Только за три месяца текущего года Агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана инициировало 6 расследований по фактам нарушений конкуренции на рынках подсолнечного масла, хлеба и в отношении торговых сетей. Как заметил в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz первый заместитель председателя Агентства Рустам Ахметов, количество выявленных нарушений конкуренции на рынке социально значимых продуктов за последние два года демонстрирует рост.
- Рустам Нурланович, есть цифры для сравнения, насколько чаще ведомство стало выявлять случаи ценового сговора?
- Если озвучивать цифры за последние пару лет, то в 2019 году на рынках агропромышленного комплекса (АПК) проведено 8 расследований и направлено 196 уведомлений. В 2020 году их количество выросло до 14 и 302 соответственно. В 2018 году проведено 16 расследований и направлено 14 уведомлений, а в 2017-м - 18 расследований и 17 предписаний.
При этом в 2019 году за нарушения конкуренции на рынке социально значимых продуктовых товаров (СЗПТ) на предпринимателей наложены штрафы с конфискацией монопольного дохода в размере 11,5 млн тенге, в 2020 году - 11,4 млн тенге. В текущем году уже выставлены штрафы в общей сумме 255 тыс. тенге.
Ежегодно, как правило, осенью и весной, мы вынуждены реагировать на случаи подорожания продуктов питания для сдерживания роста цен. Эта практика свойственна всем антимонопольным службам стран СНГ, но не приветствуется членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые рекомендуют заниматься развитием товарных рынков, снятием барьеров входа на них, а не ценовым контролем их участников.
- При этом существуют госпрограммы для контроля цен?
- Да. На сегодня правительством принимается комплекс оперативных и системных мер для стабилизации цен на социально значимые продукты питания. В частности, Министерством торговли и интеграции, совместно с Министерством сельского хозяйства и Агентством по защите и развитию конкуренции, разработана «Дорожная карта по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары». Учитывая ежегодный рост цен на СЗПТ, требующий системных решений по развитию отраслей агропромышленного комплекса, АЗРК предложены меры для включения в «Дорожную карту» по перераспределению сельскохозяйственных субсидий на рынки СЗПТ с высокой долей импортозависимости, снижению пороговых значений для получения сельскохозяйственных субсидий, обеспечивающих создание новых и поэтапное укрупнение крестьянских, фермерских хозяйств. Предусмотрено и внедрение механизма прогнозирования цен для принятия оперативных и системных решений по стабилизации цен и предупреждения населения и др. В числе оперативных мер – проверки и комплаенс.
- Сколько нарушений выявлено с начала года?
- С начала года инициированы расследования по 6 случаям нарушений. Наибольший рост цен с начала текущего года наблюдался на куриное яйцо, масло подсолнечное, сахар и гречку. При этом из 39 уведомлений 36 направлено производителям и оптовым поставщикам данных продуктов питания. Им предоставлено 30 дней на добровольное снижение цен. Замечу, что 14 субъектов уже исполнили наши предписания. В противном случае Агентство запускает расследование.
- Какие субъекты бизнеса и почему чаще всего подозреваются или обвиняются в ценовом сговоре?
- Как показывает практика прошлых лет, наибольшие риски нарушения антимонопольного законодательства присутствуют на рынках яиц, мяса кур, сахара, подсолнечного масла, гречихи и хлеба. Здесь влияют два фактора. Первый - это наличие крупных производителей и умеренная концентрация рынков. Например, в стране всего четыре производителя сахара, 33 крупные птицефабрики, 8 крупных производителей подсолнечного масла и четыре производителя гречихи. Второй фактор - это высокая импортозависимость данных рынков. Например, рынок сахара зависим на 78%, ввоз мяса кур составляет 47%, масла подсолнечного – 25%, гречки – 12%. Это становится основной причиной волатильности цен на данных рынках. Могу здесь добавить, что на сегодня выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства у 5 крупных производителей подсолнечного масла.
- Как Агентство выявляет и доказывает случаи сговора?
- До направления уведомления устанавливаются признаки ценового сговора. На практике это одномоментное повышение цен несколькими участниками рынка, без видимых для этого причин. Все это выявляется на основе предварительной информации, предоставленной участниками рынков.
Важным условием реагирования является минимальная доля на рынке в размере 5% каждого участника и 35% совокупная доля потенциальных участников сговора. То есть закон работает в отношении крупных субъектов рынков, оказывающих влияние на ценовую ситуацию.
До выхода на расследование по факту ценового сговора мы обязаны направить уведомление о наличии признаков нарушения и 30-дневном сроке их устранения.
При несогласии их устранить, как правило, путем снижения цены, начинается расследование.
В рамках расследования ценового сговора должны быть установлены факты, прямо или косвенно доказывающие наличие договоренностей между участниками рынков. Это могут быть одновременные действия по повышению цен при отсутствии роста затрат, переписка, соглашения, совместные заявления или заявления их объединений и прочие материалы. Конечную оценку достаточности доказательств сговора дает суд.
- Какие механизмы подключает Агентство для влияния на производителя продукции?
- Для предупреждения нарушений мы выносим уведомления и даем возможность устранить их без расследования и привлечения к ответственности. При этом очень активно используем инструмент антимонопольного комплаенса, который означает согласие субъекта рынка на приведение своей деятельности в соответствие с конкурентным законодательством.
- А в каких случаях повышение стоимости продукции считается Агентством оправданным?
- Любой предприниматель вправе повысить цены, поскольку закон гарантирует свободное ценообразование, за исключением отдельных рынков, таких как государственная, естественная монополия, производство лекарств, электроэнергии. Повышение стоимости товара или услуги может быть обусловлено ростом затрат и расходов. В конце концов причиной роста может являться и намерение предпринимателя повысить свою прибыль.
Законодательство о конкуренции запрещает повышение цен как результат ценового сговора или использования доминирующего, монопольного положения.
На практике это выглядит так: если в рамках расследования мы видим, что причиной увеличения стоимости продукции стало соразмерное повышение стоимости затрат, то к ответственности субъект рынка не привлекается. И тем более он не привлекается к ответственности, если стоимость продукции повысилась не в результате ценового сговора с другим участником рынка.
- Как торговым точкам или реализаторам товара распознать ценовой сговор?
- Как правило, это выглядит как одновременное повышение цен разными производителями продукции без явных очевидных обстоятельств: девальвация, сезонный спрос, повышение цен на энергоресурсы и др. Если у реализатора продукции имеются подозрение в совершении ценового сговора другими участниками рынка, то он вправе обратиться в антимонопольную службу.
- Какие госорганы также отслеживают возможные ценовые сговоры?
- Ценовые сговоры с признаками уголовного правонарушения при извлечении дохода его участниками свыше 50 млн тенге должны выявляться Агентством по финансовому мониторингу. В других случаях выявлением сговоров занимается АЗРК. В целом мерами по сдерживанию роста цен на продовольствие занимаются министерства торговли, сельского хозяйства и акиматы.
Министерство торговли и интеграции осуществляет общую координацию данной работы, они устанавливают и контролируют предельные цены, проводят товарные интервенции, а министерство сельского хозяйство должно заниматься увеличением сельхозтоваропроизводства с целью снижения импортозависимости и волатильности цен на продовольственных рынках.