Перераспределение покупательской способности заметно на всех мировых ретейл-рынках. Казахстан не стал исключением: спрос на бюджетные товары в стране вырос в среднем на 10%, делится статистикой ОЮЛ «Союз торговых сетей». Приблизительно на такой же процент упал спрос на товары премиум-класса.
Перемещение покупателей из среднего класса платежеспособности в экономкатегорию происходит очень быстро и масштабно. Это означает, что увеличивается аудитория, которая выбирает товар, ориентируясь на ее стоимость. Поэтому в период рецессии и экономических кризисов активизируется рост сетей магазинов, конкурентным преимуществом которых является ценовой диапазон. Соответственно любой розничный бренд, который делает ставку на низкую цену, при достаточно приемлемом качестве продукта имеет шансы для развития в данный период.
«Сегмент масс-маркет растет и, по нашим прогнозам, в ближайшие годы продемонстрирует увеличение рынка как по объемам товарооборота, так и с позиции увеличения покупательского интереса, – отмечает советник председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей» Ерлан Жайлаубай. – Для этого есть предпосылки: сфера современного ретейла в Казахстане не превышает 35% от общего объема рынка торговли, и ему есть куда расти. Например, в России он превышает 75%. Потенциально, после коронакризиса и восстановления экономики, покупательский спрос увеличится, но основная часть рынка может остаться за масс-маркетом: к этому времени многие «распробуют» преимущества бюджетных магазинов».
При этом рост масс-маркет-сегмента – это мировая тенденция. На сегодня разница в сервисе «дорогих» и «дешевых» магазинов заметно снижена: бюджетные магазины предлагают высокое качество услуг, гарантированное качество товаров и постоянно в этом развиваются. В целом, отмечает основатель и СЕО международной образовательно-консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор» Кирилл Куницкий, масс-маркет по определению является наибольшим сегментом рынка. Поэтому при условии, что компании, работающие на этом рынке, грамотно выделяют свою целевую аудиторию и понимают их потребности, перспектива роста присутствует даже в период кризиса.
«Важно понимать, что в период кризиса рынки не останавливаются, а лишь уменьшаются в объеме. Даже если какой-то рынок просел на 20-30%, то в нем все равно остаются покупатели, которые регулярно тратят. Задача любого бренда в период кризиса – работать над повышением своей конкурентоспособности в глазах своей целевой аудитории и подключение дополнительных инструментов продаж: интернет-маркетинг и трейд-маркетинг», – отмечает Кирилл Куницкий.
Сильнее всего от коронакризиса страдает средний класс, добавляет он. У премиум-класса своего рода некий долгосрочный «иммунитет» к кризису, потому что у типичного премиум-клиента зачастую присутствуют сбережения, которые позволяют ему удержаться на плаву и сохранить поведенческие привычки, не отказывая себе в тех предметах комфорта, к которым он привык.
Высока вероятность, что в период коронакризиса рост продемонстрируют компании, предлагающие экономтовары. И в первую очередь наибольшему росту будут подвержены те, которые в экономсегменте предлагают продукты первой необходимости, например, продукты питания. Но есть и потенциал в других категориях.
Борьба между своими
Реалии рынка будут подталкивать компании к ценовой конкуренции и в дальнейшем, добавляет Ерлан Жайлаубай. В ряде городов Казахстана появилась сеть магазинов, позиционирующая себя как дискаунтер.
«Дискаунтеры, как мы думаем, потеснят не сети масс-маркет, а скорее серый рынок – базары. Они способны предлагать цены на их уровне или ниже, но в отличие от базаров они торгуют сертифицированной продукцией, за качество которой отвечают поставщики. Плюс, несомненно, более высокой уровень комфорта для покупателя – от парковок до крытых, чистых, отапливаемых и кондиционируемых помещений, персонала, проходящего санитарный контроль, и т.д.», – отметил Ерлан Жайлаубай.
В период коронакризиса не стоит опасаться и наплыва в страну контрафактной продукции. Рынок, насыщенный подделками, остался в прошлом, и это осознают как власти, так и игроки рынка, уверяет советник председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей». Например, сегодня реализуется большой совместный государственно-частный проект строительства сети оптово-распределительных центров по всему Казахстану. Предполагается, что ОРЦ дадут толчок развитию современной, цивилизованной и прозрачной как для покупателя, так и для государственных контролирующих органов торговли.
«Услугами сети оптово-распределительных центров смогут пользоваться крупные, средние и мелкие отечественные и зарубежные игроки рынка. В целом это именно тот толчок, который позволит сравнять показатели Казахстана в объеме современной торговли с показателями России, нашего основного партнера в ЕАЭС.
Для государства это даст не только приток налоговых поступлений и создание новых официальных рабочих мест, но и в целом контроль за продовольственной безопасностью», – считает Ерлан Жайлаубай.
Чужих не ждут?
Говоря о возможности прихода крупных международных брендов на казахстанский рынок, по мнению экспертов, все будет зависеть от политики государства относительно импортной продукции. Как отмечает Кирилл Куницкий, чем ниже порог входа и чем выше налоговые льготы для импортера, тем активнее они заходят на рынок. «При этом не стоит убирать со счетов серый импорт, который может процветать в период экономического кризиса», – отмечает основатель и СЕО компании «Бизнес-Конструктор».
«Масштаб экспансии на наш рынок будет зависеть от того, насколько комфортно на нем будут себя чувствовать наши отечественные торговые сети, – соглашается советник председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей». – Пока мы видим, что казахстанские сети развиваются вполне успешно и очень активно, они готовы к конкуренции и за счет опыта работы на внутреннем рынке имеют преимущество».
В целом эксперт отмечает, что в Казахстане существует огромный потенциал для роста. Но при этом большая доля рынка занята ведущими игроками, которые уступать позиции не собираются. Жесткая конкуренция между игроками побуждает их улучшать сервис, ценовую политику, механизмы развития и внедрять международный опыт.