USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.24$
-0.030
BTC
95470.30$
+109.100

Семь вопросов по реформам

Почему Правительство и агентство по стратегическому планированию и реформам станут «спарринг-партнерами»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Царьград

Царьград

Второе заседание Высшего совета при Президенте Казахстана по реформам прошло 9 декабря 2020 года. Первое заседание, которое состоялось 21 октября, как и сама идея о «новых реформах», вызвала неоднозначную реакцию общества. На самые «популярные неудобные вопросы» ответили эксперты агентства по стратегическому планированию и реформам.

1. «Опять реформы? Да сколько можно реформировать? Когда уже будет конкретный результат?»

- Реформы – это не результат, а процесс. Каждая реформа – это не только изменение той или иной сферы или отрасли к лучшему, но и актуализация, приведение ее в соответствие с действительностью. К примеру, даже лучшую в мире систему образования в «нулевые» стоило бы реформировать, чтобы начать внедрять в учебный процесс новые интернет-технологии.

Что же касается современного Казахстана, то разрабатываемые реформы направлены и на качественное улучшение, например, в сферах образования и здравоохранения, и на актуализацию. Трудно поспорить с тем, что ситуация в Казахстане до и после пандемии коронавирусной инфекции отличается кардинально, а значит, пересмотра потребует большая часть стратегических документов. Первый на очереди – Стратегический план до 2025 года. Первые конкретные реформы будут обнародованы в январе 2021 года.

2. «Новые реформы – это очередная погоня за цифрами и местами в разнообразных рейтингах?»

- Нет. Базовый принцип новых реформ – человекоцентричность. В этой концепции превыше всего люди, их счастье и благополучие, а не абстрактные показатели. О достижении каких бы то ни было показателей в зарубежных рейтингах речь и вовсе не идет.

3. «О каком стратегическом планировании идет речь, если есть Стратегия «Казахстан-2050»?»

- Безусловно, общий стратегический курс не подлежит пересмотру. Но для достижения целей 2050 года потребуется «маршрут» – конкретные цели и задачи на каждый из пятилетних отрезков. Планированием ближайшего из таких отрезков до 2025 года в данный момент и занимается АСПИР.

4. «Какой толк от реформ, если их будут делать те же люди?»

- Порядок реализации реформ выглядит следующим образом:

• АСПИР генерирует проекты реформ;

• ВСР утверждает реформы;

• Правительство реализует реформы;

• АСПИР оценивает эффективность реализации;

• ВСР принимает решение об успешности реформ, а также сопутствующие административные решения.

Примечательно, что АСПИР выведен из состава правительства и подчиняется напрямую президенту. То есть правительство и АСПИР становятся «спарринг-партнерами» – независимыми, но при этом работающими в связке. Проводя аналогии, правительство в этой модели можно сравнить с наземными войсками, непосредственно выполняющими боевые задачи, а АСПИР – с воздушной разведкой, прокладывающей и корректирующей курс.

5. «АСПИР же уже существовал 20 лет назад. Почему его упразднили, если он был эффективен?»

- Как показал опыт, у государства нет постоянной потребности в АСПИР, оно нужно только в проблемные, переломные моменты, когда правительство из-за сверхвысокой загрузки не успевает осуществлять стратегическое планирование. Такой момент был 20 лет назад, когда АСПИР был создан впервые. Тогда рухнули азиатские рынки, Россия допустила дефолт. Похожий момент наступил в 2020 году с той лишь разницей, что кризис накрыл весь мир.

6. «Если верить сайту АСПИР, то его физическое местоположение – это офисы МФЦА. Какое отношение эти органы имеют друг к другу?»

- Чтобы начать разработку реформ максимально быстро, нужно было создать АСПИР в кратчайшие сроки. Для него нужен был готовый «фундамент», включающий кадры, технологии, компетенции, бюджеты, нетворкинг. Таким «фундаментом» по согласованию с руководством страны согласился стать Международный финансовый центр «Астана». Именно поэтому АСПИР располагается в блоке С4.2 МФЦА.

7. «В Казахстане действует огромное количество госпрограмм, но почти все они не дают никакого результата, кроме обогащения операторов»

- Главой государства в Послании от 1 сентября 2020 года была предложена идея о переходе к национальным проектам. У них будут конкретные показатели эффективности, причем не абстрактные, а напрямую связанные с благополучием граждан. Бюджетирование, а равно и поощрение или наказание ответственных, будет привязано к их исполнению. Соответственно, эффективные нацпроекты будут развиваться дальше, а неэффективные будут свернуты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.