Национальный банк Казахстана приступил к публикации краткого обзора инфляционных процессов в Казахстане на ежемесячной основе «Инфляционные тенденции». Обзор содержит анализ инфляционных процессов и компонентов инфляции, в том числе факторов, лежащих в основе данных тенденций, сообщили центру деловой информации Kapital.kz в пресс-службе Нацбанка.
В ноябре 2020 года годовая инфляция ускорилась до 7,3%. Основной вклад продолжает вносить рост цен на продовольственные товары, которые подорожали на 10,8%. В ноябре повысились тарифы на отдельные услуги ЖКХ и стоимость услуг в сфере культуры и отдыха, отметил директор Департамента денежно-кредитной политики НБРК Жандос Шаймарданов.
Рост цен на непродовольственные товары остается сдержанным на фоне ограниченного потребительского спроса, что связано с сокращением реальных денежных доходов населения и продолжения дистанционного формата режима работы и учебы.
В обзоре говорится, что в ноябре 2020 года годовая продовольственная инфляция ускорилась до 10,8%. Существенно снизился вклад роста цен на мясную продукцию в условиях замедления цен производителей, а также на хлебобулочные изделия и крупы в результате более раннего окончания уборочной кампании и пополнения запасов зерновых. Выход из расчета высоких показателей месячного роста цен прошлого года оказывает дополнительный статистический эффект. Вместе с тем продолжилось удорожание сахара, растительного масла на фоне ускорения роста цен на мировых рынках, в том числе в России, в результате ограничения предложения из-за низкого урожая масличных культур и повышенного спроса.
Непродовольственная инфляция ускорилась в ноябре 2020 года до 5,7% в годовом выражении. В ноябре рост цен на отдельные товары краткосрочного пользования (моющие средства, медикаменты) ускорился. В структуре товаров длительного пользования продолжилось ускорение роста цен на товары и предметы домашнего хозяйства (мебель, бытовая техника, посуда). Ускорение роста цен зафиксировано на одежду, что может быть связано с частичной реализацией отложенного спроса. Сдерживающим фактором остается слабый потребительский спрос в условиях снижения реальных доходов населения и сохранения дистанционного формата работы и учебы.