О том, как в Казахстане защищаются права потребителей, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов рассказал на отчетной встрече с населением. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В 2020 году рассмотрено более 20 тыс. жалоб казахстанцев (в 3,5 раза больше, чем за 2019 год). Возвращено около 250 млн тенге, - сказал Бахыт Султанов. - К примеру, по инициированным исковым заявлениям на авиакомпанию Bek Air защищены права более 1,7 тыс. потребителей на общую сумму более 110 млн тенге. С начала 2021 года рассмотрено более 6 тыс. обращений и возвращено потребителям более 70 млн тенге».
По словам министра, наибольшее число жалоб поступает на качество обслуживания в сферах туризма, транспорта, розничной торговли и бытовых услуг.
«В этой связи для защиты и содействия экономическим интересам потребителей принят в 2020 году первый пакет поправок в Закон «О защите прав потребителей», - рассказал Бахыт Султанов. - В результате внедрен 3-ступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей, государственный контроль и сформирован перечень правозащитников из числа профессионалов. Наряду с этим статус рассмотрения проблем потребителей повышен до Межведомственного совета при правительстве. Законодательные изменения позволили нам не только расширить инструменты общественного контроля, но и мотивировали бизнес удовлетворять претензии потребителей по принципу «здесь и сейчас».
По словам министра, за пять месяцев работы удалось в досудебном порядке решить проблемы 153 потребителей. Этому поспособствовала и запущенная в текущем году информационная система приема жалоб по принципу «одного окна» е-Тutynushy.
«На сегодня данная платформа позволяет отслеживать потребительские жалобы в разрезе отраслей, предмета спора, субъектов рассмотрения, - пояснил Бахыт Султанов. - Это, в свою очередь, дает возможность формировать различные аналитические данные, выявлять и решать системные проблемы во всех сферах жизнедеятельности граждан. В этом году мы приступили ко второму пакету поправок в Закон «О защите прав потребителей». Он предполагает устранение правовых пробелов, нечетких норм, имеющих различное толкование в правоприменительной практике. Есть еще пробелы, затрудняющие понимание потребителями своих прав, а бизнесом своих обязанностей».