интереса были определены пять национальных туристических кластеров и разработаны концепции пяти ключевых туристских кластеров страны, к которым относятся:
1) кластер Астана (в него вошли Астана, Акмолинская область, юго-западная часть Северо-Казахстанской, западная часть Павлодарской и северо-восточная часть Карагандинской областей),
2) кластер Алматы (часть Алматинской области и сам город Алматы как центр кластера),
3) кластер Восточный Казахстан (северные и восточные части ВКО),
4) кластер Южный Казахстан (центральные и восточные части Кызылординской области, южная часть Южно-Казахстанской и юго-западная часть Жамбылской областей),
5) кластер Западный Казахстан (Мангистауская область с центром кластера в Актау).
Города Астана и Алматы будут позиционироваться в качестве центров делового туризма. Наряду с этим, Алматы станет центром международного горного туризма. Астана, с окрестностями и Боровской курортной зоной, станет центром кочевой культуры и разнообразия степи.
Восточно-Казахстанский кластер «Мир чудес природы» будет являться центром развития экологического туризма, Южно-Казахстанский кластер «Сердце Великого Шелкового пути» – центром культурного туризма. Основным турпродуктом Западно-Казахстанского кластера «Каспийская Ривьера» будет пляжный туризм.
По каждому кластеру, проекту и продукту проведены исследования рынков, и доказана их перспективность. Наши потенциальные рынки – это прежде всего растущий внутренний рынок, а также Россия, Китай, Европа и Ближний Восток.
- Намерен ли Казахстан привлекать инвесторов в сферу развития туризма?
- В проекте концепции предлагаются меры по созданию привлекательного инвестиционного климата в Казахстане посредством создания специальных туристических зон (СТЗ) по примеру специальных экономических зон с особым правовым режимом, применяемым для реализации туристических проектов, обеспечения механизма эффективного управления СТЗ и обслуживания инвесторов по принципу «одного окна» и иных мер.
Для реализации проекта концепции мы предложили создание национальной компании по развитию туризма. B примерах с такими условиями государство решало активно создавать новое предложение в туризме путем централизованного создания курорта «с нуля». Как правило, государство создавало для этих целей национальную компанию, деятельность которой носила квази-коммерческий характер.
Например:
1. Мексика. В 70-хх гг. Правительством был создан Национальный фонд развития туризма – FONATUR, основной задачей которого стало развитие «с нуля» пяти крупнейших пляжных курортных зон Мексики – Канкун, Инкара, Лос Кабос, Хуатулько и Лорето.
2. Марокко. В начале 2000-х гг. новый король Марокко Мохаммед VI заново утвердил статус туризма как стратегического сектора экономики под названием Vision-2010 - план по строительству «с нуля» 6-ти новых прибрежных курортных зон (план Азур). Для реализации этого агрессивного плана в 2007 г. была создана национальная компании по инвестированию в инфраструктуру туризма SMIT.
3. Малайзия. В 1990 г. было создано Агентство по развитию Лангкави (LADA), крупнейшего нового пляжного курорта Малайзии и при нем – фонд развития туризма. Основными направлениями Агентства являются продвижение Лангкави как туристского направления, развитие инфраструктуры, привлечение и помощь частным инвесторам.
4. Абу-Даби. В 2006г. была создана Компания по развитию и инвестициям в туризме (TourismDevelopmentandInvestmentCompany). Правительство эмирата выделило в виде грантов около 3 млрд. долларов США, на основе чего компания привлекла значительные заемные средства за рубежом.
Во всех вышеперечисленных примерах государство выделяло значительные средства в собственный капитал этих специализированных структур. Все эти примеры можно назвать успешными, как с точки зрения мощного толчка для развития туристской отрасли в стране, так и с учетом возврата государственных инвестиций.
Среди текущих общих мер, направленных на привлечение инвесторов, можно выделить проведение различных роуд-шоу, презентаций инвестиционных проектов, участие в инвестиционных форумах и зарубежных выставках с целью поиска и привлечения потенциальных инвесторов.
- Какие средства намерены выделить на развитие туризма в РК в ближайшие годы?
С учетом данных проектов общий объем инвестиций до 2020 года в туризм ожидается на уровне 10 млрд. долларов США (включая транспортную инфраструктуру), из которых от 30 до 40% необходимо профинансировать из государственных источников. При этом 50% от вложенных государственных средств будет осуществляться на возвратной основе.
- Для достижения поставленных целей нами подготовлен проект Концепции развития туристической отрасли Республики Казахстан до 2020 года, в рамках которого определены меры по форсированному развитию отрасли туризма, предложена кластерная модель развития туризма с обозначением пяти национальных туристических кластеров и национальных туристических проектов.
- Каких результатов удастся добиться Казахстану в области развития туризма?
- Согласно проведенным исследованиям текущей ситуации и потенциала развития туризма в Казахстане, к 2020 году мы ожидаем увеличения потока иностранных и местных туристов, и доходов от туристской деятельности в 3 раза. Это около 8,2 млн туристов и $9,9 млрд доходов.
Также благодаря развитию туризма в республике будут созданы более 111 тыс. новых рабочих мест, в том числе в регионах с низким уровнем социального развития, за счет развития национальных туристических кластеров, реализации проектов, усовершенствования визового и миграционного контроля, иных мер, предусмотренных в проекте Концепции развития туристической отрасли Республики Казахстан.
- Что уже удалось сделать для развития туризма?
- В последние годы, в том числе, я считаю, за счет перехода Комитета индустрии туризма в структуру Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и активной роли первых руководителей министерства в развитии туризма, уже можно видеть какие-то результаты.
Так, была налажена хорошая связь между государством и бизнесом посредством создания активной диалоговой площадки в социальной сети Facebook (группа «Как развить туризм в Казахстане»), где участники обсуждают текущие проблемы, дают рекомендации, предлагают свои идеи, многие из которых были учтены в проекте концепции, обмениваются самыми последними новостями сферы туризма в Казахстане и мире.
В 2012 году были проведены масштабные исследования туристической отрасли как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов (системные планы развития туризма Боровской курортной зоны Акмолинской области, курортной зоны Кендерли, горнолыжной зоны Алматы, а также мастер-план кластерной программы развития туризма Восточно-Казахстанской области).
В рамках системного плана развития туризма в РК была предложена рекомендация по разработке мастер-плана туристификации Астаны и Алматы как ключевых центров развития туризма в стране. И в этом году государство выделило средства на разработку мастер-плана в Астане с учетом проведения «ЭКСПО-2017». Данный проект в настоящее время разрабатывается нашим институтом. Результаты будут представлены в конце текущего года.
Согласно мерам развития, предложенным в проекте концепции, активизировалась работа Совета по туризму при Правительстве РК. Созданы региональные управления туризма в Алматы, Алматинской, Акмолинской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях.
Комитетом индустрии туризма проводится работа по стимулированию развития туризма, в том числе были проведены республиканские конкурсы «Мифы и легенды», «Лучшие региональные стартап-проекты в сфере туризма».
В этом году недавно созданная частная инициатива преобразовалась в проект под названием «Туризм – дело каждого», в рамках которого эксперты отрасли ездят по регионам и проводят бесплатные тренинги для туроператоров, отельеров и просто желающих узнать больше нового и получить советы профессионалов по ведению бизнеса в туризме.