Кайрат Торебаев: С маркировкой у теневого бизнеса не будет шансов

Могут ли производители получить господдержку при закупке необходимого оборудования

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кайрат Торебаев: С маркировкой у теневого бизнеса не будет шансов - Kapital.kz

Правительство принимает меры для сокращения доли теневой экономики. Причем эти меры направлены в том числе и на повышение качества товаров и услуг. Один из применяемых инструментов – обязательная маркировка товара. Могут ли производители получить господдержку при закупке необходимого оборудования и на какие объемы поступлений в бюджет можно рассчитывать? Об этом корреспонденту «Капитал.kz» рассказал вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев.

- Кайрат Калмукаметович, что получит бизнес от введения маркировки?

- Целью введения маркировки является сокращение теневого оборота. Эта проблема существует во всех странах мира, и Казахстан не исключение. Как показывает опыт других государств, именно вывод из тени недобросовестных товаропроизводителей и реализаторов стимулирует развитие видов бизнеса по разным направлениям, формирует добросовестную конкуренцию. За счет сокращения серого рынка увеличатся доходы легальных бизнесменов и вырастет показатель легального оборота. Это соответственно повлияет на доходы компаний, сотрудников, на увеличение зарплат и в целом на доходы населения, поступления в бюджет. 

- Во сколько обойдется производителям маркировка выпускаемой продукции? И уточните, пожалуйста, какие группы товаров подлежат обязательной маркировке?

- С прошлого года введена обязательная маркировка на изделия из натурального меха, а с 1 октября нынешнего года в обязательном порядке маркируются табачные изделия. Выбраны еще 4 группы товаров, по которым ведутся пилотные проекты по маркировке и прослеживаемости: лекарственные средства, алкогольная и молочная продукция, обувь.

Если говорить о затратах бизнеса, то на первоначальном этапе они действительно потребуются. Необходимо приобретение оборудования для маркировки производителям и идентификационной техники – реализаторам. 

Затраты на маркировку, покупку контрольно-идентификационных знаков – кодов зависят от самого товара и объема его выпуска. По каждому виду товаров будет своя стоимость кода: дифференцированный подход по расчету стоимости КИЗ обусловлен в том числе и социальной ориентированностью продукции. Например,  стоимость кода маркировки на лекарственные средства будет понятна в следующем году, когда мы проанализируем результаты пилота.

- Оборудование гашения кодов должны приобретать магазины?

- Да, розничные операторы должны приобрести 2D-сканеры. Но уже есть альтернатива.

Единым оператором были разработаны два приложения. Первое Naqty Sauda для реализаторов – точек розничной торговли. Оно бесплатное и предназначено для вывода кода из оборота. То есть, например, если маленькие магазины не имеют возможности купить сканер, выводящий маркированный товар из оборота, то они могут установить на мобильный телефон бесплатное приложение, которое его заменит. На первоначальном этапе это поможет предпринимателю понять, нужно ли ему покупать сканер, или можно обойтись приложением. Приложение для потребителей Naqty Onim позволит отследить весь жизненный цикл товара от производства до реализации, отсканировав код. Здесь реализуется функция общественного контроля.

Понимая, что для бизнеса появятся дополнительные затраты, государством прорабатываются различные варианты поддержки. Например, безвозмездное предоставление оборудования для маркировки лекарственных средств, поскольку они  относятся к социально значимым товарам. При этом маркировка позволит проследить цикл «жизни» лекарства: наличие на складах, оборот его в точках реализации, доставку, снабжение и распределение. Для других видов товаров на сегодня рассматриваются меры стимулирования в рамках программы  «Индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы».

- Я предполагаю, что спрос на оборудование спровоцирует рост цен на него?

- Если говорить о законах рынка, то с увеличением спроса будет расти и количество компаний, желающих наладить производство необходимого оборудования. Следовательно, вырастет и конкуренция между ними, формируя конкурентоспособную цену. Отмечу, что правительством прорабатывается мера по локализации производства необходимого оборудования и материалов для маркировочной упаковки. То есть будет простимулирован еще один вид бизнеса. В ближайшей перспективе планируется запустить локализацию производства через программу «Экономика простых вещей».

- Кто является единым оператором процесса маркировки товаров?

- Единым оператором является телекоммуникационная компания «Казахтелеком». Здесь отмечу, что при разработке и согласовании требований к единому оператору  законодательством предусмотрено, что он должен располагать всеми необходимыми ресурсами для предоставления оборудования для бизнесменов. Но прежде чем определить единого оператора, мы проверяли всех участников конкурса на соответствие требованиям.  При этом именно оператор может на разных финансовых условиях – лизинг или аренда – предоставлять предпринимателям необходимое оборудование.

- У товаропроизводителей будет время на то, чтобы наладить процесс маркировки товара?

- Конечно. Согласно правилам, которые утверждаются отраслевыми госорганами, обозначается две даты – дата ввода обязательной маркировки и дата вступления в силу запрета на оборот немаркированных товаров. Для табачных изделий маркировка вступила в силу с 1 октября текущего года, а до 1 октября следующего года можно продавать немаркированные остатки. Но все ввозимые и производимые с 1 октября 2020 года сигареты должны быть обязательно промаркированы. В среднем переходный период для каждой группы товаров составляет год. И по каждому товару из групп на сегодня ведутся пилотные проекты. Например, по алкогольной продукции и обувным товарам пилотный период продлится до конца текущего года. По лекарствам – до 31 марта 2021 года, по товарам легкой промышленности – до конца следующего года, по молочной продукции проект стартовал недавно и продлится не менее года. В любом случае введение маркировки будет приниматься через несколько этапов: анализ целесообразности, анализ регуляторного действия, общественные слушания и так далее.

- По вашим данным, на какие поступления в бюджет можно рассчитывать после запуска маркировки всех шести групп товаров?

- По расчетам министерства финансов, теневой оборот по некоторым товарам из шести групп (которые входят в список на сегодня) доходит до 63%. Но с маркировкой у серого рынка не будет шансов оставаться в тени. Соответственно, за счет налогов с официальных продаж увеличатся поступления в бюджет: до 2025 года по шести товарным группам объем дополнительных поступлений предположительно составит около 58 млрд тенге. Эти расчеты аналогичны динамике поступлений после введения маркировки товаров из натурального меха. Только в первый год пилота мы увидели 50%-ный рост налоговых поступлений.

Но все же важным является не только прямое поступление налогов в бюджет, а общий кумулятивный эффект от сокращения доли теневой экономики. По нашим расчетам, он составит порядка 2,6 трлн тенге. Сюда включаются и налоги с продаж, и создание новых рабочих мест, и возможность увеличения экспортных продаж, и рост производств в условиях честной конкуренции, и повышение качества выпускаемой продукции. Последнее же является особо актуальным, поскольку напрямую влияет на качество жизни населения.

- Какой эффект от маркировки товара можно наблюдать в других странах?

- В каждой стране эффект проявляется по-разному, но везде он впечатляющий. Например, в России после завершения пилотного проекта по маркировке  лекарственных средств (он длился несколько лет) количество недоброкачественных лекарств на рынке снизилось в 2,5 раза. А доля нелегального оборота на рынке легкой промышленности во время пилота снизилась с 31% до 18%. Если продолжить говорить про российский опыт, то наиболее впечатляющим, на мой взгляд, является их результат по маркировке обуви. До его введения объем рынка оценивался в 330 млн пар в год. Но первый год пилота показал, что только добровольно присоединившиеся к маркированию продукции производители выпускают минимум в 4 раза больше обуви, чем раньше фиксировалось. То есть благодаря маркировке российские власти получили приближенный к достоверности сигнал от рынка. Это позволяет государству более качественно планировать объемы производства, его географию, ожидаемые поступления в бюджеты разных уровней. 

В Евросоюзе введение маркировки и прослеживаемости товаров позволило снизить на треть оборот контрабандной продукции. Маркировка алкогольных и безалкогольных напитков в Бразилии и Турции увеличила собираемость налогов на 20% и 142% соответственно.

Так что в целом система во всем мире демонстрирует эффективность в борьбе  с незаконным оборотом товаров, теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: