Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Эксперты
  3. Как управлять рисками в логистике?

Как управлять рисками в логистике?

Непредвиденные ситуации, которые возникают в процессе перевозки грузов, могут привести к финансовым и репутационным потерям

Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Непредвиденные ситуации, которые возникают в процессе перевозки грузов, могут привести к финансовым и репутационным потерям. С какими рисками сталкиваются грузовладельцы и как ими управлять, рассказывает Рената Зобова, директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Казахстане.

В контексте грузоперевозки риск — это вероятность возникновения негативных последствий, связанных со сбоями в процессах перевозки и логистики. Наиболее значимые риски в этой сфере — операционные, финансовые, правовые, экологические.

Операционные риски

Операционные риски возникают непосредственно в процессе перевозки и осуществления логистических операций. Их можно разделить на шесть категорий.

1. Дорожные происшествия и другие задержки в пути. ДТП, пробки на дорогах, неожиданные остановки, поломки транспортного средства, неблагоприятные погодные условия — последствия таких ситуаций затрагивают всех участников процесса перевозки.

2. Ошибки в документах. Неверные сведения в документах могут стать причиной задержек при разгрузке, что, в свою очередь, приводит к нарушению бизнес-процессов (задержкам, убыткам в связи с порчей груза). Более серьезные последствия могут возникнуть, если не соблюдаются законодательные нормы и правила. Особенно это касается специфических грузов, таких, например, как этиловый спирт. Неправильное оформление документов в данном случае может привести к конфискации груза и даже возбуждению уголовного дела против перевозчика.

3. Утрата или повреждение груза. Утрата груза, как правило, подразумевает его кражу — это может произойти как во время транспортировки, так и на складе. Повреждение груза может быть связано с неаккуратной погрузкой и транспортировкой.

4. Технические проблемы. Как правило, они возникают из-за сбоев и ошибок в программном обеспечении компаний, участвующих в логистическом процессе — от грузоотправителя до оператора склада. Кроме этого, к подобным рискам стоит отнести поломку техники, используемой при погрузочно-разгрузочных работах. Неполадки могут вызвать серьезные задержки.

5. Ненадежные партнеры. Неисполнение обязательств по перевозке грузов — серьезный риск, который может стать причиной репутационных и финансовых потерь.

6. Нехватка ресурсов. К серьезным последствиям — вплоть до остановки бизнес-процессов — может привести нехватка водителей или транспорта, а также специалистов в области логистики. Дефицит кадров особенно остро ощущается в отношении складских работников и водителей.

Человеческий фактор

Основная причина реализации операционных рисков — человеческий фактор. Его можно разделить на две категории:

● ошибки работников, возникающие по неосторожности. Даже когда сотрудники являются профессионалами в своей области, они могут допускать ошибки из-за излишней самоуверенности или недооценки рисков;

● недостаточная квалификация персонала. Работники, занимающиеся логистикой и транспортировкой, не всегда обладают необходимыми знаниями и навыками для выполнения своей работы. Это особенно актуально для небольших компаний.

Финансовые риски

Основной финансовый риск — это кассовый разрыв, то есть временный недостаток средств для ведения текущей деятельности и совершения обязательных платежей. Он может возникать, если заказчики не платят в установленный срок, а также при незапланированных расходах. Избегать кассовых разрывов помогают грамотное планирование бюджета и работа с надежными заказчиками, которые не нарушают сроки оплаты, прописанные в договоре.

Классификация рисков

У стратегии управления рисками в логистике три цели: минимизировать любые риски, обеспечить сохранность груза и соблюсти сроки доставки. При формировании стратегии нужно классифицировать риски в зависимости от вероятности возникновения: она может быть низкой, средней или высокой. Затем необходимо оценить потенциальный ущерб от каждого вида риска, включая материальные, экологические и репутационные потери. В итоге получается матрица рисков, которая позволяет визуализировать все возможные негативные сценарии. Она может быть представлена в виде таблицы. С такой визуализацией проще обеспечить системный подход к управлению рисками. И в первую очередь необходимо сосредоточиться на рисках, которые имеют наибольшую вероятность возникновения и приведут к серьезному ущербу.

Подходы к управлению рисками

Стратегию управления рисками можно выстроить, сочетая четыре подхода:

●     избежать,

●     снизить,

●     передать,

●     принять.

Первый — избегать рисков там, где это возможно. Это значит - выбирать безопасные маршруты для перевозки, работать только с надежными партнерами и тщательно проверять перевозчиков. Важными мерами в рамках устранения рисков являются грамотная упаковка грузов, а также обучение персонала по работе с опасными материалами.

Второй подход предполагает минимизацию тех рисков, которые невозможно полностью исключить. Действенные способы сократить вероятность возникновения рисков — внедрение технологий, уменьшающих влияние человеческого фактора, и регулярное обучение персонала. Например, можно документировать все операции в двойном экземпляре, чтобы избежать потерь данных. Это может быть одновременно и электронная, и бумажная версия документов: в случае утери одного из форматов — останется запасной вариант.

Однако даже при самом внимательном отношении к рискам есть такие, которые невозможно ни избежать, ни сократить. В таких случаях можно передать их на аутсорсинг — это третий подход к управлению рисками. Он подходит для тех компаний, которые не хотят заниматься управлением рисками и нести потенциальные убытки, но готовы передать ответственность другим.

Есть два основных способа передачи рисков на аутсорсинг.

●     Страхование. Грузовладелец передает все риски страховой компании, фактически снимая с себя бремя ответственности.

●     Аутсорсинг — передача функции перевозки грузов специализированным компаниям, которые возьмут на себя риски. Передавая груз экспедиторским компаниям, грузовладелец перекладывает на них ответственность за все аспекты перевозки, включая оформление документов.

Однако существуют риски, которые невозможно избежать, снизить или передать. Их нужно принимать как часть своей бизнес-стратегии. Это четвертый подход в управлении рисками.

Для контролирования рисков необходимо проводить регулярные проверки и аудиты, что позволяет актуализировать стратегию управления рисками в соответствии с изменениями текущей ситуации, а также в обязательном порядке использовать современные технологии, позволяющие не только управлять рисками, но и минимизировать и контролировать их.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram