На заседании правительства председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин представил проект закона по вопросам развития конкуренции, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Он выделил 3 основных регуляторных барьера в стране для развития конкуренции: доступ к ключевой мощности, искажение ценообразования, а также избирательное покровительство или фаворитизм. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение доступа к ключевой мощности. Это инфраструктура или объект, без доступа к которым конкуренты не могут предоставлять свои услуги потребителям.
«Примерами являются магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства. Нами определены принципы доступа к ключевой мощности: платность, транспарентность, срочность, возможность, занятие доминирующего положения», - рассказал он.
Еще одно направление – развитие биржевой торговли. «Биржевая торговля, наконец, переведена на цивилизованные рельсы. Запущены торги бензином, битумом, сжиженным газом. До конца года торговля будет расширяться за счет авиакеросина, дизтоплива, пшеницы. Впервые состоялись биржевые торги углем, где базисом поставки выступают сами карьеры. Первые торги Каражыры и Шубаркуля показали, что экономия для потребителя составляет около 20%», - рассказал глава агентства.
Следующий важный шаг - регулирование деятельности операторов, государственных и частных. В Казахстане АЗРК выявило 51 монопольного оператора, 47 из них с госучастием. «Что мы предложили. По 24 из них вводится институт специального права – они будут подлежать жесткому регулированию, ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 регулирование не требуется – эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По 9 будут приняты кардинальные меры: по 4 ликвидация либо приватизация, по 5 лишение операторства, сохранение в статусе подведомственных организаций», - рассказал он.
Госучастие в предпринимательстве: участие государства в экономике на сегодняшний день составляет 14,8%, действуют более 2 тыс. субъектов квазигоссектора. АЗРК предложен секторальный анализ госсобственности. «То есть, вне зависимости от видов деятельности, если сектор созрел с учетом количества субъектов МСБ и уровня господдержки, его надо полностью приватизировать. Примерами являются стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия благоустройства», - отметил Серик Жумангарин.
Он добавил, что еще один важный шаг - сокращение количества госзаданий. АЗРК планирует уже в следующем году сократить их на 27, а к 2025 году в 2 раза. Экономический эффект составит более 30 млрд тенге.
Еще одна задача - обеспечение равного доступа к мерам господдержки. «На сегодняшний день идет персонализация господдержки. В основном поддерживается крупный бизнес. Нами будут разработаны конкурентные принципы оказания мер господдержки с учетом доли МСБ, уровня госучастия, наличия барьеров, уровня рыночной концентрации», - пояснил он.
Также важной, по мнению Серика Жумангарина, является конкуренция на рынке электроэнергии.
На сегодняшний день на организованных торгах продается только 1% электрической энергии. Все остальное - по
непрозрачным прямым контрактам. В этой связи до 2025 года организованная
торговля электроэнергией увеличится как минимум до 30%. Кроме того,
планируется устранить дифференциацию на
рынке снабжения электрической энергией. Все это даст ежегодную экономию порядка
20 млрд тенге бюджетных средств, 31 мрд тенге будет экономия для расходной части
для МСБ.
«Развитие конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок: у нас уже выдано более 40 лицензий. Есть 3 перевозчика, 2 из них являются частными, которые работают в пилотном режиме. Задача – расширить эту деятельность. То есть мы планируем, чтобы было не менее 10 перевозчиков к 2025 году», - поделился он.
Также большой закрытый рынок – аэропортовая деятельность. К терминальному обслуживанию планируется обеспечить свободный доступ, в перронном обслуживании обеспечить наличие минимум 2 операторов, 1 из которых будет независимым. На рынках аэропортов с пассажиропотоком более 2 млн человек будет обеспечен доступ не менее к 3 услугам наземного обслуживания.
Кроме того, планируется полностью приватизировать автобусные парки, также развивать конкуренцию на рынках реализации лекарственных средств. «Рынок жестко зарегулирован. Предполагается сокращение лекарственных средств, подлежащих государственному ценовому регулированию, при наличии взаимозаменяемости. В рамках антитрастового регулирования за 2020 год завершено 109 расследований по различным аспектам. В работе на сегодняшний день 29 расследований», - подчеркнул спикер.
Он добавил, что законопроект выносится на заседание правительства. «Документ написан по 8 ключевым направлениям, о которых я только что рассказал, поэтому просим сегодня его поддержать», - обратился он к членам правительства.
Эффект от реализации мер по развитию конкуренции:
- Увеличение биржевой торговли нефтепродуктами до 20% к 2025 году, сжиженным газом – до 100% уже в следующем году. Экономический эффект составит более 1,9 трлн тенге.
- Увеличение объема централизованных торгов электроэнергией до 30% к 2025 году на сумму более 350 млрд тенге.
- Ежегодная экономия средств бюджета – на 20 млрд тенге и 31 млрд тенге для МСБ.
- Развитие маркетплейсов даст сокращение в 10 раз времени на смену поставщика электроэнергии.
- Обеспечение к 2025 году свободного доступа к не менее чем 7 услугам наземного обслуживания на территории аэропортов.
- Обеспечение доступа к кабельной канализации в области связи.
- Сокращение количества муниципальных автобусных парков в городах республиканского и областного значения до 0.
- Сокращение количества госзаданий на 50% к 2025 году. Оптимизация к 2025 году 20 единых операторов.
Читайте также
На презентации руководители товарных бирж представили результаты торгов бензином, битумом и углем