На фоне роста цены за литр топлива в Казахстане все чаще говорят, что ценники на казахстанских автозаправках выгоднее, чем в других нефтедобывающих странах. Попробуем сравнить эти цифры и разобраться, так ли это.
По данным портала GlobalPetrolPrices на 18 октября, Казахстан находится на 10 месте по стоимости бензина АИ-95 со средней ценой 196,95 тенге, или 0,463 доллара за литр. В первой десятке государств с самым дешевым бензином - нефтедобывающие страны, в основном с большими запасами качественной легкой нефти, которую легко добывать, и себестоимость нефтепродуктов тоже низкая.
На первом месте — Венесуэла, которая удерживает цены на уровне 17 тенге за литр (0,04 доллара). Страна находится под жесткими санкциями, там продолжается экономический кризис, и низкие цены на бензин — одна из популистских мер. Субсидии на производство топлива в десятки раз превышают цену для конечного покупателя. Так что к ценам на бензин «как в Венесуэле» прилагается венесуэльский образ жизни, который мало кого устраивает.
Иран тоже находится под санкциями и слабо интегрирован в мировую экономику. Другие нефтедобывающие страны топ-10 могут позволить себе низкие цены на топливо благодаря очень качественной нефти: она дешево добывается и дорого стоит.
Из постсоветских стран выше Казахстана в этом рейтинге только Туркменистан (0,437 доллара, или 186,196 тенге за литр). Там цены регулирует государство, и какое-то время они были самыми низкими в мире после Венесуэлы. В последние годы ценник на топливо в стране заметно растет. На это накладывается общий низкий уровень жизни: хотя средняя зарплата в Туркменистане по официальному курсу составляет около 350-400 долларов, по факту она намного ниже. Россия находится на 25 месте (300,075 тенге, или 0,705 доллара за литр), Азербайджан — на 18 месте (254,51 тенге, или 0,588 доллара.
По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане средняя заработная плата в сентябре 2021 года составила 257 030 тенге. То есть на нее можно купить 1305 литров А-95. В России этот показатель 846 литров, в Азербайджане — 722,6 литра, в Беларуси — 686,7 литра, в Узбекистане — 337 литров, в Кыргызстане — 306 литров. Неудивительно, что казахстанский бензин пользуется таким успехом в России, Узбекистане и Кыргызстане: его активно вывозят из приграничных регионов.
Казахстанский бензин дешевле благодаря тому, что недропользователи продают сырье для местных НПЗ ниже рыночных цен. Разницу добирают продажей оставшегося объема за границу. После пандемии цена и спрос на нефть упали. Отложенный эффект этого проявился в 2021 году: нефтяники не могли продавать нефть на внутреннем рынке по прежним ценам и были вынуждены их увеличить, что сказалось на ценниках АЗС.
К тому же Казахстану придется выравнивать цены на топливо с партнерами по Евразийскому экономическому союзу: к 2025 году в ЕАЭС должны создать единый рынок нефти и нефтепродуктов. Рост цен на бензин — плата за те преимущества, которые получают страны за участие в союзе. Если сдерживать цены искусственно, вместе с ними будет сдерживаться и рост экономики.
Партнерский материал