С момента создания Таможенного союза прошло уже 3,5 года. Благодаря совместной работе Казахстана, России и Беларуси сформирована единая таможенная территория, отменен таможенный контроль на внутренних границах и унифицированы механизмы регулирования торговли. Хотя поначалу мало кто верил в эффективное сотрудничество трех стран-участниц ТС. Одни говорили, что Таможенный союз не принесет особой выгоды для Казахстана, другие – и вовсе предрекали его быстрый распад. Однако время расставило свои коррективы. О работе Таможенного союза и перспективах создания Единого экономического пространства в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал член коллегии – министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.
- Тимур Муратович, чем сегодня занимается Евразийская экономическая комиссия?
- Разработка проекта договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАС) – в настоящее время важнейшее направление деятельности ЕЭК. Эта работа должна быть завершена не позднее начала 2014 года, с тем, чтобы уже с 1 января 2015 года ЕАС начал функционировать.
Для разработки этого документа создана соответствующая рабочая группа. В ее состав вошли представители государственных органов Беларуси, Казахстана и России. Предполагается, что в проект договора будут включены актуальные элементы нормативно-правовой базы ЕврАзЭС. В том числе касающейся энергетики, транспорта, социальной сферы, а также гуманитарного сотрудничества.
В документе должны быть определены направления дальнейшего развития интеграционного процесса от ЕЭП к полноформатному экономическому союзу с возможным указанием сроков выхода сторон на достижение соответствующих договоренностей.
- На что делается упор в первую очередь?
- Важнейшим элементом Евразийского экономического союза должен стать общий финансовый рынок государств ЕЭП. На повестке дня стоит задача гармонизации национальных законодательств стран-участниц ЕЭП. Это определит подходы по регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами и по гармонизации лицензионных требований к участникам финансового рынка.
В том числе установлению единых требований к осуществлению сделок и заключению договоров на финрынке, по согласованию единых требований по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг, по гармонизации надзорных требований и порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка.
Однако снятие нормативных барьеров не гарантирует свободное передвижение капитала. Барьеры могут возникать и из-за асимметричной информации между национальными участниками из стран ЕЭП. В этой связи огромное значение приобретают повышение прозрачности финансового рынка, создание интегрированного информационного пространства.
Евразийская экономическая комиссия считает необходимым к 2015 году разработать стратегию развития финансовых рынков государств-участников ЕЭП. Это позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику стран в области развития финансовых рынков.
С созданием интегрированного финрынка возникнет необходимость его регулирования на макроуровне. А потому актуальное значение приобретает создание наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕЭП. Предполагается, что данный вопрос будет рассмотрен вместе с запуском Евразийского экономического союза в 2015 году.
К 2020 году планируется завершить процессы гармонизации национальных законодательств в области финансовых услуг, обеспечить допуск на финрынок профессиональных участников-нерезидентов через процедуру взаимного признания национальных лицензий и завершить создание интегрированного финансового рынка.
- Влияет ли членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) на согласованную экономическую политику стран Таможенного союза?
- Российская Федерация первой из стран ЕЭП стала членом ВТО. 22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. Одновременно с этим документом вступил в силу договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы. Согласно ему, обязательства, принятые Россией в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к компетенции органов Таможенного союза, становятся частью правовой системы ТС.
Основной канал влияния российского членства – таможенно-тарифное регулирование. Евразийская экономическая комиссия как наднациональный регулирующий орган Таможенного союза проводит работу по реализации тех обязательств, которые находятся в ее компетенции. В сфере торгового регулирования – это в первую очередь изменение единого таможенного тарифа и установленных импортных квот в соответствии с обязательствами РФ и введение мер защиты рынка в соответствии с правилами ВТО.
23 августа 2012 года введен в действие единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), актуализированный в соответствии с тарифными обязательствами Российской Федерации в ВТО. Средневзвешенная ставка новой редакции ЕТТ ТС составила 7,5-7,8%.
Казахстан практически завершил переговоры по присоединению к ВТО. Предполагается, что в 2013 году страна станет полноправным членом этой международной организации. После присоединения РК к ВТО перед ЕЭК встанет задача не только выполнения обязательств перед членами организации двух государств-членов ТС/ЕЭП, но и координации переговорных позиций России и Казахстана, а также интересов Беларуси на переговорах и заседаниях рабочих органов ВТО.
Что касается исполнения Российской Федерацией своих обязательств перед ВТО, необходимо понимать, что они весьма объемны и разноплановы. А их одномоментная фиксация в национальном законодательстве и исполнение на практике всегда бывают проблематичными. Уверен, что после небольшого адаптационного периода все обязательства по ВТО будут отражены в законодательстве РФ и в случае необходимости – ТС.
- Много ли расхождений в национальных таможенных законодательствах Беларуси, России и Казахстана? Насколько они мешают интеграции таможенных служб?
- На сегодняшний день в Таможенном кодексе ТС действует свыше 330 отсылок на национальное таможенное законодательство государств-членов ТС. Таможенные службы сторон прописывают нормы отсылок по компетенции, данной Таможенным кодексом ТС в зависимости от национальных особенностей своего государства.
Однако прописанные расхождения не будут содействовать интеграции ни таможенных служб, ни бизнесу трех государств. В первую очередь видится работа по интеграции служб, в которой таможенники сторон должны вести постоянную работу по унификации законодательств, упрощая жизнь и предпринимателям, и себе самим.
- В ближайшие два года ЕЭК планирует фактически заново переписать Таможенный кодекс ТС. Что именно будет предпринято для сближения законодательства и сокращения количества различных норм?
- Работа над внесением изменений в Таможенный кодекс ТС уже ведется и в настоящий момент подготовлен проект протокола в Таможенный кодекс, который активно обсуждается рабочей группой. Но до конца эта работа еще не завершена, и говорить о ее результатах пока преждевременно.
- Какие страны уже выразили заинтересованность в присоединении к ТС?
- Наибольшего прогресса в этом вопросе в настоящий момент достигли Кыргызстан и Украина. 29 мая этого года в Астане президенты Беларуси, Казахстана и России приняли решения, одобряющие проекты меморандумов об углублении взаимодействия между ЕЭК с Кыргызстаном и Украиной. Они фактически предоставляют этим странам статус наблюдателей в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Кроме того, обсуждаются перспективы сотрудничества Молдовы с Таможенным союзом и возможности ее участия в евразийском проекте. Руководством Армении также рассматриваются перспективы участия в евразийском проекте. В частности, в начале декабря 2012 года состоялись рабочие встречи руководства ЕЭК с Сержом Саргсяном, президентом Армении, и премьер-министром Тиграном Саркисяном. По их итогам стороны отметили заинтересованность в продолжении диалога, в том числе в создании площадки постоянного взаимодействия по вопросам торгово-экономического сотрудничества.
- Когда, на ваш взгляд, Кыргызстан может вступить в ТС?
- Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС была начата работа по вопросу о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу. В июне 2012 года состоялись переговоры между ЕЭК и Правительством Кыргызстана. По итогам совместной работы сторонами согласован проект плана мероприятий по вопросу присоединения КР к ТС, а также актуализирован состав рабочей группы с представителями Кыргызстана.
Этот план мероприятий предусматривает проведение экспертной работы по изучению законодательства и международных обязательств Кыргызстана на предмет их соответствия нормативно-правовой базе ТС, по результатам которой к августу этого года планируется подготовить проект «дорожной карты» по присоединению КР к ТС для внесения на рассмотрение Совета ЕЭК в ноябре 2013 года.
- Что, на ваш взгляд, способна дать ТС страна со слабой экономикой и нестабильностью?
- Присоединение Кыргызстана к ТС и ЕЭП увеличит рынок ТС. Кроме того, оно создаст предпосылки для вступления Таджикистана и продвижения наших экономических интересов в регионах Южной Азии – Афганистане, Пакистане, Индии. Однако, на мой взгляд, Кыргызстану целесообразно ускорить вступление не только в ТС, но и в ЕЭП. Это будет способствовать активизации интеграционного сотрудничества государств ЕЭП в энергетической сфере. Расширятся возможности для решения вопросов рационального использования водно-энергетических ресурсов в регионе, строительства крупных гидроэнергетических объектов в КР. Также это позволит решить вопросы углубления взаимодействия наших стран в аграрной сфере, создания межгосударственных кластеров, совместных предприятий в отраслях агропромышленного комплекса.
- Тимур Муратович, как показал мировой финансовый кризис, экономики развивающихся стран по отдельности не имеют достаточного запаса прочности. В этой связи возникает вопрос: «Будет ли и каким образом ЕЭП способствовать преодолению возможных кризисных процессов в мире?»
- В современном мире перспективы развития любой страны зависят от того, насколько она сумеет эффективно встроиться в систему мирохозяйственных связей и использовать в целях обеспечения экономического роста потенциал международного разделения труда. И региональная интеграция – один из способов решения данной задачи.
В этом плане мы рассматриваем интеграцию рынков стран ЕЭП как ответ на вызовы глобализации. Интеграционный эффект с точки зрения участников процесса в первую очередь связан с повышением глобальной конкурентоспособности. За счет расширения масштабов деятельности, рационального использования ресурсов стран, роста эффективности производства, а также возможности консолидировано обеспечивать финансовую стабильность и противостоять негативному влиянию внешней среды.
Синергетика всех обозначенных факторов должна дать дополнительный импульс экономическому росту на региональном и международном уровнях. А это весьма важно в свете проблем мировой экономики.
- Согласны ли вы с мнением, что за созданием Таможенного союза и формированием ЕЭП последует объединение стран-участниц в Евразийский союз?
- Создание Евразийского экономического союза определено как поэтапный процесс. Первый этап – это ТС, подразумевающий единую таможенную территорию. В Декларации глав государств от 18 ноября 2011 года президенты Беларуси, Казахстана и России констатировали успешное функционирование Таможенного союза и заявили о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. ЕЭП подразумевает общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, на котором проводятся согласованные торговая, таможенная и другие политики.
Для выполнения поставленных задач по созданию ЕЭП в ноябре 2011 года была учреждена ЕЭК. В дальнейшем ЕЭП трансформируется в Евразийский экономический союз. Следует отметить, что переход от этапа к этапу должен быть обусловлен фактическим достижением специфических целей каждого этапа, а не жесткими датами.
- Возможно ли на территории ЕАС внедрение единой валюты? Какую роль она будет выполнять?
- О создании единой валюты сейчас говорить пока рано. Для этого еще нет объективных экономических предпосылок. Сегодня необходимо решать задачи по проведению нашими странами согласованной валютной политики.
В частности, на повестке дня стоят вопросы по повышению роли национальных валют государств-участников ЕЭП во внешнеторговых и инвестиционных операциях. Обеспечение взаимной конвертируемости валют стран-участниц ЕЭП снизит издержки по конвертации за счет исключения посреднических валют – доллара и евро.
Валютный союз – высшая форма экономической интеграции. Но для реализации этого проекта необходимо сначала выйти на согласованные действия в макроэкономике, валютной политике, формирование к 2020 году условий функционирования единого рынка финансовых услуг. Только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне интеграции наших стран.
- К 2015 году должна быть завершена кодификация нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Как идет работа в этом направлении? Успеете ли вы завершить все формальности в заявленные сроки?
- В 2012 году начата работа по кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП. В кодифицированном договоре должны найти отражение положения, направленные на завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Включая полную ликвидацию оставшихся барьеров на пути их свободного перемещения, а также проведение скоординированных политик в ключевых областях экономики наших стран в целях формирования к 2015 году Евразийского экономического союза.
14 марта 2013 года решением Совета ЕЭК № 18 утвержден план мероприятий по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. К концу 2014 года он предполагает его подписание на заседании Высшего Евразийского экономического совета и в последующем проведение в государствах-членах ТС и ЕЭП внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. На текущий момент вся работа идет полностью в соответствии с данным планом, никаких отклонений не выявляется.
- Как известно, ЕЭК подготовила проект договора о едином товарном знаке ЕЭП. Когда этот документ будет принят и что он даст?
- Этот проект договора одобрен Коллегий и Советом Комиссии ЕЭК и направлен сторонам для проведения внутригосударственных процедур. Планируется дополнительно рассмотреть проект договора на Совете ЕЭК в сентябре этого года и вынести его на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. На первом этапе, естественно, не будет наднационального ведомства, ограничимся едиными правилами регистрации товарных знаков ЕЭП.
Договор о товарных знаках ЕЭП – это единый отраслевой закон, в котором подробно, пошагово расписывается процедура регистрации товарного знака ЕЭП. Расхождения на уровне понятийного аппарата и процедуры регистрации в ТС и ЕЭП будут начисто исключены.
Процедура рассмотрения заявки будет выглядеть следующим образом: документы подаются в национальное патентное ведомство, которое рассылает их в патентные ведомства государств других сторон. Срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев. Единый реестр товарных знаков ЕЭП будет в открытом доступе. Для заявителей такой порядок означает экономию времени, денег и просто физических сил.
Это будет один из первых отраслевых законов в ЕЭП, после Таможенного кодекса ТС, действующих одинаково во всех трех странах. В настоящее время стороны сняли главное разногласие по порядку уплаты пошлины при регистрации товарного знака ЕЭП. Стоимость такой регистрации будет дешевле тех издержек, которые сегодня несет заявитель при регистрации товарного знака в соответствующих органах трех стран.
Только в Роспатенте процедура от принятия документов до выдачи свидетельства на товарный знак может занимать 1,5-2 года. Сейчас за регистрацию товарного знака уплачивается в общей сложности 9 пошлин, по 3 в каждой стране: это пошлина за прием заявки, за рассмотрение по существу, за регистрацию товарного знака. Вместо 9 пошлин мы оставляем 5. В будущем целесообразно задуматься о создании единого патентного органа.