- Казалось бы, идея музыкального канала, полностью посвященного казахстанской музыке, очевидна, она витала в воздухе. Почему же такой канал запускается только сейчас?
- Для меня тоже загадка – почему раньше никто не решился этого сделать? Возможно, это не те доходы, которые привлекают крупных медийных игроков. Хотя при правильном формировании в проекте очень сильна социальная составляющая – популяризация казахстанской музыки. Сейчас наступила эпоха патриотизма, причем патриотизма не лживого, искреннего. Молодежь начинает любить свою родину, свое государство, свой язык. Если раньше вещание на казахском языке осуществлялось в основном в ночном эфире, то сегодня совершенно другая ситуация. Кстати, изначально планировалось, что канал будет вещать только на казахском языке, но ориентир канала все-таки музыка не казахская, а казахстанская. И мы не имеем права не давать возможность музыкантам петь свои песни на русском языке, даже на английском языке, если это казахстанские исполнители. Это полностью соответствует нашему кредо – только отечественная музыка, только наши исполнители.
- Вы считаете, что подобного канала до сих пор не появилось из-за неясной финансовой составляющей?
- Нет, я думаю, что многие хотели создать что-то подобное, но никто не взялся. Для совсем крупных телерадиокомпаний это не так масштабно – уходить сугубо в музыкальный контент. Невозможно посчитать цифры, невозможно эти короткие форматы отобразить в Gallup, ведь для этого нужны шоу-программы, а мы не хотим эти форматы вводить.
- То есть вы не будете ориентироваться на медиаметрические измерения TNS?
- Сложно в наше время глубокой интеграции интернета обсуждать объективность оценки Gallup. Как, например, старые опросники, обзвоны могут работать сейчас? Городскими телефонами многие уже не пользуются, а на мобильных не отвечают на звонки с незнакомых номеров. Пиплметр можно поставить на один телевизор, но в современных семьях у многих по два-три телевизора. Среди моего достаточно большого списка знакомых нет ни одного человека, которому когда-нибудь звонили с опросом или у которого установлен пиплметр. Я не знаю, с кем мне надо общаться, чтобы оказаться в кругу этих избранных. При этом, надо отметить, что Gallup все-таки остается единственной организацией, к которой прислушиваются. Но настало время кардинально новых подходов в оценке.
Я думаю, должна быть объективная составляющая измерения сигнала. Было бы правильно измерять количество обращений за каким-то конкретным сигналом из того или иного потока. Но это действительно сложно: общий сигнал кабельного оператора поступил в телеприемник, а какой из этих каналов выберет зритель, определить невозможно.
Вообще, оценка популярности того или иного канала нереально субъективна. Безусловно, есть незыблемые лидеры, каналы, которые занимают верхние строчки рейтингов, но фактически в большинстве случаев это субъективная оценка.
- Расскажите об экономической модели канала. Ротация клипов на канале бесплатная, значит структура доходов будет сформирована только за счет рекламы?
- Попасть к нам в эфир можно совершенно бесплатно, нет клипов, за ротацию которых мы бы брали деньги.
Возможно, будет как-то монетизироваться вопрос более частой ротации клипа, то есть если артист хочет, чтобы его клип показывали гораздо чаще, чем все остальные. Сейчас этот вопрос на стадии обсуждения, пока мы не готовы интегрировать эту модель, но обязательно попробуем. Одно дело, когда все музыканты имеют равные права, равные возможности при едином среднем качестве контента, другое дело коммерциализироваться в определенный период, например, выпуск альбома. Здесь возможна какая-то коммерческая модель, но прописываться она не будет. Мы постараемся этого избежать, но не ставим на ней крест.
Основной источник нашего дохода – это реклама, причем прямая реклама. Мы пытаемся избежать контента в виде sms-чата, платных sms-голосований и так далее, то есть постараемся не брать деньги за контакт со зрителем. Наша задача – брать деньги не со зрителя за то, что он пользуется контентом нашего канала, а с рекламодателя, который хочет пользоваться контентом канала вместе со зрителем.
- А могли бы вы рассказать о бизнес-плане, когда запланирован выход на точку безубыточности?
- Это самый хаотичный бизнес-план из тех, которые я знаю. Более того, его, наверное, не существует, хотя любой наш шаг обсуждается и продумывается.
- То есть вы пока двигаетесь интуитивно?
- Совершенно. В отличие от других наших проектов в этом мы не знаем обратной реакции, мы не были уверены, что соберем достаточное количество музыкального материала, мы не были уверены, что этот материал понравится большинству казахстанцев. Если бы это был совсем узкоспециализированный канал, который нравился лишь некоторым персоналиям, а остальные его игнорировали или воспринимали с антипатией, экономическая модель была бы совершенно другая, более агрессивная. Мы должны беречь того зрителя, который любит нас.
- Какова сумма вложенных в создание канала инвестиций?
- Если честно, я не знаю. Мы тратим определенное количество денег, но в объеме, совершенно не соответствующем современному телевидению. У нас есть определенный профессиональный авторитет, благодаря которому многие вещи даются легче. К примеру, музыкальную составляющую для канала написал Ренат Гайсин и не взял за это ни копейки, видео тоже делали наши друзья, голосом канала стала моя супруга, и так уж сложилось, это уже не секрет, я сам. То есть мы пытались экономить, сделали продукт наименее затратным, чтобы потом не переходить на жестокий способ потребления рекламы, чтобы окупить этот проект.
- Объемы рынка рекламы в сегменте кабельно-спутникового телевидения все еще растут. Как вы считаете, насколько это долгосрочный тренд, учитывая сокращающуюся аудиторию людей, которые в принципе смотрят телевизор, а также появление новых медиаканалов?
- Деньги сокращаются. По всем официальным данным, рекламные бюджеты ушли в интернет, но до интернета еще почему-то не дошли. Загадкой для нас остается, на каком этапе они заблудились?
Сейчас для нас, производителей контента и вещателей, проблема в том, что рекламодатель стал намного умнее и разборчивее. Мы должны не только предоставить услугу по выходу рекламного ролика, как это было раньше, но и обеспечить ему попадание в аудиторию, отчетность об эффективности трансляции ролика, а это уже не просто оценка псевдосуществующего зрителя, это системная составляющая. В этом отношении интернет на голову выше любого телеканала. Здесь есть проблема, но я все же рассчитываю, что какое-то время мы еще продержимся на прямой рекламе.
- А вы не боитесь того момента, когда в сетку придется вводить рекламные блоки?
- Я не то что его боюсь, я точно знаю, когда это произойдет – в самое ближайшее время. Мы одна из немногих стран, где производители контента платят за то, чтобы нашим контентом пользовались кабельные операторы. Если бы этого не происходило, экономическая модель была бы намного проще, но наша затратная часть увеличивается не только расходами на проект, но и вложениями в его трансляцию. То есть автоматически стоимость растет и нам необходимо зарабатывать больше денег, чтобы оставаться на плаву.
За счет чего живут такие телеканалы, как, например, «Дождь»? Он живет за счет того, что получает деньги от прямой рекламы, но самое главное – ему платят операторы кабельного и спутникового вещания. И главная проблема началась именно в тот момент, когда его отключили спутниковые операторы. Канал не только потерял аудиторию, ему перестали платить за контент. В нашей же стране каналам никто не платит за вещание, мы платим оператору за то, что он несет издержки по интеграции нашего вещания в сеть. Нонсенс, но он неизбежен.
Конечно, мы не можем отказаться от прямой рекламы. Я отдаю себе отчет в том, что реклама отпугнет не только любителей чистого формата, но и сократит нам количество мест, где публично транслируется наш канал (рестораны, салоны и т.п.). Здесь мы рискуем, но на это придется пойти.
- Как с выходом Gakku изменится конкурентное поле в этом сегменте?
- Я уверен, что мы сделали тот шаг, после которого многие каналы перейдут на аналогичную модель трансляции. Пока мы пионеры на рынке с такой экономической моделью, мы перетянули на свою сторону основной пласт современной музыкальной культуры. Другим каналам остается только отказаться от монетизации посредством ротации или оставить ее за какие-то бешеные повторения.
- Ваша концепция предполагает следование за предпочтениями зрителей, а это, как мы знаем, может быть не всегда качественная музыка, или же формирование вкусов казахстанцев?
- Я в первую очередь медиабизнесмен, я пытаюсь поймать конъюнктуру и никогда этого не скрывал. Я считаю конъюнктуру просто правильной степенью оценки желания зрителей. Мы должны знать, что хочет зритель. Если он захочет хард-рок от казахстанских исполнителей, я его ему найду. Если не найду, придется создать структуру, которая будет создавать хард-рок.
- А кто же тогда будет формировать вкусы?
- Вот это как раз то, чем мы сейчас занимаемся. На первом этапе из всей популярной музыки мы убрали слой откровенно плохой музыки, она не попадет к нам ни за какие деньги. Сейчас не так много хорошего контента, чтобы отсеивать следующие пласты, но когда появится достаточное количество клипов, мы отсечем еще один пласт. И так будем действовать до тех пор, пока не появится настоящее «арийское телевидение». Благодаря этому выдавливанию некачественного контента качественным произойдет насыщение канала хорошей музыкой.
Мы в первую очередь канал популярной музыки! Но мультимедийный онлайн-проект (GakkuTVи проект для зарубежного пользователя Gakku.com) будет включать подразделы с отечественной джазовой, рок-, классической музыкой. Мы будем проводить фестивали с джаз, Gakku классика. По крайней мере, я буду делать все для того, чтобы это получилось.
- Как планируете получать фидбэк от зрителей?
- Мы не можем войти вGallup, потому что мы делаем короткий формат, но именно он позволяет нам создавать дифференцированное телевидение. Наша аудитория состоит из тех людей, которые не отслеживают ту или иную передачу по программе, она состоит из тех, у которых канал включен в фоновом режиме. Короткий формат предоставляет право выбора: ты включил и тебе не нравится, что происходит на экране, подожди буквально пять минут и появится что-то, что даст тебе больше позитива.
- Есть ли в планах производство собственного контента?
- Минимум 70% основного контента на музыкальном канале состоит из музыкальных клипов. Пока мы не производим клипы, но бренд Gakku будет многофункционален. Фактически мы будем присутствовать во всех нишах современной музыкальной индустрии: написание музыки, текстов, аранжировки, запись на профессиональной студии, съемки клипа, пиар-компании. Все эти службы постепенно начнут появляться в системе Gakku. И эта как раз та схема монетизации, на которую мы рассчитываем. Мы будем продавать околоиндустриальные сервисы – возможность производства клипов, фонограмм, пиар и так далее. Это та система, которую мы попробуем использовать с точки зрения коммерциализации проекта.
Gakku– это многофункциональный вариант развития мультимедийного телевидения. Сам телеканал мы будем очень лелеять, холить, оберегать от различной финансовой конъюнктуры. Мы предпримем попытку строить бизнес за счет бизнесов-сателлитов.
- Какую долю зрительской аудитории должен завоевать нишевый канал, чтобы стать успешным?
- На какую долю может претендовать канал с четырехминутным форматом? Как ее оценить? За полчаса у нас на канале форматы поменяются 5-7 раз.
- Вы как медиаменеджер с большим опытом считаете, что на нашем рынке более финансово успешны каналы широкого профиля или нишевые?
- Только нишевые каналы могут быть прибыльными. Любому каналу, который захочет позволить себе многоформатное вещание, будет крайне сложно строить прозрачную и эффективную экономическую модель. В силу разных причин: относительно небольшого количества потенциальной аудитории, очень высокой себестоимости производства контента достойного качества, возможно, в силу того же оттока рекламных бюджетов в сторону интернета.
А если говорить уже совсем откровенно – век телевидения в том виде, в котором оно существует сегодня, недолог.
- Но это звучит диссонансом с тем фактом, что вы создаете телевизионный канал?
- Я сейчас создаю телевизионный канал, потому что это неизбежная составляющая популяризации музыки, но я, к сожалению, не верю в телевидение как в потоковое вещание. Фактически ждать просмотра той или иной программы, сидя перед телевизором, скоро уже мало кто сможет себе позволить, потому что жизнь очень динамичная, необходимо принимать оперативные решения, много передвигаться. Сидя перед телевизором этого сделать невозможно.
Другое дело, когда ты находишь любой необходимый тебе контент в интернете и смотришь его в удобное для тебя время. У каждого человека сегодня есть в руках маленький коммуникатор со всем миром. Вот новые реалии.
- Канал транслирует клипы разных лет. Не сложно ли будет перейти в HD-качество?
- Сейчас мы вещаем в формате HDready, он адаптируется под любое мобильное устройство. Следующим шагом будет запуск HDGakku, он практически готов, мы на этапе переформатирования контента в HD-формат. Это была идея Куанышбека Есекеева, главы «Казахтелекома», чтобы Gakku стал первым отечественным музыкальным каналом, вещающим в HD-формате. Для нас этой хороший вызов. Когда наши артисты будут понимать, что их материал транслируется в хорошем качестве, они миллион раз задумаются, стоит ли снимать халтурное видео.
Аналоговые клипы, которые были сняты давно, простой трансформацией не перевести в HD-качество. Но к ним так и надо относиться, ведь если они будут в идеальном состоянии, возможно, та душевность, которая есть у этих клипов, пропадет.