USD
467.29₸
+2.010
EUR
501.03₸
+1.830
RUB
5.35₸
+0.020
BRENT
85.09$
BTC
61934.90$
+33.600

Как технологии помогают преодолеть дефицит кадров в логистике

Это проблема большинства компаний из стран Центральной Азии и СНГ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Рост зарплат в логистике — мировой тренд, а дефицит кадров в отрасли — проблема большинства компаний из стран Центральной Азии и СНГ в целом. Как противостоять этим вызовам, используя имеющиеся в стране технологии для автоматизации грузоперевозок?

Проблема дефицита кадров в логистике Казахстана обсуждалась в правительстве страны в конце 2023 года. По данным Министерства транспорта РК, общая потребность в специалистах для транспортной отрасли составляла около 13,8 тыс. человек. Одна из причин такого положения дел — недостаточное количество студентов, обучающихся по профильным специальностям. По информации Минтранспорта, в конце 2023 года около 2,5 тыс. человек находились на обучении, из которых 1 730 получали образование на средства гранта.

Кадры для транспортной отрасли готовят 20 колледжей и 11 вузов. Количество обучающихся ежегодно сокращается на 20%. Поэтому обсуждается возможность увеличить количество образовательных грантов для подготовки специалистов отрасли. 

Рост зарплат и дефицита в отрасли

Стоимость труда в логистике продолжает расти во всем мире, говорится в исследовании ассоциации управления цепочками поставок (ASCM). В среднем зарплаты в отрасли в 2024 году выше на 8%, чем в 2023-м. В США средний доход специалистов цепочек поставок составляет 103 тыс. долларов в год (8,6 тыс. долларов в месяц).

В России по итогам первого квартала 2024 года количество вакансий в транспорте и логистике увеличилось на 91%, а средняя зарплата выросла на 12%. Около 16% российских компаний отрасли признались, что испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов.

В Казахстане за последний год не проводилось масштабных исследований проблемы дефицита кадров в логистике и способах его преодоления. Но ситуация в РК аналогична той, которая наблюдается в соседних странах. Там более трети (35%) руководителей логистических компаний в ближайшее время ожидают роста товарооборота на 10-20%, что может потребовать расширения штата. Основными способами преодоления кадрового голода 38% респондентов считают оптимизацию процессов, еще около 19% надеются на автоматизацию и роботизацию. Меньшее число руководителей рассчитывают, что смогут привлекать кадры с помощью пересмотра систем мотивации (17%) и повышения зарплат (11%). Как видно, приоритет отдается оптимизации и автоматизации — двум взаимосвязанным процессам.

Логистам помогут технологии?

Уже сегодня грузовладельцы, перевозчики, экспедиторские компании могут автоматизировать свои процессы без существенных инвестиций — с помощью облачных сервисов, представленных на рынке Казахстана. Такая оптимизация снимет избыточную нагрузку на логистов и снизит потребность в найме новых специалистов даже при расширении бизнеса. Приведу несколько наиболее актуальных примеров.

  1. Поиск надежных партнеров. Логистические ИТ-платформы помогают пополнять базу проверенных перевозчиков, не прибегая к утомительному и ресурсоемкому парсингу — сбору информации из интернета. Перевозчики, в свою очередь, быстрее находят грузы в интересных для себя направлениях. Благодаря рейтингам и отзывам участники биржи грузоперевозок могут оценить благонадежность друг друга.
  2. Автоматический расчет цены. Агрегаторы грузоперевозок автоматически рассчитывают стоимость доставки по определенному маршруту конкретным видом транспорта. Алгоритмы системы позволяют определить нижнюю границу цены, до которой уместно торговаться. Логистические ИТ-платформы ежедневно анализируют цены, позволяя быстро определить среднюю цену заказа в зависимости от направления, типа транспорта, особенностей груза и множества других показателей. Трудоемкий «ручной» мониторинг цен больше не нужен.
  3. Участие в торгах. На логистической ИТ-платформе можно проводить торги в автоматическом режиме. Технологии позволяют логисту настроить бота так, чтобы тот понижал ставку и останавливался в нужный момент. Например, когда будет достигнут порог оптимальной стоимости.
  4. Выбор подрядчика. Экспедиторские компании могут автоматизировать выбор исполнителя заказа, который получен от грузоотправителя. Аукцион можно провести на своей площадке в рамках биржи грузоперевозок или сразу автоматически отправить заказ конкретному перевозчику.
  5. Безопасность. Благодаря встроенным алгоритмам на логистической ИТ-платформе можно проверить добросовестность перевозчиков. Система позволяет оперативно отслеживать информацию о новых перевозчиках, а также проверять старых, в случае, например, смены владельца аккаунта или изменения стиля активности в ИТ-системе. Некоторые логистические платформы имеют системы скоринга, которые способны определить надежность потенциального исполнителя за несколько минут.
  6. ЭДО. Использование системы электронного документооборота позволяет значительно упростить процедуры обмена документами между всеми участниками процесса грузоперевозки. Онлайн-доступ к документам есть даже у водителей.
  7. Мобильное приложение водителя. Благодаря мобильному приложению водитель имеет доступ к документам и может оперативно связаться с логистом в случае возникновения проблем, а грузоотправитель — видеть статус и местоположение своего груза в режиме реального времени.
  8. Система управления логистикой. У каждого участника ИТ-платформы есть личный кабинет. Фактически это персональная система управления грузоперевозками, где хранится вся информация о заказах, партнерах, документах. В этом разделе можно не только общаться со всеми участниками процесса грузоперевозок, но и использовать инструменты аналитики, настроенные под конкретные задачи. Можно генерировать нужные отчеты и анализировать различные показатели, чтобы, например, оптимизировать процессы и делать прогнозы.

Таким образом, облачные логистические сервисы — это возможность оцифровать логистические процессы и управлять ими в режиме одного окна. Важно, что в рамках единого цифрового поля данные вводятся в систему только один раз и распространяются на все процессы. Это делает операции более быстрыми и прозрачными, позволяя быстро анализировать каждую из них. Эффективность повышается, а «человеческий фактор» сводится к минимуму, что приводит к снижению издержек. Технологии способны снизить потребность логистических департаментов и компаний в кадрах и избежать негативного влияния на бизнес дефицита специалистов.

Автор: директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Рената Зобова

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.