То, к чему мы так долго шли, то, что не единожды требовал президент, свершилось — Казахстан наконец-то перешел на свободную биржевую торговлю энергоносителями, хотя бы частично. На товарной бирже уже реализуется 10% всего бензина, и это позволило не только снять вопрос о его возможном дефиците, но и нормализовать цену, ведь не секрет, что ценообразование на энергоносители в стране очень долго оставалось «черной коробочкой», которая непонятно как работает.
Сейчас на товарной бирже реализуется до 65% всего сжиженного нефтяного газа в стране, а с нового года планируется, что уже весь объем газа будет проходить через электронные биржевые торги, основная задача которых проста и понятна – свободный и сбалансированный рынок. Казалось бы, что не так? Однако, как это обычно бывает, нашлись недовольные: при переходе на свободные и главное прозрачные торги посредники теряют маржинальность – до внедрения свободной биржевой торговли сжиженным нефтяным газом приобрести оптовый объем могли только газосетевые организации, сейчас же такая возможность есть и у крупных потребителей. Такая система также легко и просто вскрывает все давние «болячки» и проблемы, которые могли до этого годами замалчиваться: искажение ценообразования, отсутствие доступа к ключевой мощности, искусственный дефицит.
При этом биржевые торги газом — одни из самых прозрачных, так как проводятся в виде двойного встречного анонимного аукциона, при котором биржевые сделки заключаются анонимно в результате конкуренции продавцов и покупателей, а цена на биржевой товар устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения. При этом действует и система лимитов — минимальный уровень цены сжиженного нефтяного газа, формируемый в течение торговой сессии, не должен быть менее 90% от базовой цены, а максимальный не должен быть более 110%. При этом подобные электронные торги в других странах ЕАЭС проходят уже несколько лет, и ни на одном из рынков они не привели к созданию дефицита.
Более того, в Казахстане биржевые торги сжиженным нефтяным газом проводятся с февраля 2019 года, а тот недостаток газа, который проявил себя сейчас — является следствием многолетних проблем отрасли, в частности распределения газа, а биржевые торги только вскрыли эти проблемы, обнажив их. Нельзя забывать главного — биржа дала равный доступ всем участникам к товару, что идет в противовес тому, как это происходило раньше, когда схема распределения была нетранспарентна. Учитывая этот дефицит, многие участники хотят воспользоваться ситуацией и обращаются в министерство энергетики с просьбами откатить процесс обратно — вернуться к старым схемам и отказаться от электронных торгов. Однако такой шаг назад недопустим, особенно учитывая, что с 1 января 2025 года должен заработать общий рынок энергоресурсов ЕАЭС, а у Казахстана перед этим общим рынком невыгодная позиция: наши энергоносители самые дешевые в союзе.
Тема бензина и газа остается одной из самых социально напряженных. У нас, как и в России, транспортный налог пока не включен в стоимость бензина, что принято считать справедливым, поскольку кем-то машина может использоваться единожды в неделю, в то время как другими регулярно и на ежедневной основе. Кроме этого, в Казахстане какое-то время особую популярность приобрело переоборудование машин под использование газобаллонного топлива, однако это не всегда доверялось сертифицированным мастерам и привело к тому, что таким машинам сейчас запрещено заезжать в подземные паркинги.
Что значит общий рынок? Это означает, что цены на нефть и нефтепродукты в Евразийском экономическом союзе в конечном итоге будут едины. Просто для сведения: цена литра 92 бензина в РФ на сегодняшний день составляет 273 тенге, цена литра газа — 198 тенге, в Украине цена литра газа 296 тенге, в Германии — 366 тенге, а в Греции — 440 тенге за литр. Газ и бензин продолжат дорожать до экономически обоснованных уровней. В ближайшие год-два речь о полной гармонизации рынков России и ЕАЭС не идет, и маловероятно, что цена дойдет до российской, но повышения общего уровня цен это не остановит.
Почему нельзя все оставить как есть? Рынок без прозрачного ценообразования обречен на стагнацию — в таком случае за все риски и за искусственно сдерживаемые цены платит каждый гражданин своими налогами и бюджетом страны. А главное - без прозрачного ценообразования и эффективного рынка отрасль не будет иметь возможность расти: не будет ресурсов для повышения зарплат, модернизации производства и повышения качества.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане