По итогам июня годовая инфляция в Казахстане ускорилась с 7,2% до 7,9%, а учитывая, что основные проинфляционные процессы начались около года назад — в ближайшие месяцы, к сожалению, стоит ожидать ее дальнейший разгон. Механизмы сдерживания цен, которые активно используются в Казахстане — не работают, от слова совсем, а те, что действительно могут работать — покрывают недостаточный объем рынка. Например, доля продукции из стабфондов на рынке составляет не более 4%. Об этом говорил и президент, поручая пересмотреть действующие инструменты сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары. Однако на разработку новых — требуется время, а цены растут прямо сейчас.
В соседней России, где общая годовая инфляция за год выросла почти в три раза, уже заговорили о том, что по итогам 2021 года продовольственная инфляция окажется выше общей. В Казахстане это случилось достаточно давно — по итогам июня продукты подорожали на 10,6%, а значит — нашему соседу только предстоит то, с чем мы частично уже справились.
Казахстан использует несколько механизмов контроля цен. Один из них — выделение из местных бюджетов торговым сетям практически беспроцентных займов в обмен на реализацию продовольственных товаров по низким ценам. Всего на текущий момент было выделено 30 млрд тенге, получилось охватить от 1 до 4% рынка в зависимости от региона. Такой метод борьбы эффективен, с этим трудно поспорить. Однако он имеет свои но. Во-первых, его эффективность напрямую зависит от количества потраченных денег, во-вторых, после того как бесплатные кредиты прекратятся — произойдет и скачкообразный рост цен, так как никто торговые сети уже сдерживать не будет. Также не стоит забывать главный минус такого метода — деньги на кредиты идут из бюджета, а туда (во всяком случае частично) из Нацфонда. Кажется, что для них можно найти куда более лучшее применение. Этот метод годится для сдерживания панических атак на рынке, но на дальней дистанции он неэффективен.
Еще один метод сдерживания — стабилизационные фонды. Он работает в Казахстане не первый год и до этого показывал свою эффективность, например, при резком скачке цен на сахар несколько лет назад. Однако в этом году эффективность фондов вызывает вопросы. В правительстве кивают на местные органы власти, а те разводят руками и кивают на правительство. Еще в начале марта министр торговли и интеграции Бахыт Султанов заявлял о том, что необходимо пересмотреть работу стабфондов — тогда он сетовал на то, что они закупали не те продукты: например, малодорожающие овощи, картофель, морковь и другие. Однако летом как раз на эти овощи и взлетела цена — стабфонды не помогли.
Один из самых востребованных в мире
способов защиты от роста цен — форвардная закупка. Этот метод пока мало применяется в
Казахстане. Однако у нас очень любят в момент, когда уже все горит,
пытаться заливать пожар керосином — раздавать дешевые деньги или того хуже, перекрывать рост цен постановлениями о различных ограничениях
предельных цен или маржи. Такие методы нигде никогда не работали, не сработают
они и в Казахстане. Радует, что президент поручил правительству совместно с НПП
Атамекен провести оценку эффективности действующих инструментов и предложить
пакет более эффективных мер. Однако для их разработки нужно время, для их
применения времени нужно еще больше.
Прямо сейчас остается ещё один инструмент, который пока не использовали — поднятие базовой ставки. По итогам июня реальная базовая ставка сократилась до 1,1%. Кажется, что сейчас остается все меньше места для маневра и поднятия не избежать уже на ближайшем заседании 26 июля. Это будет означать увеличение ставок по депозитам и по кредитам, однако в текущем положении, когда главный враг любой экономики стучится в наши двери, другого выхода просто нет. Самый главный вопрос: насколько будет поднята ставка...
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане