Российские смартфоны с двумя экранами в скором времени появятся на казахстанских витринах. Компания-разработчик «неожиданного» гаджета к концу года намерена выйти на казахстанский и российский рынки мобильных устройств. Yota Devices обещает, что разработанный компанией YotaPhonе в корне изменит принципы взаимодействия пользователей с телефонами. В компании рассчитывают, что стремление казахстанских потребителей к передовым технологиям станет залогом популярности инновационной модели смартфонов в РК. О том, какие планы в компании связывают с Казахстаном в эксклюзивном интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал генеральный директор Yota Devices Владислав Мартынов.
- Расскажите, пожалуйста, об инновациях в смартфоне YotaPhonе? Чем он уникален?
- Мы создали премиальную модель смартфона, наше устройство создано из лучших компонентов, с применением самых высоких технических характеристик. Но его основное уникальное преимущество заключается в том, что на задней панели телефона имеется дополнительный «живой» экран, который использует технологию электронных чернил. Технология таких чернил применяется в электронных книгах. Ее уникальность заключается в том, что когда вы вывели изображение на дисплей телефона, то энергия не потребляется, она потребляется только тогда, когда вы еще раз обновляете изображение. Таким образом, потребление энергии сокращается в разы, что дает возможность решить достаточно большое количество проблем, которые возникают при использовании других смартфонов. Ну и сам формат взаимодействия с ними не очень «дружественный», не такой, как хотелось бы иметь в жизни. И примеров множество.
Скажем, когда вы не используете обычный смартфон, то его экран всегда черный, погасший, но логичнее было бы, если фотографии не были бы за черной занавеской, а постоянно были бы на виду, перед нашими глазами. Всегда приятно видеть фотографию детей, жены, мужа, красивый пейзаж, увиденный собственными глазами, или воспоминание об отпуске.
Или еще один сценарий. Когда приходят уведомления, СМС-сообщения, какая-то информация, она появляется небольшим текстом на большом экране и исчезает через несколько секунд. Для того чтобы не тратилась батарейка, с нашим телефоном можно эти уведомления выводить на полный дополнительный экран, где они будут замирать и оставаться все время. Вероятность того, что вы не пропустите важное сообщение, на которое нужно незамедлительно отреагировать, повышается. Ну и самое очевидное: в нашем смартфоне мы объединили телефон и электронную «читалку» – вам теперь не нужно иметь два устройства по отдельности.
Кроме того, часто пользователи сталкиваются с ситуацией на пляже или где-то на курорте, когда при ярком солнце работать или читать с телефона сложно, потому что текущие LCD-дисплеи не предназначены для этого. Собственно говоря, с дополнительным «электронным» дисплеем чтение на солнце очень комфортно.
Многие сегодня используют различные социальные сети. Чтобы посмотреть новый пост в Twitter или на Facebook, человек должен перевести телефон из спящего режима, найти приложение, запустить приложение, в него войти, дальше оно еще и обновляется. Совершается, как минимум, четыре действия, плюс проходит еще время, пока пост обновится. Это некий раздражающий фактор не только для меня, но и для людей, которые вокруг меня, потому что общение сразу приобретает рваный характер. И вы, возможно, часто замечали в кафе, например, когда люди сидят и постоянно отвлекаются от общения и «уходят» в социальные сети. И это ненормально. С помощью нашего телефона, так как всегда работает задний экран, никогда не «тухнет», вы можете вывести страничку Facebook, и все важные обновления будут появляться в режиме реального времени. На других же гаджетах вы не знаете, что там происходит за черным экраном, и боитесь что-то важное упустить, и вас туда тянет. Это очень важные вещи, которые, с нашей точки зрения, фундаментально меняют общение пользователя с телефоном.
Еще очень важный сценарий. На смартфоне садится батарейка, а у человека там находится какая-то ценная информация. Например, в незнакомом месте он использует карту, попадает в ситуацию, когда телефон вырубился, и он заблудился. Или в самый ответственный момент, когда посадочный талон нужно приложить к сканеру и пройти в аэропорту, телефон «отрубился». Для этих сценариев у нас есть возможность разместить посадочный талон на задней панели, причем даже если телефон полностью выключен, этот «имидж» останется. Также и для карт, если вы в незнакомом месте используете карту, то достаточно заранее вывести ее на дополнительный экран и она останется у вас даже если смартфон полностью разрядится. Вот все основные сценарии, которые мы проработали, хотя их намного больше, и мы продолжаем изобретать новые.
- На какое время хватит заряда батареи при активном использовании смартфона?
- Если вы его используете для чтения и других функций, то дисплей работает в несколько раз дольше, чем обычный. В зависимости от того, как вы его используете, смартфон может работать до пяти-семи раз дольше, потому что основной дисплей не будет постоянно гореть, потреблять энергию, а задний экран потреблять энергию будет только тогда, когда вы перелистываете страницы. Когда же вы читаете текст, то этот «имидж» статический, он не потребляет энергию, поэтому сам телефон может работать в несколько раз дольше.
- Сколько времени разрабатывалась модель?
- Идея родилась чуть более двух лет назад. Идею и концепт мы в свое время показали Дмитрию Анатольевичу Медведеву (2011 г.). После чего у нас была некая пауза в разработке, потому что нам нужно было убедить инвесторов, что это не просто красивая идея, за этим имеется бизнес-кейс. Реальной активной разработкой мы занимаемся с начала 2012 года, то есть прошло чуть больше года.
Очень важно отметить, что разработка телефона у крупных поставщиков смартфонов в целом занимает от полутора до трех лет. Полтора года – это простая модель без каких-либо инноваций, просто улучшенные технические характеристики. Разработка инновационной модели занимает до трех лет. Мы, по сути, занимаемся пока год. И это не финальная модель телефона, которая будет в продажах, а это первый работающий прототип.
Сам цикл разработки телефона обычно имеет четыре-пять итераций или прототипов. То есть когда создается такой прототип и дальше его активно тестируют на достаточно большое количество разных параметров: как работает антенна, тесты на падение с высоты, на безопасность, подвержен ли он негативному влиянию резких перепадов температур и т.д. После данных тестов и измерений планируется доработка и улучшение смартфона. И таких итераций в зависимости от модели может быть от трех до пяти, пока мы сделали только первую. Нам предстоит провести, как минимум, еще три. Поэтому телефон выйдет на рынок в конце текущего года.
- На рынках каких стран к концу года появятся смартфоны от Yota Devices?
- Это будет зависеть от того, как нам удастся договориться с операторами, с дистрибьюторами в тех странах, где мы хотели бы его продавать. А хотим мы его продавать, по сути, везде, где есть спрос на премиальные смартфоны. Конечно, российский рынок – наш домашний рынок, и мы хорошо знаем, как здесь работать. Но мы ни в коем случае не ограничиваемся одним рынком. Весь бизнес-кейс нашей компании построен так, что мы будем его продавать и за пределами России, как в Северной Америке, так и в Европе, возможно, в Азии. И конечно, в Казахстане нам бы хотелось найти партнера, который бы продвигал наш телефон.
- Расскажите подробнее о команде разработчиков.
- Сейчас в нашей команде чуть более пятидесяти сотрудников. Более 50% из них – это инженерная экспертиза, мы подобрали ее из достаточно высококвалифицированных инженеров по «железу», по аппаратной части. Это бывшие сотрудники Nokia. У нас есть небольшой центр в Финляндии, в городе Улу. Кроме этого, у нас есть большая команда в Москве, в основном инженеры программного обеспечения.
Стоит отметить, что успех смартфона на 70-80% зависит от того, как хорошо сделано программное обеспечение, потому что весь пользовательский опыт и сценарий взаимодействия с телефоном сильно зависит от программного обеспечения. У нас большая российская команда программистов-разработчиков «софта». У нас есть инженерная группа и группа специалистов по производству, которая базируется в Сингапуре, там находятся наши сборщики и поставщики компонентов основных комплектующих.
Нам удалось убедить мировых лидеров в тех или иных нишах, которые нам поставляют комплектующие.
Наш телефон работает на последней версии процессора Qualcomm. В телефоне используется операционная система от Google Jelly bean, нам удалось убедить поставщика LSD-дисплеев компанию Jeff and Display и тайваньскую компанию Eink, поставляющую дисплеи с технологиями электронных чернил. Также с двух сторон телефон защищен специальным стеклом Gorilla Glass от американской компании Corning, которое не царапается и очень стойкое. Поэтому, в принципе, наш телефон собран из лучших комплектующих от ведущих производителей, которые существуют на рынке. И это не случайно, потому что наша задача была сделать премиальное устройство.
- Каков объем инвестиций, вложенных в разработку?
- Сейчас трудно сказать, потому что потрачена определенная сумма, но мы не можем точно сказать, какая сумма будет потрачена в ближайшие девять месяцев, когда мы будем проводить повторные итерации. Поэтому мы сможем подсчитать и определиться со всеми затратами в момент выпуска в массовое производство. Но я могу с уверенностью сказать, наша цифра будет в разы меньше, чем бюджеты крупных производителей смартфонов на разработку и выпуск одного продукта в своей продуктовой линейке. Если взять, к примеру, компании Samsung или HTC, которые выпускают один продукт серии Galaxy S2 или S3, то у них на разработку этого продукта уходит в разы больше средств, чем у нас. Нам удалось найти определенные способы делать это дешевле и быстрее, не идя на компромисс по качеству.
- И как Вам это удалось?
- А секрет в том, что мы достаточно маленькая компания и принимаем решения намного быстрее, реализуем эти решения намного быстрее и не обременены большой бюрократической структурой, которую надо кормить. Плюс у нас всего один концепт, а не целая линейка идей, продуктов. Потому что в больших корпорациях, где есть достаточно большое количество направлений, очень много времени уходит, а, собственно, и денег на споры о распределении средств на тот или иной проект.
С нашей точки зрения, в больших компаниях также скорость выпуска телефона и эффективность зависят от того, что очень сложно протолкнуть ту или иную инновационную идею, получить то или иное финансирование. На это уходит много сил и средств, потому получается дороже и дольше.
- На международной выставке потребительской электроники CES-2013 в Лас-Вегасе гаджет от Yota Devices признан лучшим в номинации «Мобильные устройства». Возник какой-то интерес со стороны зарубежных партнеров?
- Да, возник и достаточно большой. Во-первых, надо сказать, что выставка Consumer Electronics Show – самая крупная и самая авторитетная выставка. Для нас было приятным сюрпризом, что по оценке авторитетного жюри, устройство от Yota Devices признано наиболее инновационным в этом году. И конечно, эта победа вызвала много положительных отзывов во всех СМИ, а соответственно, и интерес операторов из разных стран. С нами связались операторы США и Европы, мы ведем с ними активный диалог на тему того, чтобы продвигать наши устройства в эти страны. География достаточно широкая. Это также и Латинская Америка, Германия, Франция, Скандинавия, из Польши проявили интерес, очень выраженный интерес из Японии.
- На какую долю мирового рынка мобильных устройств Вы рассчитываете в ближайшей перспективе?
- В нашем бизнес-кейсе на ближайшие два-три года очень трудно планировать какую-то значимую долю рынка, потому что мы очень маленькие. Мы начинаем с нуля. Причем мы не только телефон выпускаем. Важно понимать, что мы строим с нуля бизнес, который в состоянии постоянно предлагать потребителю инновационные устройства, удобные для потребителя. У нас есть амбициозные планы занять небольшую долю на глобальном рынке смартфонов и состояться как достойный игрок на этом рынке. Но мы также реалистично смотрим на то, что нам в ближайшие два-три года какую-то значимую часть в 5-10% получить сложно, потому что мы, повторюсь, начинаем с нуля.
В премиальном сегменте Android-смартфонов мы можем занять какую-то значимую долю, больше процента. Такая вероятность имеется. Речь идет о премиальных Android-смартфонах стоимостью чуть более $400. Потому что рынок гигантский, на нем присутствует очень жесткая конкуренция. Мы видим себя в ближайшие три года пока в роли «нишевого» игрока.
Надо понимать масштаб цифр, доля в несколько процентов это несколько миллионов устройств, продаваемых в год. Если нам удастся получить несколько миллионов пользователей наших устройств, то у нас все хорошо, так как это гигантский прорыв, когда компания с нуля, по сути «старт-ап» из России, за два года завоевывает глобальную аудиторию пользователей смартфонов. Кстати, что тоже немаловажно.
Стоит отметить, что до выставки в Лас-Вегасе мало кто серьезно воспринимал наш проект, мало кто воспринимал серьезно, что из России может прийти какая-то инновация. И мы доказали, что может. Теперь очень важно доказать, что она будет востребована потребителями во всем мире. Если нам удастся несколько миллионов заинтересовать, они приобретут наше устройство. И если через несколько лет у нас будет клиентская база, исчисляемая в несколько миллионов пользователей, то это большая победа, потому что мы получим обратную связь от них. У нас появится глобальная аудитория, мы сможем новые устройства разрабатывать для них, расширять сегмент рынка.
- На какой стадии находится производственный процесс?
- Есть весь набор поставщиков комплектующих, есть график работы, есть сборщик, есть инженерная команда, которая следит за производством. Мы собрали первый прототип и сейчас проводим его активное тестирование. Производственный процесс налажен, но пока это не конвейерный выпуск, когда уже продукцию штампуют в массовое производство. Мы находимся на этапе разработки производства прототипов. Когда мы убедимся, что качество достаточно высокое, мы будем готовы наш продукт предлагать уже финальному потребителю. То есть начнется точка массового производства, которая у нас должна произойти в четвертом квартале этого года. Производство и сборка буует вестись в Сингапуре.
- Каким тиражом Вы планируете выпустить первое поколение YotaPhone?
- В первые десять месяцев мы планируем продать от полумиллиона до миллиона смартфонов первого поколения.
- Сколько будет стоить смартфон от Yota Devices?
- Стоимость будет сопоставима со стоимостью премиальных смартфонов. Если мы смотрим, какие там есть модели, то она будет не выше по стоимости этих моделей, но в дополнение потребитель получит совершенно уникальный опыт и возможность взаимодействия со вторым экраном.
- Какие планы компания Yota Devices связывает с Казахстаном?
- Во-первых, хочу сказать, что мой предыдущий опыт работы с Казахстаном показал, что люди в вашей стране стремятся ко всему лучшему и наиболее передовому, инновационному, премиальному. Доказательством служит запуск в республике сети четвертого поколения.
Казахстанский рынок очень интересен для нас, более того, он близок к России по ряду факторов, поэтому нам бы было интересно, чтобы преимуществами нашего телефона смогли воспользоваться и жители Казахстана. Именно поэтому мы начинаем разговор с операторами в Казахстане. Во-первых, у вас уже действует LTE-сеть, которую поддерживает наш телефон. Во-вторых, мы знаем, что жители Казахстана очень тянутся к передовым премиальным устройствам, поэтому для нас это интересный рынок, в-третьих, у нас в целом много общего.
Мы бы хотели наладить диалог с дистрибьюторами, с розницей и запустить у вас наши устройства одновременно с российским рынком.
- Вы выпускаете и LTE-модемы. В этом направлении также планируете налаживать партнерство с казахстанскими операторами связи?
- В продвижении LTE-модемов Yota Devices у нас намного больше опыта и намного больше доля мирового рынка. К примеру, в прошлом году мы продали более миллиона LTE-модемов. И сегодня мы ведем переговоры с ведущими глобальными операторами, которые заинтересованы в развитии LTE-сетей, о предоставлении наших устройств, модемов и роутеров.
Сетями четвертого поколения мы занимаемся уже почти пять лет, начинали с технологии WiMax, делали модемы, роутеры для этой сети. Затем, когда в России перешли на LTE, мы стали активно заниматься данными устройствами. Мы очень хорошо понимаем, что важно для пользователя с точки зрения устройства и что важно для операторов. Могу привести пример. Наше устройство оснащено более мощной антенной, чем у устройств наших конкурентов, что позволяет обеспечить более стабильное подключение к интернету в местах со слабым сигналом. К тому же, внешне наши устройства очень привлекательны, их не стыдно достать и положить на стол, в отличие от наших конкурентов из Китая или из других стран.
Наши модемы более удобны в эксплуатации. Никаких драйверов устанавливать не нужно, все подключается в считанные секунды. Это очень важно не только для пользователей, но и для операторов. Когда у пользователей возникают вопросы, они обычно звонят в Cаll-центр, а это дополнительные затраты для операторов. Если у пользователя нестабильно работает связь и интернет по причине недостаточности базовых станций, то с нашим устройством, так как у нас сильная антенна, связь работает стабильно, значит, оператору не нужно устанавливать отдельную мобильную станцию. Это опять же экономия средств. Наше устройство повышает экономику операторов и улучшает сам пользовательский опыт, который получает потребитель. У нас большая доля рынка, и мы гордимся своими устройствами, и конечно, были бы рады, если этим опытом воспользовались и операторы в Казахстане.
- Планируется ли разработка других гаджетов от Yota Devices?
- Надо сказать, что мы уже начали работать над вторым поколением телефона. Это очень важно, потому что и для операторов, и для пользователей важно знать, что через десять месяцев после выпуска первого устройства выйдет второе поколение. Кроме того, мы работаем над выпуском нового поколения модемов и роутеров. Наша идея из мобильного роутера сделать не просто подключение к интернету, некую точку, которая распределяет Wi-Fi. Мы намерены из этого устройства сделать чуть большее, вкладываем в него определенные новые функции, инновационные находки. Мы фокусируемся на том, как можно улучшить тот или иной пользовательский опыт. Например, взаимодействие пользователя с теми или иными гаджетами. Сегодня у современных людей дома имеется столько гаджетов, так называемые home-entertainment устройства – это и игровая приставка, и DVD-проигрыватель, и плазменная панель, и роутер и т.д. И они все достаточно разрознены, не интегрированы, что кажется нам неправильным. Потому что пользователям для взаимодействия нужно предпринять достаточно большое количество усилий, шагов, каких-то действий с нашей стороны. Мы работаем над тем, чтобы придумать такое устройство, которое значительно упростит пользовательский опыт, сделает его интуитивно-понятным, легким, простым в использовании и в управлении различными домашними гаджетами. Вот над этим мы также работаем.
Смартфон от Yota придет в Казахстан
Российские смартфоны с двумя экранами в скором времени появятся на казахстанских витринах. Компания-разработчик «неожиданного» г...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.