Сегодня в туристском секторе страны накопилось немало проблем, требующих поэтапного решения. О том, как Казахстану создать яркий и запоминающийся страновой бренд, как привлечь туристов в нашу страну и какие барьеры мешают это сделать в интервью «Капитал.kz» рассказал Анатолий Савичев, президент Казахстанской ассоциации въездного и внутреннего туризма.
- Анатолий, расскажите об основных барьерах в развитии отечественного туризма.
- В первую очередь, к основным барьерам я отнесу визовый вопрос. Сегодня получить визу в Казахстан достаточно дорого – примерно $200. Сделать визу проблематично еще и по той причине, что необходимо собрать достаточно большое количество документов. Многие туристы жалуются на тот факт, что получить Шенгенскую визу проще, чем в Казахстан. Это основной сдерживающий барьер. К тому же отменить визу достаточно непросто. Возможно, на это потребуется не один год.
Второй основной барьер на пути к развитию туризма в Казахстане – отсутствие высококвалифицированных кадров в этой отрасли, слабая образовательная база. Университеты, имеющие кафедру туризма, только в год выпускают около 150-200 студентов. Из этих студентов, в среднем, где-то 10-15 человек могут работать в турфирмах. Но и данный факт я бы подверг сомнению. Это связано с тем, что образовательная программа морально устарела, в туристском секторе появляется каждый день что-то новое, и за этим необходимо следить.
Более того, студенты неохотно идут на практику. В туризме теория занимает 15-20%, все остальное – это практика, опыт и желание.
- Возможно, нежелание молодежи идти в туризм сводится к низкой оплате труда? Каков здесь уровень зарплат?
- Уровень зарплат в туризме разный. Менеджер по выездному туризму зарабатывает получше, чем менеджер в какой-нибудь крупной компании. Менеджер по выездному туризму получает 250-300 тыс. тенге. Зарплата специалиста по въездному туризму больше складывается на энтузиазме, чем на материальной стороне. Все потому, что мы видим низкий поток туристов в Казахстан.
- Как сообщает столичная ассоциация туризма, казахстанские визы могут подорожать в преддверии ЭКСПО. Как это повлияет на развитие туризма?
- Одна часть туррынка сегодня борется за отмену виз или снижение стоимости, упрощение оформления, другая часть – за повышение цен. Непонятно, с чем это связано. Если визы подорожают, в Казахстан мало кто приедет. В мире под массовые мероприятия либо отменяют визы, либо упрощают оформление.
- В 2013 году на развитие туризма в Казахстане направили около $10 млрд. Считаете ли вы, что этой суммы достаточно?
- $10 млрд – это достаточно хорошая сумма, и при грамотном применении денежных средств можно развивать туризм. Денежная отдача для турагентств – это посещение выставок за рубежом.
- За рубежом часто проводятся выставки с участием казахстанских стендов, готовятся листовки, тратятся огромные деньги. На ваш взгляд, насколько эффективно участие в них? Что оно дает?
- Казахстанский стенд часто гастролирует, принимая участие в мировых выставках. Например, недавно была выставка в Гонконге. Интерес со стороны мировых туристов, азиатского и европейского рынков все же присутствует. Правда, пока выхлоп от туристов не такой ощутимый, как хотелось бы. В этом случае люди должны «распробовать» направление, так как многие не имеют ни малейшего представления, где находится Казахстан, и какие преимущества он имеет.
Казахстанский стенд последнее время занимает лидирующие места в выставках. Я считаю, что эти выставки способствуют развитию туризма. В ближайшие 4 года, при активных позициях Казахстана на выставках, к нам приедут туристы.
В Комитете индустрии и туризма РК работает команда, которая занимается подготовкой, оформлением стендов. Это команда профессионалов и они трудятся над созданием новых идей, на благо развития нашего туризма.
- Увеличение туристского потока в Казахстан происходит за счет делового туризма. Как исправить эту ситуацию?
- Привлечение деловых туристов в Казахстан – это интересная перспектива. Бизнесмены, приезжая с деловой целью, могут позволить себе несколько дней отдохнуть. Однако большое количество денежных средств предприниматель не потратит, максимум воспользуется 2-3 экскурсиями. Это небольшая прибыль, но изменить ситуацию все-таки можно.
Сейчас ведется активная работа по созданию бренда Казахстана. Нам нужен достойный бренд, который бы подчеркнул главные достоинства нашей страны. Комитет индустрии и туризма в начале этого года объявил конкурс на создание логотипа страны. В ближайшее время конкурс завершится и определится бренд Казахстана.
Я вносил свои предложения по созданию бренда, но не стал в нем участвовать по определенным причинам. За основу моего логотипа был взят тюльпан. На это меня вдохновили тюльпаны в Южном Казахстане, произрастающие в прекрасном месте, – на Красной горке. Сюда приезжают туристы из Европы, интересующиеся экологией. Вместе с тем на логотипе стебель тюльпана выполнен из буквы «К». В каждом лепестке тюльпана отражены направления туризма и основные аспекты: культура, экология, Сары-Арка, верблюды, современная архитектура и города – Алматы и Астана, горнолыжный курорт и курорт Боровое. В середине логотипа сосредоточено солнце. Внизу моего логотипа расположено название «Казахстан – новые горизонты путешествий».
Все знают, что в Турции есть курорт, на Мальдивах отдыхаем, а о Казахстане туристы пока ничего не знают, поэтому я и акцентировал свое внимание на том, что наша страна – это новый горизонт, который нужно открывать.
- В интервью «Капитал.kz» Роза Асанбаева, президент КТА, призвала наших граждан отдыхать на казахстанских курортах. Однако менеджмент на зонах отдыха в Казахстане далек от международного, наблюдаются необоснованно завышенные цены на путевки. Она считает, что пора строить курорт «Кендерли» на Каспии. Согласны ли Вы с этим мнением?
- Полностью поддерживаю слова президента КТА. Я считаю, что наши соотечественники должны отдыхать в Казахстане. Если мы начнем путешествовать по всей стране, у нас будет развиваться туристская инфраструктура. Когда это произойдет, мы полноценно будем принимать иностранных туристов.
В Казахстане мы наблюдаем ситуацию с завышенными ценами на турпродукт. К примеру, многие отели на курорте Боровое работают сезонно, и владельцу одного отеля нужно заработать определенную сумму, чтобы содержать весь основной штат на протяжении 9 месяцев. Если у нас наладится круглогодичность приема туристов, то цены начнут снижаться. Но и этот вопрос под сомнением. Владельцев бизнеса мы не сможем заставить работать себе в убыток.
В Казахстане очень большой туристский потенциал и здесь присутствуют разные виды туризма – активный и приключенческий, экологический. Мы также можем развивать курортное направление. Зона отдыха на Кендерли есть, но я там не был, могу судить только по впечатлениям туристов: кому-то понравился отдых, а кто-то остался недоволен.
В Алматинской области стремятся развить горнолыжный курорт. Я считаю, что это хороший подход, у нас богатый потенциал лыжного туризма. Также сейчас развивается курортная зона Боровое. Последнее время сюда приезжают отдыхать туристы из России. Думаю, что через пару лет Боровое сможет о себе заявить на мировом уровне.
- Как вы относитесь к созданию курорта «Кок-Жайляу»?
- Европейские специалисты могут построить курорт «Кок-Жайляу» с учетом новейших технологий, не нарушив экосистему. Но это будет дорого. Представители организации «Зеленое спасение» считают, что создание курорта «Кок-Жайляу» может нарушить экосистему. Разумеется, какая может быть польза, если мы развернем глобальную стройку.
С другой стороны, Бекжан Идрисов отметил, что не будет никаких коттеджей и заборов, обещал сохранить экосистему. Будет ли так на самом деле, трудно прогнозировать. Общественность должна контролировать процесс реализации проекта. Но необходимость создания качественного курорта в Казахстане все-таки присутствует.
Как лыжнику с большим стажем, мне было бы интересно покататься на новых склонах горнолыжного курорта «Кок-Жайляу». Как человек, который работает в казахстанском туризме, я понимаю, что развитие курорта привлекло бы сюда много туристов.
По моему мнению, население подготавливают к тому, что курорт будет недешевый. Если на «Кок-Жайляу» будут профессиональные трассы дороже на 25-30%, то это терпимо. В то же время европейцам может быть интересен наш курорт при определенных условиях: высокий сервис и трассы на соответствующем уровне.